0
1511
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

10.03.2006 00:00:00

Авиапром подхватит единый финансовый поток

Тэги: оак, путин, самолетостроение


оак, путин, самолетостроение Куда ж полетим?
Фото из каталога 'Оружие России'

20 февраля закончились почти трехлетние мытарства идеи создания Объединенной авиационной корпорации: президент РФ Владимир Путин подписал указ

№ 140. В соответствии с этим документом до 1 апреля 2007 года должны быть проведены все мероприятия по формированию ОАК, определен состав «негосударственных акционеров открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» и размеров их долей в уставном капитале этого акционерного общества». Доля акций государства в новой структуре будет составлять не менее 75%.

Объединение ведущих авиационных производителей намечено провести в две стадии. На первом этапе в состав ОАК войдут шесть из них, расположенных в Москве: ОАО АХК «Сухой» (100%), ОАО «МАК «Ильюшин» (86%), ОАО «Туполев» (90,8), ВЭО «Авиаэкспорт» (15%), ОАО «Ильюшин Финанс Ко» (38%) и ОАО «Финансовая лизинговая компания» (58%). Из предприятий, находящихся за пределами столицы, в новое авиационное объединение будут включены Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А. Гагарина (25,5%), нижегородский авиастроительный завод «Сокол» (38%) и Новосибирское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова (25,5%). После проведения мероприятий по акционированию к ним должны присоединиться ФГУП «РСК «МиГ» и ФГУП «Казанское авиационное производственное объединение имени Горбунова». Их акции будут переданы в уставный капитал ОАК в обмен на дополнительную эмиссию акций корпорации. В соответствии с проектами нормативных актов ФГУП «МиГ» и ФГУП «КАПО» в ближайшее время должны стать акционерными обществами.

Основными целями создания ОАК специалисты называют необходимость слияния всех финансовых потоков в рамках развития авиации в единое целое и их оптимальное перераспределение по перспективным направлениям. В качестве второй задачи выступает необходимость сужения продуктового ряда создаваемой и производимой авиатехники с целью исключения оставшейся в наследство от СССР практики дублирования работ и неоправданного расходования средств. Кроме того, новая структура должна обеспечить исключение внутренней конкуренции авиационных производителей за счет перераспределения зон ответственности и направлений работ.

И, главное, о чем пекутся идеологи и пропагандисты новой структуры, создание оптимальных условий для притока частных капиталов как из внутренних источников, так и зарубежных. Сегодня, когда государство планирует контролировать 75% финансовых потоков в самой прибыльной сфере авиационного бизнеса – военной – и более половины – в транспортной, желание зарубежного и отечественного капитала включиться в этот процесс остается под вопросом. В ОАК планирует войти «Иркут» – абсолютно частное акционерное общество, которое, кстати, было одним из инициаторов создания корпорации. Однако на этапе зарождения идей предполагалось, что доля государства в данной структуре не будет превышать 25%. Теперь, когда установлены четкие финансовые правила игры на авиационном поле, желание частного капитала вкладывать «длинные деньги» в авиапром достаточно трудно предсказуемо.

Сегодня не существует биржевой цены акций всех входящих в ОАК предприятий, за исключением «Иркута», который прошел все биржевые формальности и продал 10% своих акций европейской аэрокосмической корпорации EADS. Объединяющимся предприятиям придется пройти длительную процедуру оценки своих активов и регистрации на бирже.

По некоторым данным, новая корпорация будет включать четыре функциональных компонента: «Военная авиация», «Транспортная и специальная авиация», «Гражданская авиация» и «Производство узлов и компонентов». Долевое участие государства в военном секторе будет составлять 75%, в транспортную и специальную авиацию оно вложит 51% своих активов, а в гражданской авиации госпакет не будет превышать 25%.

Сегодня всеми идеологическими и административными аспектами формирования ОАК, разработкой единой политики развития, подготовкой активов к объединению занимается «Объединенный авиастроительный консорциум», имеющий юридический статус некоммерческого партнерства. В законодательный корпус этой структуры, в так называемый наблюдательный совет, входят все главы объединяющихся предприятий. Административная составляющая партнерства представлена правлением, председателем которого является вице-президент ОАО «НПК «Иркут» Валерий Безверхий. В состав правления входят директора направлений, эксперты и советники. Общая численность правления составляет около 30 человек.

Представители ВВС не в большом восторге от появления ОАК. В лице ОАК в России появится новый монополист, что приведет к устранению конкуренции, увеличению цен и снижению качества продукции. Военные утверждают, что опыт взаимодействия некоторых авиационных компаний с зарубежными партнерами показал, что иностранный капитал обеспечивает решение только собственных задач и не заинтересован в возрождении потенциального конкурента. Вдобавок роль Минобороны как главного заказчика авиационной техники практически не определена.

Многие эксперты затруднились ответить на такие вопросы, как стоимость предстоящих преобразований, реальные сроки их осуществления и наиболее вероятные результаты введения новшеств. По словам специалистов, все будет определяться тем, как главам ведущих предприятий удастся договориться о разделении финансовых полномочий и кто реально встанет у рулей управления новой корпорацией. Что произойдет с остальными предприятиями отрасли, когда государство прекратит их финансировать, тоже остается не совсем ясным. «Скорее всего, их просто закроют, и они прекратят существовать», – заявил один из экспертов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1100
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1321
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1577
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1141

Другие новости