В № 28 «НВО» (2007 год, стр. 8) увидела свет статья о готовности Канады побороться за богатства Арктического региона. Не меньший интерес к ним проявляет и Вашингтон. Так, главный юридический советник госсекретаря США Джон Беллингер заявил, что администрация Джорджа Буша внимательно отслеживает действия других государств в Арктике.
Что же касается самих Соединенных Штатов, то они, по данным газеты «ЮЭсЭй Тудей», могут подать заявку на право владения береговой зоной в районе побережья Аляски, уходящей в Северный Ледовитый океан на 600 миль (965 км). Однако для подачи такой заявки США должны ратифицировать Конвенцию ООН по морскому праву, чего в Вашингтоне не желали делать на протяжении многих лет. Сенатор-демократ Джозеф Байден поддерживает ратификацию, первые слушания по данному вопросу в возглавляемом им Комитете по иностранным делам верхней палаты Конгресса состоятся в течение осени.
Комендант (командующий) американской береговой охраной адмирал Тад Аллен, в свою очередь, подтвердил, что для США Конвенция ООН по морскому праву имеет «абсолютно критичное значение». И сделал он это заявление не случайно: береговая охрана (БОХР) – ведущая американская силовая структура, действующая в арктических районах (личный состав береговой охраны – военнослужащие, в военное время она полностью подчиняется ВМС). Как сообщает американская печать, в Конгрессе рассматривается вопрос о выделении на ее нужды 8,7 млрд. долл., в том числе – 100 млн. на обслуживание трех ледоколов БОХР.
Один из них – «Хили» – приписан к Сиэтлу. Он может пробивать полутораметровый лед и продавливать 2,5-метровую ледовую толщу. На борту судна водоизмещением в 16 тыс. тонн находится 140 человек, включая 85 членов экипажа: 31 офицер, 54 матроса. Остальные люди – гражданские ученые и специалисты. Силовая установка мощностью 30 тыс. лошадиных сил позволяет «Хили» развивать скорость до 17 узлов. Недавно он отправился в высокие широты. Официально – с целью изучения процессов глобального потепления и его возможных последствий для Арктики. Однако в России не остался не замеченным тот факт, что американцы вышли именно в тот район, где недавно проводила исследования экспедиция РФ.
Второй ледокол – «Северное море» – с конца апреля проходит ремонт, который планируется закончить в ноябре. Третий – «Северная звезда» – в резерве. Нехватка тяжелых арктических ледоколов считается слабым местом американской береговой охраны. Вот почему значительную сумму планируется ассигновать на строительство еще двух таких же судов.
Впрочем, еще в сентябре прошлого года американский Национальный совет по научным исследованиям по указанию Конгресса подготовил специальный доклад под названием «Ледоколы, их роль и будущие потребности США». В нем, кстати, особо отмечалось, что в силу географического местонахождения Аляски Соединенные Штаты являются «арктическим государством со значительными геополитическими, экономическими, научными интересами и интересами безопасности в Арктике», которые «должны быть защищены». Тем более что, как подчеркивают американские СМИ, таяние льдов и снегов на фоне общего потепления климата и появление новых возможностей добычи природных богатств и освоения транспортных путей в Арктике породило сейчас соперничество между восемью государствами – США, Россией, Канадой, Исландией, Норвегией, Швецией, Финляндией и Данией.
Примечательно, что уже в 2001 году Министерство ВМС США провело симпозиум с участием военных и гражданских экспертов по Арктике. Уже тогда всячески муссировалась идея о том, что главной целью Вашингтона в возможных военных операциях на «макушке» Земли станет «обеспечение доступа» к природным ресурсам и «поддержание стабильности» в регионе. Эта идея обсуждалась на фоне прогноза климатологов и океанологов о неуклонном сокращении площади и толщины арктических льдов. Они, по подсчетам экспертов, к 2050 году станут почти на треть тоньше, а их объем уменьшится за это время на 15–40%.
Что это дает ВМС? Прежде всего возможность действовать в Арктике на протяжении значительной части года. Однако нынешняя управленческая, IT и логистическая инфраструктура плохо приспособлены для решения подобных задач, отмечают эксперты. Не проводятся испытания оружия в полярных условиях, воинские подразделения недостаточно готовятся к боевым действиям на сильном морозе, метеопрогнозы слишком неточны.
Неудивительно, что Управление перспективных исследований и разработок Пентагона (ДАРПА), контролирующее ассигнования на оборонные проекты (с бюджетом в 3,2 млрд. долл.), объявило конкурс на создание технологий, которые обеспечили бы Соединенным Штатам военное превосходство в приполярных регионах. Как сообщается, ДАРПА заинтересовано в «инновационных технологиях и оперативным концепциях», которые «отвечали бы оперативным задачам, характерным для полярных условий», и могли бы «решающим образом» расширить возможности американской армии. Речь идет о вооружении, навигационном оборудовании и аппаратуре, которые могут способствовать поддержанию боеспособности кораблей и самолетов в суровом климате Севера нашей планеты.