0
9972
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

21.08.2009 00:00:00

Дагестан-1999: итоги событий десятилетней давности

Александр Храмчихин

Об авторе: Александр Храмчихин - заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа.

Тэги: дагестан, итоги


дагестан, итоги По "духам" – огонь!
Фото из книги "Чечня. Солдатская правда"

7 августа 1999 года свыше двух тысяч боевиков, в том числе наемников из ряда зарубежных стран, под командованием видного главаря чеченских сепаратистов Шамиля Басаева, лидера дагестанских ваххабитов Багаутдина Магомедова и известного террориста иорданского происхождения Хаттаба, захватили четыре горных села в Ботлихском районе и два – в Цумадинском районе на юго-западе Дагестана (позже число оккупированных сел достигло 11). Никакого сопротивления им оказано не было, хотя и поддержки местного населения они не получили.

ХРОНИКА АВГУСТА–СЕНТЯБРЯ

В Дагестан прибыли руководители всех российских силовых структур, а также премьер-министр Сергей Степашин (впрочем, 9 августа он был отправлен в отставку, и на посту председателя правительства РФ его сменил Владимир Путин). Глава Госсовета Дагестана Магомедали Магомедов и мэр Махачкалы Саид Амиров призвали население создавать вооруженные отряды самообороны для защиты республики от агрессии.

10 августа так называемая «исламская шура Дагестана» (в нее входили до 50 представителей от 15 районов республики) приняла декларацию о создании независимого мусульманского государства и объявила джихад «за освобождение от вековой российской оккупации». Возглавить военные действия было предложено Басаеву. Прокуратура Дагестана тут же возбудила уголовное дело по факту «провозглашения независимости». В боевых операциях против исламистов приняли участие отряды добровольцев, сформированные Саидом Амировым (300 человек) и Народным фронтом имени имама Шамиля (150 человек). Его лидер Гаджи Махачев стал одним из основных организаторов сопротивления агрессии. Всего же число дагестанцев, решивших противостоять экстремистам с оружием в руках, превысило 20 тыс. человек. Резко против вторжения выступил и председатель Духовного управления мусульман Дагестана муфтий Ахмад Абдулаев. 24 августа федеральные силы при поддержке местной милиции и ополченцев освободили все занятые ваххабитами села.

29 августа подразделения МВД России и Дагестана начали операцию по изъятию оружия у жителей сел Кара-Махи и Чабан-Махи Буйнакского района, где у власти с 16 августа 1998 года находились ваххабиты. За это время эти населенные пункты были превращены в мощные, хорошо подготовленные к обороне узлы сопротивления, штурм которых оказался чрезвычайно сложной задачей.

4 сентября автомобиль со 100 кг взрывчатки был взорван на одной из улиц Буйнакска. Погибло более 60 мирных жителей. Еще два аналогичных взрыва удалось предотвратить. А 5 сентября 2000 боевиков вторглись в Новолакский район Дагестана, захватив пять населенных пунктов, включая райцентр Новолакское. После этого боевики попытались овладеть Хасавюртом, однако их атака была отбита.

В ночь с 8 на 9 сентября был совершен крупный теракт в Москве: в результате взрыва жилого дома погибло более 90 человек. Следующий взрыв в столице страны прогремел в ночь с 12 на 13 сентября, его жертвами стали около 120 человек. 16 сентября был взорван дом в Волгодонске (Ростовская область) – еще около 20 погибших. Ответственность за эти акции взяла на себя ранее неизвестная «Исламская армия освобождения Дагестана».

12 сентября федеральные силы совместно с дагестанскими милиционерами и ополченцами (общее число которых уже достигло 30 тыс. человек) завершили ликвидацию ваххабитской группировки в селах Кара-Махи и Чабан-Махи. После этого боевики начали покидать и Новолакский район, который был окончательно освобожден 15 сентября.

29 сентября в Хасавюрте должна была состояться встреча Магомедали Магомедова и президента «Чеченской Республики Ичкерия» Аслана Масхадова, однако жители Хасавюртовского района блокировали дороги и не допустили проведения этого «саммита». Мотивом действий дагестанцев был отказ Масхадова взять на себя вину за вторжение боевиков с территории Чечни и выдать его организаторов.

События в Дагестане послужили причиной начала второй чеченской войны. Практически сразу после освобождения оккупированных районов Дагестана федеральные войска развернули боевые действия против сепаратистов непосредственно на территории Чечни.

ПОТЕРИ, КОТОРЫХ УДАЛОСЬ ИЗБЕЖАТЬ

До сих пор не вполне ясно, что именно толкнуло Басаева и его сподвижников на дагестанскую авантюру. Здесь возможны три основные причины.

Первая. За годы псевдонезависимости (1992–1994, 1996–1999) и первой чеченской войны (1994–1996) республика была доведена до такого состояния, что жить в своих границах просто не могла. Когда основной (точнее – практически единственной) отраслью экономики становится бандитизм, это ведет к «самопожиранию» и, следовательно, к необходимости экспансии. «Независимой Ичкерии» требовались новые территории, людские и материальные ресурсы. В частности, хотелось перехватить нефтепровод Баку–Новороссийск, который Россия построила в обход территории Чечни.

Вторая причина. «Независимая Ичкерия» наряду с талибским Афганистаном фактически превратилась в составную часть «Всемирного исламского Халифата» – образования, создать которое стремились радикальные исламисты-ваххабиты. За данным проектом стояли властные структуры ряда мусульманских государств, в первую очередь, разумеется, Саудовской Аравии – единственной страны, где официальной религией является ислам ваххабитского направления. Внешняя экспансия для «Халифата» является естественной формой существования, ради нее он и строился. Идеологи возведения данного образования, возможно, решили, что «независимая Ичкерия» уже достаточно укрепилась и созрела для того, чтобы стать плацдармом для экспансии.

Строго говоря, две эти причины не противоречат друг другу и не исключают одна другую. И в обоих случаях Дагестан представлялся идеальным объектом нападения. Эта республика отличалась самыми высокими в России темпами роста населения (почти по всей стране население сокращалось), очень низким уровнем жизни, высокой безработицей, крайней коррумпированностью руководства. Дополнительным фактором должно было стать уникальное этническое разнообразие населения Дагестана, порождавшее массу конфликтов. Соответственно дагестанцы, особенно молодежь, представлялись идеальным ресурсом для вовлечения и в криминальный бизнес, и в строительство «Халифата». Тем более что именно ваххабизм пропагандировался и как способ решения межнациональных проблем, и как средство борьбы с коррупцией во власти.

До сего дня обсуждается, впрочем, и третья причина агрессии – она якобы была инспирирована Кремлем, поскольку именно на ее отражении, а потом на второй чеченской кампании вырос рейтинг Владимира Путина. Правда, не очень понятно, кто именно в Москве до этого додумался и, главное, воплотил план в жизнь.

Со стороны федерального Центра это было игрой на грани самоубийства. Если бы жители Дагестана просто остались нейтрально-равнодушными по отношению к чеченскому вторжению (не говоря уж о варианте поддержки боевиков), ситуация мгновенно стала бы для государства критической. Российская армия находилась в состоянии шока после Хасавюртовских соглашений, завершивших первую чеченскую войну, и из-за катастрофического материального положения, усугубившегося вследствие дефолта 1998 года. Ей было бы очень проблематично удержать Дагестан без содействия местного населения, а уж если бы оно перешло на сторону боевиков, республика была бы потеряна почти мгновенно. Более того, нет особых сомнений, что вдохновленные успехом боевики пошли бы и в Ингушетию, и в Ставропольский край.

Собственно, военно-политическое руководство РФ и готовилось к худшему. Разрабатывались планы обороны Махачкалы силами бригады морской пехоты Каспийской флотилии, а премьер Степашин перед отставкой успел заявить, что Россия может потерять Дагестан.

Продолжение


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1088
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1296
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1763
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1453

Другие новости