0
1118
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

25.01.2008 00:00:00

Пример Москвы – Вашингтону наука

Александр Храмчихин

Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин - заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа.

Тэги: сша, ирак, иран, буш


Как говорил Уинстон Черчилль, «американцы всегда находят верное решение, после того как перепробуют все остальные». Жизнь в очередной раз подтвердила правоту высказывания мудрого британца.

В мае 2007 года силы коалиции в Ираке потеряли убитыми 131 человека, в том числе 126 американцев. За тот период погибли 198 иракских полицейских и военнослужащих, 1782 мирных жителя оккупированной страны. В ноябре коалиция потеряла 40 человек (37 из них – американцы), погибли также 89 иракских полицейских и военнослужащих, 471 мирный житель. И это не случайная флуктуация, а тенденция. Уровень насилия в Ираке за последние 3–4 месяца заметно снизился.

Первой предпосылкой успеха стала переброска дополнительных частей и соединений вооруженных сил США в Месопотамии. Необходимость подобного шага была очевидна всем, кроме, почему-то, американского военно-политического руководства. Всего 4 года и 3,5 тыс. трупов только собственных военнослужащих понадобились ему, чтобы это осознать. Однако решающим данный фактор быть не мог, тем более что увеличение численности группировки армии Соединенных Штатов было не таким уж существенным.

Важнее оказалось то, что американцы скопировали (неясно, случайно или намеренно) российскую политику в Чечне. Им удалось разделить противостоящих боевиков на «националистов» и «исламистов» и склонить первых на свою сторону. Это было вполне реально, потому что те, кто сражается за независимость своей страны (и очень часто – своего бизнеса), плохо сходятся с теми, кто воюет за «Всемирный Халифат», в котором не может быть ни Чечни, ни Ирака, ни бизнеса. Сначала Москва в Чечне, затем Вашингтон в Ираке нашли в себе силы закрыть глаза на то, что «националисты» совсем недавно стреляли в их солдат, подчинив свои вотчины власти Кремля и Белого дома в обмен на борьбу с «исламистами», а также выполнение ряда необременительных ритуалов (типа подъема трехцветного флага над Грозным или формального признания существования «законного иракского правительства»).

Правда, говорить о том, что Соединенные Штаты принесли в Ирак демократию, теперь совсем смешно. Вместо одного большого Саддама жителями страны ныне руководят десятки мини- и сотни микросаддамчиков, гораздо более диких и жестоких, чем был покойный Хусейн. Американскому руководству, однако, важно отчитаться перед собственным населением, а не перед иракцами. Тем более что две задачи Вашингтон в Месопотамии точно решил.

Во-первых, если 17 лет назад вооруженные силы Багдада входили в десятку крупнейших в мире, то сегодня Ирак как военный фактор не существует вообще.

Во-вторых, хотя с помощью иракской нефти в обозримом будущем не удастся «отбить» гигантские (причем продолжающие расти) расходы на операцию на Среднем Востоке, но по крайней мере теперь тамошние месторождения черного золота контролируются США, а не их противниками.

Однако если тенденция к замирению Ирака сохранится, то Белый дом и Пентагон могут всерьез интерпретировать это не просто как успех, но как приглашение к дальнейшим действиям того же рода. Это будет означать возрождение совсем, как казалось, умершего плана иранской кампании. На полномасштабную операцию иракского типа Америка вряд ли решится, но она может попытаться авиационно-ракетными ударами разрушить ядерный и военно-промышленный потенциал тегеранского режима, а также занять ряд юго-западных районов Ирана, где находятся основные нефтяные месторождения. К операции могут быть привлечены соседние арабские страны, в первую очередь, разумеется, Саудовская Аравия, главный конкурент Тегерана в исламском мире.

Бушу осталось находиться в Белом доме ровно год. Станет ли он за этот период времени принимать столь радикальные решения, как начало еще одной войны, – сказать очень сложно. Впрочем, смена президента совсем необязательно будет означать смену политики. Сейчас вполне очевидно, что кандидатом от демократов станут либо Хиллари Клинтон, либо Барак Обама. Готовы ли граждане США избрать президентом женщину или афроамериканца? Мягко говоря, не факт. Поэтому республиканцы имеют очень неплохие шансы остаться у власти. Причем сейчас уже не кажется бредом вариант, при котором Америку возглавит Джон Маккейн. На его фоне Буш, Чейни и Рамсфелд – истинные «голуби». И тогда Иран обречен. И Сирия скорее всего тоже. Другие республиканские кандидаты тоже не отличаются пацифизмом. То, что продолжение подобного курса приведет к катастрофе саму Америку, в Вашингтоне, видимо, осознают только тогда, когда катастрофа случится.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
821
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
962
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1346
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1082

Другие новости