0
1845
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

06.08.2009

Беспилотные надежды главкома ВВС

К 2025 году пилотируемая авиация ВВС России может оказаться небоеспособной

Тэги: ввс, бпла, авиация


ввс, бпла, авиация Таким, видимо, будет истребитель 5-го поколения.
Фото из архива «НВО»

Главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин провел вчера пресс-конференцию, отличавшуюся необыкновенным здравомыслием. Он обещал принятие на вооружение самолета 5-го поколения к 2015 году, описал облик ВВС в перспективе до 2025 года и рассказал всю правду об обучении летчика-снайпера, не скрывал и проблемы, которые существуют в военной авиации.

Генерал-полковник Александр Зелин рассказал вчера журналистам о состоянии и, главным образом, о перспективах российской военной авиации. Касаясь любимой всеми СМИ темы истребителя 5-го поколения, генерал сообщил, что «во втором полугодии 2009 года самолет выходит на летные испытания». На вооружении они появятся в 2015 году, хотя основу авиации будут составлять имеющиеся сейчас истребители 4-го поколения.

Он перечислил характеристики самолета нового поколения – сверхманевренность, высокая интеллектуализация борта, круговое информационное поле, малая заметность, всеракусный обстрел целей, сверхкороткий взлет и посадка, длительные перелеты на сверхзвуковых скоростях с дозаправкой, способность атаковать воздушные и наземные цели, всепогодность.

В 2010 году, по словам главкома ВВС, завершатся государственные испытания вертолета разведки Ка-52. И хотя он отметил такие боевые качества этой машины, как круглосуточность боевого применения, оперативность поиска целей и высокую точность выхода на них, видимо, ниша боевых «вертушек» бесповоротно отдана Ми-28, а Ка-52 будет использоваться в той сфере, где конкурентов у него точно нет. Удивляет только, что Ка-52 существует уже добрый десяток лет, а испытания закончит лишь в будущем году. Если такими темпами будут испытывать истребитель 5-го поколения, то к 2015 году на вооружение его не принять.

Зато в конце 2009 года на вооружение начнет поступать учебно-боевой самолет Як-130. По контракту, заключенному в 2005 году, нижегородский авиазавод «Сокол» должен был поставить 12 Як-130 еще до 2008 года, но, видимо, предприятие пришло в такой упадок, что контракт продлили до 2010 года. Новый самолет должен стать основным компонентом учебно-тренировочного комплекса ВВС России.

В последние годы звучали жалобы, что курсантов военных авиационных вузов не на чем учить летать – вся техника еще советских времен и выработала ресурс. И 12 самолетов, наверное, будет маловато для всей системы подготовки летчиков. С другой стороны, реформа военного образования предусматривает сведение всех профильных учебных заведений в один летный учебный центр с сокращением числа курсантов.

Но по-настоящему летать и воевать летчики учатся в воинских частях. Как рассказал генерал-полковник Зелин, подготовка летчика фронтовой авиации первого класса занимает 7–8 лет и обходится в 3,4 млн. долл. Летчик-снайпер готовится 10–12 лет с затратами 7,82 млн. долл. При этом подготовка экипажей перспективных авиационных комплексов, то есть самолетов 5-го поколения, существенно возрастет: летчик первого класса будет готовиться до 8–10 лет и стоить 5,5–6 млн. долл., а подготовка летчика-снайпера займет 15–17 лет с затратами в 12–14 млн. долл. При этом, добавил главком ВВС, средний годовой налет летчиков первого класса должен составлять 100–120 часов.

Средний годовой налет военных летчиков США и Индии, например, составляет более 200 часов, а Израиля – свыше 300 часов в год. Правда, у них не воруют керосин эшелонами. Российские летчики в год набирают в среднем часов по 60. Но при этом большинство полетов совершают летчики опытные, в звании от майора и выше, а лейтенантам дают порулить раз в три месяца, а то и реже. Для того же чтобы получить лишь третий класс, необходим налет более 200 часов. Их молодые летчики даже за 5 лет службы набрать не могут. За 7–8 лет первый класс получали летчики в Советском Союзе, которые летали по 150 и более часов в год начиная с первого года службы.

Это одна из причин, по которой ВВС обратили внимание на беспилотные летательные аппараты (БПЛА). «В перспективе, по мере завершения перехода авиации ВВС к новому облику, доля беспилотных авиационных комплексов может составить до 40% от общей численности всей боевой авиации», – заявил генерал-полковник Александр Зелин. В 2011 году начнется поставка в ВВС первых боевых БПЛА, способных решать не только разведывательные, но и другие задачи, выполняемые сейчас армейской, фронтовой и дальней авиацией. По словам главкома ВВС, сейчас на вооружении имеются различные беспилотные аппараты первого поколения, эксплуатация которых позволила приобрести большой опыт их применения.

Трудно сказать, о каком полезном опыте идет речь. Аппараты первого поколения созданы в 1960–1970-х годах. Они летели на автопилоте, в автоматическом режиме делали снимки, а затем опускались на парашюте. Современные БПЛА управляются оператором с земли в режиме реального времени. Подготовка такого оператора сродни обучению летчика. А об этом генерал Зелин ничего не сказал. В то же время, если в ВВС 40% машин будут составлять беспилотники, специальные вузы надо создавать уже сейчас, чтобы разработать программы обучения, методики, подготовить тренажерные комплексы. Да и тактические приемы использования беспилотных ударных комплексов надо еще разработать. А потом совместить эти системы с пилотируемой авиацией...

Генерал-полковник Александр Зелин считает, что к 2025 году пилотируемая авиация ВВС России окажется не способна решать все возложенные на нее во время локальных войн задачи. «К такой ситуации при прогнозируемом уровне финансирования, учитывая стоимость создания и эксплуатации перспективных самолетов, а также затраты на подготовку летчиков, может привести сокращение российского военного авиапарка», – корректно обрисовал главком ВВС провальные перспективы. В то же время объем задач должен вырасти в полтора раза. Надежда только на беспилотники.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»

Олег Гаврюшенко

Дмитрий Стерлигов

Владислав Щуровский

Благодаря усилиям волонтеров удалось спасти от гибели уникальные экспонаты Центрального музея ВВС

0
788
США планируют войну с Россией на 2028 год (+ВИДЕО)

США планируют войну с Россией на 2028 год (+ВИДЕО)

Александр Шарковский

В течение ближайшего десятилетия Пентагон намеревается достичь технологического превосходства

0
8252
"Кинжальная" 21-я авиадивизия ВКС РФ может накрыть половину Китая [+ВИДЕО]

"Кинжальная" 21-я авиадивизия ВКС РФ может накрыть половину Китая [+ВИДЕО]

Александр Шарковский

0
21465
Пентагон опасается, что война с Китаем начнется случайно

Пентагон опасается, что война с Китаем начнется случайно

Владимир Скосырев

США и КНР превратили Восточную Азию в заложника своего соперничества

0
4300

Другие новости

Загрузка...
24smi.org