0
1262
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

26.10.2007 00:00:00

Курдский вопрос дозрел до войны

Тэги: курдистан, турция, нато, ирак


Власти Ирака 23 октября распорядились закрыть все отделения Курдской рабочей партии (КРП) на территории страны. В ближайшее время должны быть заморожены финансовые фонды и счета КРП. Таким образом, выполнен один из пунктов требований, которые Анкара предъявила Багдаду.

Тем не менее издающаяся в Стамбуле газета «Заман» сообщила, что турецкая армия, преследуя боевиков КРП, вторглась в Северный Ирак. Операция при огневой поддержке вертолетов проводится на глубину до 40 км. Дальнобойная артиллерия и самолеты F-16 наносят удары по базам курдских партизан. Подтверждения этой информации из военных источников нет, но известно, что периодически турецкие подразделения заходят на сопредельную территорию. До тех пор, пока не начались ответные теракты курдов, можно считать, что это всего лишь эпизод информационно-психологической войны.

СВОБОДА ИЛИ НЕФТЬ

Чтобы разрядить ситуацию, глава МИД Ирака Хошнияр Зибари пообещал Турции, что правительство его страны будет помогать ей в преодолении курдской угрозы. Одновременно Анкара отказалась от переговоров и отвергла перемирие с боевиками Курдской рабочей партии (КРП). Министр иностранных дел Турецкой Республики Али Бабаджан объяснил это тем, что прекращение огня может быть заключено лишь в конфликте между двумя государствами, а не с террористической организацией. Он провел переговоры в Ираке 23 октября и, видимо, привел столь убедительные доводы Багдаду, что тот немедленно начал ограничивать деятельность КРП.

Однако Турция требует полного изгнания курдских партизан из Ирака, а также ареста их лидеров с последующей передачей их Анкаре. Однако подобный шаг может расколоть Иракский Курдистан, в котором и так непростые отношения между несколькими вооруженными группировками, держащими власть. С другой стороны, широкомасштабное военное вторжение турецкой армии способно взорвать весь регион.

Боевики КРП пообещали в качестве первой ответной меры в случае армейской операции против них подорвать нефтепроводы, по которым иракская нефть идет в Турцию. Это будет серьезный удар по всей мировой экономике, а турецкое народное хозяйство он просто опрокинет. Если угроза войны загнала в октябре стоимость барреля нефти за рекордную отметку 90 долларов, то подрыв нефтепроводов может довести цену черного золота до 100 за баррель. В результате последует скачок цен и возникнут инфляционные процессы мирового масштаба. Россию, кстати, эта беда тоже не минует.

Турецкий Генштаб оценивает количество боевиков КРП в 3,5 тыс. человек на территории Северного Ирака и в 400 – в приграничных провинциях Турции. Но в случае вторжения к сопротивлению могут присоединиться и местные ополченцы. Руководство Иракского Курдистана ранее заявляло, что операция турецкой армии будет считаться агрессией и угрозой территориальной целостности Ирака. Есть основания полагать, что с целью объединения всех курдских группировок отдельные местные политики заявят о создании независимого Курдистана на всех «национальных» территориях, включая Южную Турцию. После этого можно ожидать мятеж уже в южнотурецких провинциях. А Америка потеряет единственного внутреннего союзника в Ираке, зато приобретет очень сильного врага. Которого сама же обучила и вооружила.

Всякие горячие точки немедленно привлекают массы экстремистов и авантюристов, которые стремятся еще сильнее разжечь огонь войны. Нескончаемая военная кампания в Ираке это подтверждает. Можно будет ожидать волну жестоких терактов, втягивающих в кровавую мясорубку все большие массы людей.

Хуже того, представитель курдского регионального правительства Северного Ирака в Париже Сайван Барзани пригрозил, что в случае турецкого нападения курдские боевики проберутся в соседние страны. Тогда война охватит весь Большой Ближний Восток. Барзани дал понять, что от этой же участи не застрахована и Европа. Если вспомнить, что большие курдские общины проживают в Иране, Сирии, Азербайджане и Армении, а солидные колонии имеются во многих странах, угроза может иметь под собой почву. Это уже шантаж всего мирового сообщества с целью заставить его охладить турецкую ярость.

РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ

Мировое сообщество и без подобных угроз давно просит Анкару проявлять выдержку. К этому призывают турок, в частности, госсекретарь США Кондолиза Райс и представитель Евросоюза по внешней и оборонной политике Хавьер Солана. Он даже высказался о возможном усложнении турецко-европейских отношений, имея в виду желание Турции вступить в ЕС.

Что же касается Вашингтона, то отношения с ним у Анкары уже испортились. Этому способствовало принятие Конгрессом США резолюции о признании геноцида армян в Османской империи в 1915 году. В знак протеста Турция отозвала своего посла из Соединенных Штатов и пригрозила лишить американцев базы ВВС в Инжирлике. Ситуацию не спасли обращения президента Джорджа Буша к конгрессменам с просьбой не портить отношения с главным союзником США в Передней Азии. Через Турцию американские войска в Ираке получают 75% горючего и 95% тяжелой техники. И сейчас в срочном порядке рассматривается возможность переориентирования этих потоков на Кувейт и Иорданию.

Кондолиза Райс попыталась убедить президента Турции Абдулу Гуля, премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана и главу МИДа Али Бабакана (с каждым она поговорила в отдельности по телефону), что «стабильность в Ираке является общим интересом и любой дестабилизирующий фактор навредит интересам обеих сторон». В Анкару срочно откомандировали заместителя госсекретаря США Даниэла Фрида и заместителя министра обороны Эрика Эдельмана. Но они лишь услышали жесткую критику принятого Конгрессом решения о признании геноцида армян. Обиженная Турция не желает слушать аргументы Белого дома.

А курдские боевики продолжают усиленно обострять ситуацию. За месяц в полосе турецко-иракской границы убиты 42 гражданина Турции. Такое впечатление, что отряды КРП совершенно сознательно провоцируют турецкое руководство и армию на жесткие ответные действия. 30 сентября были расстреляны пассажиры микроавтобуса – семь солдат и пять ополченцев. Через неделю последовало нападение на военный лагерь. Итог: 13 убитых турецких военнослужащих. 21 октября – ночные атаки сразу на два армейских лагеря, повлекшие гибель еще 12 солдат (16 были ранены, а 8 захвачены в плен). По заявлению турецкого Генштаба, в результате ответной операции с применением артиллерии и авиации убиты 34 боевика.

Показ по турецкому телевидению пленных на фоне флага КРП вызвал взрыв негодования в стране. Сотни тысяч людей по всей Турции вышли на демонстрации. Стройными рядами с единообразными государственными флагами в руках они прошли, дружно скандируя требования наказать курдов. При всей заорганизованности этих мероприятий можно не сомневаться, что люди возмущались и требовали вполне искренне. Правда, прошла и ответная демонстрация курдов в Стамбуле, превратившаяся в уличные схватки с полицией.

17 октября парламент Турции подавляющим большинством голосов одобрил законопроект, разрешающий вооруженным силам страны проводить военные операции против курдских сепаратистов на сопредельных территориях Ирака. Однако премьер-министр Тайип Реджеп Эрдоган сразу заявил, что это не означает немедленного начала боевых действий. Хотя Анкара настроена решительно на борьбу с терроризмом, она пока под дипломатическим давлением и откровенной угрозой силы пытается заставить власти Ирака и американцев пресечь деятельность КРП. Те постепенно поддаются.

Угрозы провести крупную войсковую операцию в Северном Ираке звучат из турецкого Генштаба с начала лета. На границе сосредоточено не менее 60 тыс. военнослужащих и 2 тыс. единиц различной боевой техники. Сейчас уже называется новая численность группировки – до 100 тыс. человек. Периодически солдаты, преследуя боевиков, пересекают границу, но ненадолго.

ГОРДИЕВ УЗЕЛ

Премьер-министр курдского регионального правительства в Северном Ираке Нечирван Барзани, озабоченный опасным развитием ситуации, осудил действия сепаратистов, спровоцировавшие конфликт. «Мы не позволим использовать наши земли, земли Ирака, в качестве базы для нападений на соседние государства», – заявил премьер. Он подчеркнул, что Курдская рабочая партия, воюющая с Турцией, является проблемой и для местных властей в Мосуле, но военное решение неприемлемо. Необходимо политическое решение.

Какое, однако, «политическое решение» может быть у курдского вопроса в Турции? Никакого, если учесть, что даже существования такого народа – курды – Анкара не признает. Соответственно, никаких переговоров она вести не собирается, об автономии и речи быть не может. Наоборот, идет ужесточение национальной политики, принимающей порой гротескные формы. Так, к нескольким месяцам тюрьмы была приговорена девушка, надевшая головной платок цветов флага КРП, который в народе считается национальным. В сентябре в турецкий парламент внесены поправки в законодательство, позволяющие преподавать курдский язык лишь как иностранный наравне с немецким, английским и пр.

Для давления на клан Барзани, фактически сосредоточивший в своих руках власть в Иракском Курдистане, Анкара объявила о возможных санкциях против него. В соответствии с решениями Высшего совета по борьбе с терроризмом правительство рассматривало вопрос о замораживании всех счетов семьи Барзани в Турции и наложения ареста на все движимое и недвижимое имущество. Утверждается, что этот курдский клан контролирует весь импорт алкоголя в Турцию с годовым оборотом 300 млн. долларов. А в зоне свободной торговли в средиземноморской провинции Мерсин действует около 180 подконтрольных Барзани фирм.

С 1984 года Курдская рабочая партия ведет вооруженную борьбу, в ходе которой погибли уже около 40 тыс. человек. В самой Турции курдов, по разным оценкам, от 12 до 15 млн. человек. А население страны, по данным 2005 года, составляет 72,65 млн. человек, из которых этнических турок порядка 50 миллионов. Еще проживают греки, армяне, арабы и некоторые другие народы. Но всех власть считает одним народом – турками. Только эти «турки» вряд ли будут сражаться за такое государство, где их лишают даже права быть самими собой.

В Турецкой Республике вооруженные силы традиционно играют огромную роль. Они являются гарантом светского и демократического устройства страны. Но в последнее время в государстве усилились фундаменталистские настроения. К власти пришли исламистские правительство и президент. И хотя они ведут довольно умеренный курс, конфликт с армией, которая мешала их приходу к руководству страной, продолжается. Сейчас, когда военные несут потери и бессильны что-либо предпринять против сепаратистов, их авторитет в обществе падает. Зато исламистские силы, требующие принять решительные меры, выступают в роли ярых государственников и обретают симпатию в народе.

Слишком многое в регионе оказалось связано с ожиданием войны. И есть все основания думать, что фитиль самой опасной пороховой бочки в этом регионе мира уже подожжен. Смогут ли его погасить мировое сообщество и власти Турции и Ирака? Через несколько недель в горах на границе может выпасть снег, и боевые действия с обеих сторон почти прекратятся. Если в ноябре операция турецких войск не начнется, значит, до весны можно особо не беспокоиться. Но соблазн разрубить узел проблем и противоречий одним ударом меча очень велик.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
249
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
241
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
359
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
253

Другие новости