0
2371
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

08.08.2008 00:00:00

Почти гражданская война

Тэги: ингушетия, боевики, нападение, милиция


Начало нынешнего августа в Ингушетии отмечено ежедневными покушениями на милиционеров. Массированность атак, сходный почерк нападений и их объект свидетельствуют о скоординированности террористов, направляемых из единого центра.

КРОВАВЫЙ АВГУСТ

Типичный прием – обстрел проезжающего автомобиля милиционерами. Затем следует моментальный отход боевиков на машине без номеров. В некоторых случаях машины, использованные для выдвижения к объекту атаки, бросаются, а нападавшие растворяются в ночном городе. Вот сводка за ночь с 5 на 6 августа.

Вечером в 18.30 на федеральной трассе «Кавказ» из автомобиля «Лада-Приора» из автоматов расстрелян ВАЗ-2121. Убит оперуполномоченный Главного управления РФ по ЮФО, его напарник ранен. В 18.40 в станице Троикая из ВАЗа без номеров из автоматов обстрелян служебный автомобиль ОВД Карабулака. Ранены три милиционера, ехавший с ними гражданин скончался от ран. В 21.30 в селе Яндаре подъехавшие на двух автомашинах преступники обстреляли из автоматов и подствольного гранатомета дом семьи Курсаевых, где проходили поминки. Убит сотрудник УБОП Ибрагим Курсаев, трое ранено. Бандиты, бросив автомобили, скрылись. Погибший являлся родным братом милиционера Жамалейла Курсаева, убитого 3 августа. Еще один брат, тоже сотрудник милиции, Альберт был ранен 31 июля после нападения в Назрани.

Подобные преступления случаются в августе в Ингушетии практически ежедневно и с такой же интенсивностью. Вечером 4 августа в Назрани в автомобиле убиты сотрудник милиции и его знакомый. Около полуночи обстреляна мобильная группа милиции. А уже утром 5 августа расстрелян, ехавший на работу замначальника информационно-аналитического отдела республиканского УБОП майор Бузуртанов.

3 августа была обстреляна колонна внутренних войск из двух УАЗов и ЗИЛа. Погиб военнослужащий, пятеро получили ранения. Это была засада, поскольку стрельба велась с разных сторон в темное время суток. В тот же день на территории республики был введен план «Крепость».

Согласно плану, все городские и районные отделы на территории Ингушетии, а также здание МВД взяты под усиленную охрану. Кроме того, взяты под усиленную охрану стационарные посты ДПС и контрольные пункты милиции. Задействованы как пешие, так и мобильные патрульные группы. Однако боевики предпочитают атаковать не охраняемые посты, а проезжающие автомобили. О том, что отстреливают просто всех милиционеров подряд, свидетельствуют должности погибших и раненых. Среди них есть и чисто кабинетные работники, и охранявшие Пенсионный фонд сотрудники, и инспекторы ГИБДД, то есть люди, не имеющие отношения к силовым акциям и зачисткам.

В конце июля на расширенном заседании коллегии следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по республике по итогам работы за первое полугодие текущего года были названы данные по преступности. В частности, с января по июль на территории Ингушетии зарегистрировано 30 убийств, что на 10 больше, чем за тот же период прошлого года. Рост – 50%. Отмечалось, что резко выросло количество посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. За первое полугодие зафиксировано 69 преступлений этой категории. В результате погибли 12 милиционеров и шесть военнослужащих, 40 сотрудников органов внутренних дел и 17 военнослужащих ранены. С начала августа убито еще почти столько же.

Утром 30 июля в Назрани у здания МВД взорвалась бомба, заложенная в легковой автомобиль. Эксперты оценили ее мощность в 50 кг тротила. Погибли два милиционера, командированных из Нижегородской области, еще 5 человек, в том числе местные жители получили ранения.

На следующий день была проведена спецоперация, в ходе которой в городе Малгобек в частном доме оказались блокированы четыре боевика. Двоим из них удалось скрыться, а двоих захватили. При обыске дома оперативники обнаружили большое количество оружия, боеприпасов, взрывчатки и обмундирования. Там же оказалась мастерская по изготовлению самодельных взрывных устройств. После этого события и начался «кровавый август».

ВОЙНА КЛАНОВ

Но нападают не только на милиционеров. 24 июля ранен заместитель муфтия республики Камбулат Зязиков. 26 июля обстрелян из гранатометов и автоматов дом депутата Народного Собрания Ингушетии, замсекретаря регионального политсовета «Единой России» Руслана Албагачиева. 28 июля взорвана бомба у ворот ветерана труда Керима Имагожева, известного как сторонник президента Ингушетии Мурата Зязикова. В ночь на 1 августа был обстрелян во дворе своего дома и ранен имам селения Альтиево.

В северокавказской республике, по мнению ряда местных оппозиционеров идет настоящая гражданская война. Причину они видят в безвольном, слабом, оторванном от народа президенте Мурате Зязикове. И нападения на сотрудников правоохранительных органов должны продемонстрировать неспособность контролировать ситуацию с его стороны. Очень хочется убедить Кремль сменить главу республики. В прошлом году с этой целью было убито в Ингушетии несколько русских жителей и члены их семей. Выбирали с учетом резонанса – учителей и врачей. Не сработало.

Примечательно, что часто совершаются нападения на имамов и муфтиев. Их принуждают отказаться от поддержки Зязикова. Звучат голоса о создании некоего альтернативного муфтията. Параллельно с партизанской войной против президента Ингушетии идет и политическая борьба. Последний акт – доставка в приемную президента РФ 80 тысяч подписей за отставку Зязикова. Еще 25 тысяч подписей органы изъяли у одного из оппозиционеров. Сторонники президента утверждают, что никакого сбора подписей не было, что все это фикция.

В республике царят безработица и бедность, коррупция и насилие. Однако, что переменится, если снимут Зязикова, а вместо него назначат, например, Руслана Аушева? На смену одним властным кланам придут другие, а бедность и безработица останутся. Прекратятся ли нападения боевиков? Возможно, что их интенсивность упадет. Но результатом станет лишь очередной захват Назрани, как 22 июня 2004 года, когда погибли десятки людей.

Не стоит сбрасывать со счетов и местный менталитет. Похищения людей, в том числе невест, родовые обиды и кровная месть многих заставляют браться за оружие. Все это останется при любой власти, если уровень культуры и правосознания остается прежним. Более того, происходит дальнейшее расшатывание народной нравственности, противопоставить которому пытаются ислам ваххабитского толка.

Ситуацию в республике лучше всех использует экстремистское подполье. Оно выдает себя за защитников народа, а фактически разобщает этот народ, уже способствовало расколу Ингушетии на «зязиковцев» и оппозицию. Никакими переменами во власти этот раскол уже не ликвидировать. Удалось бы просто стабилизировать обстановку. Впрочем, осенью активность боевиков падает до будущей весны. Вот это в октябре-ноябре и объявят стабилизацией.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1014
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1208
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1660
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1356

Другие новости