0
1713
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

06.03.2009 00:00:00

Утро стрелецких казней

Виктор Мясников
Обозреватель «Независимого военного обозрения»

Об авторе: Виктор Мясников - обозреватель"НВО".

Тэги: стрелки, мятеж, восстание


стрелки, мятеж, восстание Мятежники не поверили в амнистию и, разбегаясь, сбросили униформу.
Фото Reuters

В Дакке хоронят жертв восстания бойцов пограничной стражи «Бангладешские стрелки». Но не все тела погибших пока найдены. Убитыми и пропавшими без вести официально числятся 148 человек, среди них есть и гражданские лица. Более 200 стрелков арестованы. Им предъявлены обвинения в убийствах, захвате заложников, поджогах, несанкционированном использовании оружия, создании паники и мародерстве. Многим грозит смертная казнь.

РЕВОЛЮЦИОННАЯ РАСПРАВА

Утром в среду 25 февраля в штаб-квартире «Бангладешских стрелков» (The Bangladesh Rifles/BDR) в районе Пилкхана (Pilkhana) столицы Бангладеш города Дакка в конференц-зале проходило большое ежегодное совещание. Как сообщалось, речь шла и о материальном положении стрелков, которое значительно ухудшилось за последние месяцы в связи с финансовым кризисом и 30-процентным ростом цен на продовольствие.

Видимо, разговор пошел не в пользу солдат, потому что в 9.45 присутствовавшие стрелки в красных банданах открыли огонь в зале. О дальнейшем рассказал сумевший выжить лейтенант-колонель Камрузаман. Он, генеральный директор «Бангладешских стрелков» генерал-майор Шакил Ахмед и еще десять старших офицеров находились на сцене. Когда началась стрельба, они разбежались из-за стола президиума и попрятались по углам сцены. Минут через пять солдаты предложили им выйти.

Когда генерал Ахмед вышел, один из стрелков буквально изрешетил его очередью из автомата. Следом другие солдаты тоже открыли огонь по офицерам. Камрузаман получил пулю в живот, но под градом пуль сумел выбежать из конференц-зала и скрылся в туалете. Несколько минут спустя его нашли. Солдат приставил пистолет к груди раненого офицера. «За что вы меня убиваете? – спросил Камрузаман. – Что я вам сделал плохого?» – «Ладно, мы не будем тебя убивать», – ответил стрелок. Несколько солдат спрятали офицера, а за несколько часов до прекращения восстания выпустили его с территории квартала, защитив от других стрелков.

В конференц-зале на ежегодном собрании должны были присутствовать 180 должностных лиц, в основном старших офицеров. Сколько их было, точно неизвестно, но не менее 160. После мятежа в живых обнаружили только 33. Офицеры прятались где только можно, вплоть до канализационных стоков. Майор Монир позже рассказал на брифинге, что больше суток лежал на подвесном потолке конференц-зала и бессильно наблюдал, как расправляются с его коллегами.

Территория штаб-квартиры командования «Бангладешских стрелков» в Пилкхане довольно обширна. Кроме административных зданий здесь расположены жилые коттеджи, стрелковая школа, сады и цветники, другие объекты. Солдаты устроили здесь кровавую вакханалию. В коттедже генерала Ахмеда была убита его жена и пожилая пара – полковник в отставке и его супруга, приехавшие в Дакку на лечение и гостившие у генерала. Солдаты взяли в заложники несколько десятков школьников и офицерских жен, оккупировали соседний торговый центр. Квартиры офицеров подверглись опустошению.

Расправившись с офицерами, стрелки стали заметать следы – прятать трупы. Их сбрасывали в канализационные колодцы и дренажные коллекторы, откуда тела выносило в реку. Некоторые потом нашли несколькими километрами ниже по течению. Закапывали по отдельности и в неглубоких братских могилах. Несколько тел обнаружено в подожженных домах, и их идентификация затруднена. Более 2000 военных, полицейских, бойцов батальона быстрого реагирования и пожарной бригады гражданской обороны, выполняющей в Бангладеш роль спасателей, продолжают поисковые работы на территории комплекса.

Опьяненные успехом, мятежники во второй половине дня начали переговоры, выставив делегацию из 15 человек. Частично переговоры шли по телефону. К четвергу гарнизоны «Бангладешских стрелков» восстали еще в ряде регионов страны. Волнения начались в лагерях пограничников в городах Фени (Feni), Наогаон (Naogaon), Динаджпур (Dinajpur), Такургаон (Thakurgaon) и Силхет (Sylhet). Была информация, что местами «Бангладешские стрелки» открывали огонь по правительственным войскам, которые пытались их разоружить.

Волнения охватили и городскую бедноту, кое-где в Дакке даже начали возводить на дорогах баррикады. Ситуация стала выходить из-под правительственного контроля. Премьер-министр Шейх Хасина Вазед предложила стрелкам всеобщую амнистию, если они прекратят мятеж без всяких условий, но те отвергли это предложение. И тогда в четверг за дело взялась армия. В Пилкхану вошла колонна танков, начали подтягиваться армейские подразделения. Танки демонстративно проехались на глазах у мятежников, и те поняли, что штурм неминуем. После этого приняли предложение об амнистии, стали сдавать оружие и разбегаться. Мятеж длился 33 часа.

С пятницы по воскресенье 1 марта в стране был объявлен трехдневный траур. К субботе в трех братских могилах, канализационных колодцах, единичных захоронениях и в реке Буриганга обнаружены останки 81 человека, из них 63 офицера. Еще 72 офицера считались пропавшими без вести. Рядом со штаб-квартирой «Бангладешских стрелков» были убиты трое случайных прохожих и 20 ранены.

ОПАЛЬНЫЕ СТРЕЛКИ

Поскольку высший офицерский состав «Бангладешских стрелков» комплектовался из армейских офицеров на основе ротации, армия не согласилась с амнистией. А роль вооруженных сил в стране чрезвычайно велика. Достаточно сказать, что в истории страны с 1972 года армия 21 раз совершала государственные перевороты или предпринимала такие попытки. Два президента страны были убиты в результате этих действий.

28 февраля на заседании кабинета министров под председательством премьер-министра Шейх Хасины Вазед было принято решение о создании специального трибунала для скорейшего проведения судебного разбирательства над частью бунтовщиков, чтобы они понесли надлежащее наказание. Было объявлено, что амнистия не распространяется на зачинщиков мятежа, убийц офицеров и гражданских лиц.

Уже заявлено, что все, причастные к убийствам людей, будут казнены. Многие из бунтовщиков объявлены в розыск. Полиция назвала имена шести человек, которые участвовали в переговорах с премьер-министром, назвав их вдохновителями беспорядков. Власти высказывают подозрения, что мятеж инспирировался из-за границы.

Участник переговоров замминистра местного самоуправления и кооперативов Бангладеш Джахангир Кабир Нанак заявил, что некие организаторы кровавой акции заплатили зачинщикам деньги за расстрел офицеров. Индийская газета The Times of India 1 марта опубликовала материал, в котором со ссылкой на слова сотрудников корпуса «Бангладешских стрелков», неизвестно – солдат или офицеров, сообщила, что мятеж организовал крупный бангладешский судовладелец Салауддин Кадер Чоудхури. Он известен как соратник лидера пользующейся поддержкой исламистов оппозиционной «Бангладешской народной партии» Халеды Зия. А еще замечен в связях с пакистанской разведкой. Руководители поисковой операции в Пилкхане также обвинили «Бангладешских стрелков» в связях с подпольными исламистскими организациями.

Власти явно пытаются выставить мятежников врагами государства и народа, тем более что народные волнения, вспыхнувшие в результате бунта, еще не улеглись до конца. Впрочем, по мере поступления информации отношение населения к стрелкам меняется с сочувственного на прямо противоположное. Если в начале слово «Пилкхана», обозначающее базу стрелков, стало нарицательным для народного недовольства – вроде нашей «Кондопоги», то теперь так называют бессмысленное варварское убийство...

Военизированный корпус пограничной охраны «Бангладешские стрелки» («Бангладешские винтовки») ведет свою историю еще со времен Ост-Индской компании, с конца XVIII века. Отсюда его полуополченческий характер. В задачу 67 тыс. стрелков входит охрана 4427 км границы с Индией и Мьянмой и поддержание порядка в отдаленных районах. В случае войны они оказываются на первой линии обороны страны. Подчиняются пограничники МВД, но управляются армейскими офицерами. Все старшие офицеры «Бангладешских стрелков», включая генерального директора, прикомандированы из армии на срок от двух до четырех лет. После этого, получив награды и новые звания, они возвращаются в армию, а на их место приходят другие, ничего не понимающие в специфике пограничной службы. Стоит ли говорить, что их мало интересует положение подчиненных.

Дело не ограничивается высокомерно-пренебрежительным отношением офицеров к стрелкам, которые лишены карьерных перспектив. Зарплата пограничника – всего 70–100 долл. – она из самых низких в стране. Из-за кризиса и роста цен жить на эти деньги семьям невозможно. В армии оклады выше, что не может не вызывать недовольства пограничников. Продовольственный паек – рис, мука, масло – выдается три месяца в году, а в армии – все двенадцать. Еще один повод для недовольства – высокооплачиваемое участие в миротворческих миссиях ООН, куда стрелков не допускают. При этом права стрелков всячески ущемляются. Жилье, медицинское обеспечение, школьные места для детей – это все достается почти исключительно прикомандированным армейцам, их родственникам и друзьям. Обслуживанием офицерских городков и фруктовых садов при них тоже занимаются стрелки...

Мятеж случился во время празднования «Недели бангладешских стрелков». Терпение обнищавших солдат окончательно лопнуло, и они учинили варварскую расправу над офицерами. Во время мятежа некоторые из них выходили к журналистам и перед объективами телекамер обвиняли старших офицеров в коррупции и казнокрадстве. В частности, утверждали, что генеральный директор Шакил Ахмед стал миллионером, присваивая бюджетные деньги. То, что многие офицеры «Бангладешских стрелков» живут на широкую ногу, покупают дорогие автомобили и виллы, – не секрет.

Восставшие предъявили премьер-министру список из 50 пунктов, где привели случаи нарушения закона со стороны офицеров и ущемления своих прав, а также выставили требования. В основном это требования уравнять стрелков с армией, предоставив такие же зарплаты, пайки, льготы, карьерные возможности и право участия в миротворческих миссиях ООН.

Сейчас армия проводит широкомасштабную акцию по отлову всех участников мятежа. В розыске находятся около тысячи стрелков, многие из них бежали с оружием. Баланс власти в стране изменился в пользу военных. Они совсем недавно, после двух лет правления, в декабре минувшего года позволили провести выборы, в результате чего у власти оказалась премьер Шейх Хасина. Есть риск, что взбешенные генералы снова совершат государственный переворот и узурпируют власть.

«Шейх Хасине теперь на длительное время придется уступить армии вопросы общественной безопасности, – заявил Атаур Рахман, профессор политических наук Университета Дакки. – От ее дальнейших действий будет зависеть уменьшение напряжения в отношениях с армией. Но я уверен, что она будет опираться на военных».

Эксперты считают, что напряженная ситуация в Бангладеш сохранится в течение марта, но массовые волнения уже не возникнут.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1240
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
868
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
421
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
587

Другие новости