0
725
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

07.10.2005 00:00:00

Форменное безобразие

Георгий Колыванов

Об авторе: Георгий Глебович Колыванов - полковник, военный эксперт.

Тэги: су27, литва, граница


Интрига, связанная с катастрофой российского СУ-27, неведомо как оказавшегося в небе Литвы, сохраняется. И сегодня нет однозначных ответов на многие вопросы, которые возникли после этого летного происшествия. Остановимся, однако, всего на одной загадке, загаданной падением нашего самолета на территории соседней страны. Случай это не первый (в 1980-е годы МиГ-23 ВВС Северной группы войск рухнул в Бельгии) и, к сожалению, вряд ли будет последним.

Что в этой в ситуации по меньшей мере удивительно. Вспомним первые телевизионные кадры, на которых мы, граждане России, увидели пилота Военно-воздушных сил РФ майора Валерия Троянова. Два дюжих литовца в штатском спешно высаживают из автомобиля авиатора, одетого в какой-то свитерок и легкие брючки, и торопливо, чуть ли не толкая в спину, проводят мимо журналистов.

Тут сразу закрадывается сомнение: разве это российский летчик, представитель ВВС ядерной державы? Почему он облачен в какую-то затрапезу, как будто бы приобретенную на блошином рынке где-нибудь в литовском захолустье? Где его летно-техническое обмундирование, специальные ботинки, белье и, наконец, шлем, который, как известно, изготавливается еще в военном училище персонально на каждого пилота с учетом его антропометрических данных (размера головы, проще говоря)?

Тут возможны несколько вариантов объяснений.

Первый - литовцы после приземления переодели майора Троянова насильно. Тогда он должен был сразу же заявить: "Я - майор российских ВВС, с меня в нарушении всех международных конвенций насильно сняли форму русского летчика. Я сопротивлялся, но вынужден был подчиниться". Этого почему-то не произошло. Здесь нужно обратить внимание на следующий момент: чеченские боевики с первых минут пленения обычно переодевают наших военнослужащих во всякую рвань, чтобы еще более унизить попавших в беду солдат и офицеров, даже внешне постараться подчеркнуть их оторванность от Российского государства, представителями которого (пусть это и звучит несколько высокопарно) они фактически являются.

Вариант второй. Троянов переоделся сам, добровольно и попросил литовскую сторону представить ему хоть какую-нибудь одежду. Тогда спрашивается, что подвигло майора на подобный поступок? Вряд ли тут надо что-либо домысливать. Остается надеться, что рано или поздно летчик сам расскажет об этом подробно.

Третий вариант. Надо сразу подчеркнуть - фантастический. Оказавшись в результате летного происшествия на территории члена блока НАТО, офицер, как иной слабый духом окруженец 1941 года, сразу скинул с себя военную форму, сжег документы, закопал пистолет и в кальсонах представился литовским полицейским и военным местным крестьянином.

А как должно было быть на самом деле? Майору Троянову при любых обстоятельствах следовало оставаться в летно-техническом обмундировании ВВС России. Кстати, опять-таки и в который раз со всей очевидностью продемонстрировано: очень крупным недостатком нашего ЛТО является отсутствие на нем знаков различия. Твердили об этом специалисты не единожды, но воз и ныне там. В руках нашего летчика должен быть шлем, намертво привязанный к кисти правой руки. Чтобы все видели - это пилот, представитель ВВС могучей державы, а не голодранец, выловленный при прочесывании кустарника. Многие наши генералы и офицеры, находясь в гораздо более худших условиях немецкого плена в 1941-1945 годах, сохранили и форму, и документы, а некоторые - даже ордена.

Наверное, первые заявления, которые обязан сделать наш пилот при вынужденном приземлении на чужой земле, должны звучать примерно так: "Я имярек, летчик такого-то авиационного полка ВВС России. В результате летного происшествия оказался в NN. Требую в соответствии с нормами международного права вернуть меня и обломки самолета моему государству - Российской Федерации".

А какие слова прежде всего услышали россияне из уст майора Троянова: "Я благодарен литовской стороне". Извините, но по ушам резануло неслабо. За что благодарен, за продолжающиеся и по сей день нелепые измывательства над здравым смыслом литовских властей? Предоставленную одежонку? Воды дали попить после приземления? Так ее в НАЗе три литра. Позвонить дали по телефону? И откуда литовцы узнали, что майор налетал в этом году 14 часов? Ведь не представлял же им штаб 177-го иап итоговых данных по боевой подготовке части?

Попав в подобную ситуацию, надо вести с себя с достоинством и честью, не забывая про престиж Отчизны. И даже если тебя толкают в спину при выходе из машины под телеобъективами камер, ну покажи, что это происходит против твоей воли, не надо бежать мелкой рысью, выпрямись, вскинь голову, сделай соответствующее заявление.

А сейчас, конечно, главная задача государства Российского - вытащить из этой ситуации пилота и обломки машины. Окончательный "разбор полетов" можно отложить и на потом. Но если не сделать из случившегося выводов, следующего летчика, попавшего в подобную ситуацию, выведут перед телекамерами в нижнем белье.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
1018
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
1243
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1569
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
1127

Другие новости