0
1806
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

06.08.2009

Беспилотные надежды главкома ВВС

К 2025 году пилотируемая авиация ВВС России может оказаться небоеспособной

Тэги: ввс, бпла, авиация


ввс, бпла, авиация Таким, видимо, будет истребитель 5-го поколения.
Фото из архива «НВО»

Главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин провел вчера пресс-конференцию, отличавшуюся необыкновенным здравомыслием. Он обещал принятие на вооружение самолета 5-го поколения к 2015 году, описал облик ВВС в перспективе до 2025 года и рассказал всю правду об обучении летчика-снайпера, не скрывал и проблемы, которые существуют в военной авиации.

Генерал-полковник Александр Зелин рассказал вчера журналистам о состоянии и, главным образом, о перспективах российской военной авиации. Касаясь любимой всеми СМИ темы истребителя 5-го поколения, генерал сообщил, что «во втором полугодии 2009 года самолет выходит на летные испытания». На вооружении они появятся в 2015 году, хотя основу авиации будут составлять имеющиеся сейчас истребители 4-го поколения.

Он перечислил характеристики самолета нового поколения – сверхманевренность, высокая интеллектуализация борта, круговое информационное поле, малая заметность, всеракусный обстрел целей, сверхкороткий взлет и посадка, длительные перелеты на сверхзвуковых скоростях с дозаправкой, способность атаковать воздушные и наземные цели, всепогодность.

В 2010 году, по словам главкома ВВС, завершатся государственные испытания вертолета разведки Ка-52. И хотя он отметил такие боевые качества этой машины, как круглосуточность боевого применения, оперативность поиска целей и высокую точность выхода на них, видимо, ниша боевых «вертушек» бесповоротно отдана Ми-28, а Ка-52 будет использоваться в той сфере, где конкурентов у него точно нет. Удивляет только, что Ка-52 существует уже добрый десяток лет, а испытания закончит лишь в будущем году. Если такими темпами будут испытывать истребитель 5-го поколения, то к 2015 году на вооружение его не принять.

Зато в конце 2009 года на вооружение начнет поступать учебно-боевой самолет Як-130. По контракту, заключенному в 2005 году, нижегородский авиазавод «Сокол» должен был поставить 12 Як-130 еще до 2008 года, но, видимо, предприятие пришло в такой упадок, что контракт продлили до 2010 года. Новый самолет должен стать основным компонентом учебно-тренировочного комплекса ВВС России.

В последние годы звучали жалобы, что курсантов военных авиационных вузов не на чем учить летать – вся техника еще советских времен и выработала ресурс. И 12 самолетов, наверное, будет маловато для всей системы подготовки летчиков. С другой стороны, реформа военного образования предусматривает сведение всех профильных учебных заведений в один летный учебный центр с сокращением числа курсантов.

Но по-настоящему летать и воевать летчики учатся в воинских частях. Как рассказал генерал-полковник Зелин, подготовка летчика фронтовой авиации первого класса занимает 7–8 лет и обходится в 3,4 млн. долл. Летчик-снайпер готовится 10–12 лет с затратами 7,82 млн. долл. При этом подготовка экипажей перспективных авиационных комплексов, то есть самолетов 5-го поколения, существенно возрастет: летчик первого класса будет готовиться до 8–10 лет и стоить 5,5–6 млн. долл., а подготовка летчика-снайпера займет 15–17 лет с затратами в 12–14 млн. долл. При этом, добавил главком ВВС, средний годовой налет летчиков первого класса должен составлять 100–120 часов.

Средний годовой налет военных летчиков США и Индии, например, составляет более 200 часов, а Израиля – свыше 300 часов в год. Правда, у них не воруют керосин эшелонами. Российские летчики в год набирают в среднем часов по 60. Но при этом большинство полетов совершают летчики опытные, в звании от майора и выше, а лейтенантам дают порулить раз в три месяца, а то и реже. Для того же чтобы получить лишь третий класс, необходим налет более 200 часов. Их молодые летчики даже за 5 лет службы набрать не могут. За 7–8 лет первый класс получали летчики в Советском Союзе, которые летали по 150 и более часов в год начиная с первого года службы.

Это одна из причин, по которой ВВС обратили внимание на беспилотные летательные аппараты (БПЛА). «В перспективе, по мере завершения перехода авиации ВВС к новому облику, доля беспилотных авиационных комплексов может составить до 40% от общей численности всей боевой авиации», – заявил генерал-полковник Александр Зелин. В 2011 году начнется поставка в ВВС первых боевых БПЛА, способных решать не только разведывательные, но и другие задачи, выполняемые сейчас армейской, фронтовой и дальней авиацией. По словам главкома ВВС, сейчас на вооружении имеются различные беспилотные аппараты первого поколения, эксплуатация которых позволила приобрести большой опыт их применения.

Трудно сказать, о каком полезном опыте идет речь. Аппараты первого поколения созданы в 1960–1970-х годах. Они летели на автопилоте, в автоматическом режиме делали снимки, а затем опускались на парашюте. Современные БПЛА управляются оператором с земли в режиме реального времени. Подготовка такого оператора сродни обучению летчика. А об этом генерал Зелин ничего не сказал. В то же время, если в ВВС 40% машин будут составлять беспилотники, специальные вузы надо создавать уже сейчас, чтобы разработать программы обучения, методики, подготовить тренажерные комплексы. Да и тактические приемы использования беспилотных ударных комплексов надо еще разработать. А потом совместить эти системы с пилотируемой авиацией...

Генерал-полковник Александр Зелин считает, что к 2025 году пилотируемая авиация ВВС России окажется не способна решать все возложенные на нее во время локальных войн задачи. «К такой ситуации при прогнозируемом уровне финансирования, учитывая стоимость создания и эксплуатации перспективных самолетов, а также затраты на подготовку летчиков, может привести сокращение российского военного авиапарка», – корректно обрисовал главком ВВС провальные перспективы. В то же время объем задач должен вырасти в полтора раза. Надежда только на беспилотники.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Бархатный сезон»  отечественной гидроавиации

«Бархатный сезон» отечественной гидроавиации

Александр Манякин

Выставка в Геленджике прошла в новом формате

0
879
Маневрам "Восток-2018"  не хватило мобильности

Маневрам "Восток-2018" не хватило мобильности

Владимир Мухин

Переброска войск с запада на восток прошла по устаревшим лекалам Великой Отечественной

0
1772
Универсальные орудия самолетов Второй мировой

Универсальные орудия самолетов Второй мировой

Николай Якубович

Советские авиационные пушки были эффективны против воздушных, наземных и надводных целей

0
7660
Большой смотр гидроавиации

Большой смотр гидроавиации

Владимир Щербаков

Наследники Бериева и Бартини представляют свои новейшие разработки

0
3785

Другие новости

Загрузка...
24smi.org