Забракованные Алжиром МиГ-29 согласилось выкупить Минобороны РФ.
Фото из книги «Авиапромышленность России»
Для ОАО «Российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ» начало 2009 года ознаменовалось двумя значительными событиями. Новым гендиректором РСК «МиГ» стал Михаил Погосян, а Минобороны покупает 34 самолета МиГ-29, от которых отказался Алжир.
Михаил Погосян, став гендиректором «МиГа», сохраняет за собой посты гендиректора ОАО «Авиационная холдинговая компания (АХК) «Сухой» и первого вице-президента ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) по координации программ. Кроме того, Погосян возглавляет советы директоров ОАО «ОКБ Сухого» и ОАО «Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения имени Ю.А.Гагарина». В рамках ОАК он приступает к формированию бизнес-единицы «Боевые самолеты». Фактически это может означать постепенную интеграцию «МиГа» в структуру «Сухого». Судьба остальных российских авиационных КБ, растворившихся в ОАК, вполне ясно намекает на это.
Главная задача создаваемой бизнес-единицы «Боевые самолеты» – консолидация усилий и ресурсов для создания истребителя 5-го поколения. Весной прошлого года вице-премьер Сергей Иванов – председатель правления ОАК заявил, что прототип «самолета XXI века» совершит свой первый полет в конце 2008 года. При этом ссылался на Михаила Погосяна. Однако после почти двух десятилетий застоя в науке и возникшего технологического отставания сроки создания прототипа затягиваются.
Главнокомандующий ВВС генерал-полковник Александр Зелин недавно сказал, что летный образец самолета 5-го поколения будет готов к Дню Военно-воздушных сил 12 августа 2009 года. Эксперты более осторожно оценивают перспективы создания самолета 5-го поколения, склоняясь к мысли, что ранее 2010 года опытный образец не взлетит.
Финансовый кризис может серьезно подорвать процесс создания нового истребителя, поэтому понятно, почему в одних руках будут сосредоточены средства «Сухого» и «МиГа». Поможет ли это преодолеть технологические проблемы, покажет время. Кроме того, пока не существует бортового оборудования, вооружения и двигателя 5-го поколения. А без них новый самолет станет лишь продвинутой моделью 4-го поколения. И вряд ли будет в состоянии сражаться на равных с американскими F-22 и F-35.
Возглавив РСК «МиГ», Михаил Погосян должен решить проблему финансовой задолженности. В последние годы у корпорации не было заказов от Минобороны. С экспортом тоже не складывалось. Да еще Алжир отказался от партии истребителей на сумму 1,28 млрд. долл. на том основании, что якобы на самолеты поставили старые и некачественные агрегаты. Всего контракт, подписанный в 2006 году, предусматривал поставку 28 истребителей МиГ-29СМТ и 6 учебно-боевых истребителей МиГ-29УБТ. Алжир получил только 15 самолетов, да и те сразу вернул.
На помощь предприятию пришел Минобороны РФ, который заключил контракт на приобретение 28 «алжирских» МиГов на сумму более 20 млрд. руб. Сейчас решается вопрос о закупке 6 учебно-боевых МиГ-29УБТ. Однако долги РСК «МиГ» составляют 44,6 млрд. руб., так что Погосяну придется убедить Минобороны продолжить закупки МиГов, да и с иностранными заказчиками тоже поработать.