0
3765
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

30.03.2011 00:00:00

Начальник Генштаба поставил диагноз

Тэги: армия, наука, война


армия, наука, война По мнению начальника Генштаба, России нужна новая армия.
Фото РИА Новости

В минувшую субботу, как уже сообщала «НГ» («Наука в долгах как в шелках» № 61 от 28.03.11), в Культурном центре Российской армии прошло общее собрание Академии военных наук. На нем выступил с отчетным докладом президент академии генерал армии Махмут Гареев. В работе собрания принял участие и начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Николай Макаров. Правда, он опоздал к началу работы и доклад генерала Гареева не слышал. Но сказал, что читал его раньше и, попросив присутствующих не обижаться на критику, сделал ряд очень громких заявлений. Некоторые из них, как и было обещано в воскресном номере, мы сегодня приводим.

Военная наука опоздала на 20 лет

Российская военная наука должна живее реагировать на изменение форм и способов вооруженной борьбы в мире и давать четкие рекомендации военному руководству, заявил начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров.

«За последние два десятилетия мы не сумели вывести военное искусство на современный уровень и продолжали жить устаревшими мерками. В то время как весь мир развивал космические технологии, информационно-управляющие системы, массово закупал оружие, у нас ставка делалась на массовую армию и закупку у промышленности морально устаревшего вооружения. Мы просмотрели развитие способов, а затем и средств вооруженной борьбы», – сказал он.

По словам генерала, наиболее бурное развитие форм и способов вооруженной борьбы произошло в последние 20 лет: «Оно связано с переходом от широкомасштабных линейных действий многомиллионных армий к маневренной обороне нового поколения исключительно профессионально подготовленных вооруженных сил и сетецентрическим военным действиям». Макаров заметил, что «первым сигналом изменений в военном деле стала операция многонациональных сил в Ираке «Буря в пустыне». Именно тогда, по его словам, впервые была отработана операция группировки войск, «которая представляла собой последовательные, в ряде случаев изолированные действия формирований различных видов вооруженных сил, включающих специальные и информационные операции, длительную воздушную кампанию и скоротечную наземную операцию».

Но, как считает начальник Генерального штаба, практических выводов из той кампании российская военная наука не сделала. На рубеже 80–90-х годов советские военные ученые в целом не смогли полностью увидеть и оценить тенденции развития военного искусства. «Произошло в какой-то степени отставание от передовой линии», – сказал генерал Макаров. «Этот (западный) опыт на вооружение в полном объеме нами взят не был, и мы пропустили этот сигнал», – заметил он.

Потом новые тенденции вооруженной борьбы были развиты в Ираке в 2003 году в ходе операции «Свобода», продолжил НГШ. Ее характеризовало, в частности, массированное применение высокоточного оружия, использование войсками космических средств и информационных технологий. «При этом сроки выполнения ударных задач сократились от нескольких часов до нескольких минут. Цели поражались в масштабе и времени, близком к реальному», – сказал он. В результате, отметил генерал, вооруженные силы Ирака, которые по численности и боевому составу значительно превосходили коалицию, в течение кратчайшего времени были разбиты, и Ираку нанесено сокрушительное поражение.

«После кампании 2003 года нашей военной наукой рекомендаций руководству вооруженными силами сделано не было. Мы продолжали жить взглядами

70-х годов», – заявил Николай Макаров. По его словам, между военной наукой и потребностями войск появился провал. «С одной стороны, наука пыталась обосновать и внедрить новые формы и способы ведения боевых действий на основе последних достижений, с другой – состав вооруженных сил и особенно имеющиеся средства поражения не могли реализовать эти концепции».

Кардинально изменить ситуацию в этом вопросе военное руководство заставили события августа 2008 года на Кавказе. В результате появилась программа приведения российских вооруженных сил к новому облику. «Нужно было срочно выводить армию из того кризиса, в котором мы оказались. В результате мы пошли на реформирование вооруженных сил даже при отсутствии достаточной научно-теоретической базы», – сказал генерал Макаров.

Залог успеха в бою – введение автоматизированных систем управления

Большое внимание в своем выступлении на общем собрании Академии военных наук начальник Генерального штаба уделил вопросам внедрения в руководство войсками автоматических систем управления. Нашими боевыми уставами командиру бригады отводится пять часов на определение замысла предстоящей боевой операции, говорил он, на принятие решения на бой и доведение его до подчиненных. Еще пять часов требуется командирам батальонов, рот и взводов, чтобы каждый на своем месте оценил замысел комбрига, определил свое место в боевом порядке и место своих подчиненных, принял свое решение на проведение боевых действий, довел его до своих офицеров и солдат.

В китайской армии, к примеру, отметил генерал Макаров, за счет внедрения цифровых технологий и систем автоматического управления войсками такая работа – выработка замысла на боевую операцию и доведение решения на бой от командира бригады до командира взвода – занимает 20 минут (!). Вот что значит использование современных методов ведения боевых действий.

Для того чтобы обучить наших командиров таким методам и способам ведения боевых операций, Минобороны закупило в Германии два комплекта тренажеров на 3 тыс. рабочих мест для боевой подготовки личного состава бригад. «Мы такие системы закупили на две бригады», – сказал Николай Макаров. Тренажеры будут установлены в Гороховецком учебном центре (Нижегородская область). Обслуживать их будет российско-германское совместное предприятие. При этом, по словам НГШ, «все программное обеспечение – мозги, математика – будет чисто наше, российское».

Генерал сообщил, что он лично ознакомился с работой подобного тренажера в Германии на известном многим сидящим в зале Культурного центра Российской армии Магдебургском полигоне (там в советские годы был главный полигон Группы советских войск в Германии. – В.Л.), где сейчас создан единый центр подготовки бундесвера. Комплексный тренажер предназначен для боевой подготовки механизированной бригады бундесвера. Он включает в себя учебные места для всех экипажей танков (60), боевых бронированных машин (150), всех артиллерийских расчетов, а также других боевых подразделений и подразделений боевого, специального и материально-технического обеспечения.

По словам Макарова, одновременно на таком тренажере занимаются все военнослужащие бригады (5,5 тыс. человек), начиная от командира и заканчивая пехотинцем. При этом, отметил он, каждое учебное место оснащено видеокамерой, на которую записываются все действия военнослужащего. Видеосистема автоматически оценивает реальные действия каждого солдата и офицера. «И так в течение трех-четырех дней, когда проходит учение на этом тренажере», – сказал НГШ.

По его словам, только после того как немецкий военнослужащий получит положительную оценку на таком тренажере, он допускается на реальную технику, на которой проводится двухстороннее боевое учение двух бригад. При этом вся техника оснащена лазерными датчиками, фиксирующими ее поражение от «огня» противника. Он рассказал, что сам сидел на одном из рабочих мест и имел возможность оценить сложность запрограммированных условий ведения боевых действий.

Теперь такие тренажеры будут и в Российской армии. После их ввода в строй, сказал генерал Макаров, через эту систему будут пропущены все общевойсковые бригады, от их командиров до каждого солдата, что позволит сократить и время подготовки соединений и подразделений и проверить боевую выучку каждого специалиста. При этом будут оцениваться не механические действия обучаемых и экзаменуемых, а проявление ими разумной инициативы, умение работать нешаблонно, с выдумкой, со стремлением добиться победы малыми силами, сохраняя и защищая жизни подчиненных. А оценку этой работе будут давать опять же не только старшие начальники, но и сама компьютерная программа.

Новой армии нужны новые офицеры

Увеличение численности офицерского состава в Вооруженных силах России со 150 тыс. до 220 тыс., о котором было объявлено в распоряжении президента, необходимо для комплектования новых высокотехнологичных войск, заявил начальник Генштаба. «Это новые технологичные войска, которые мы сейчас организовываем, в том числе воздушно-космическая оборона, и для них действительно нужны офицеры. Это прежде всего технические работники», – сказал он.

Генерал напомнил, что первоначально планировалось иметь в Российской армии 150 тыс. офицеров, но в связи с развитием высокотехнологичных войск и поступлением сложных новейших систем вооружения численность офицеров решено дополнительно увеличить на 70 тыс. человек. При этом Макаров подчеркнул, что на новые офицерские должности не будут назначаться офицеры, которые были уволены в связи с реформированием Вооруженных сил РФ. «Никто никого возвращать не собирается», – добавил он.

Напомним, что в интервью «НГ», которое было опубликовано в № 53–54 от 18.03.11, министр обороны России Анатолий Сердюков объяснял увеличение количества офицеров в армии и на флоте такими словами:

«Речь идет не только о создании ВКО. Кроме этого по распоряжению президента в РВСН оставлены дополнительно три ракетные дивизии. Мы создаем 14 новых бригад армейской авиации, 12 зенитно-ракетных бригад в рамках развития ПВО Сухопутных войск. Планируем сформировать и ряд других новых соединений, которые потребуют навыков владения высокотехнологичным вооружением, – это бригады боевого и специального обеспечения. Будут созданы структуры, отвечающие за применение в войсках беспилотных летательных аппаратов. Кроме того, часть сержантских должностей переведем в офицерский штат. В целом это и есть те 70 тысяч».

А отвечая на вопрос ответственного редактора «НВО», смогут ли вернуться в боевой строй те люди, которые сейчас находятся за штатом в связи в реформированием армии, министр сказал: «Они тоже будут задействованы. Безусловно».

Назад, к контрактной службе

Еще одну сенсацию приготовил для слушателей в своей речи на собрании Академии военных наук начальник Генерального штаба генерал армии Николай Макаров. Он сказал, что в армии и на флоте увеличится количество контрактников – до 425 тыс. человек: «При этом система отбора контрактников кардинально изменится».

«Вы знаете, что последние решения Верховного главнокомандующего – это иметь 425 тысяч контрактников и 220 тысяч офицеров. Этот вопрос мы будем реализовывать уже буквально с сегодняшнего дня», – сказал Макаров. По его словам, новый облик вооруженных сил строился с учетом того, что они будут комплектоваться в основном контрактниками. (При этом еще месяц назад начальник Генерального штаба говорил, что «мы не переходим на контрактную основу. Более того, призыв мы увеличиваем, а контрактную часть уменьшаем». – В.Л.) Сейчас его слова звучат по-другому: «Мы понимаем, что эти вооруженные силы созданы для военнослужащих-контрактников. Только с их подготовкой мы можем иметь подготовленную и профессиональную армию».

Он отметил, что система отбора и подготовки контрактников, которая существовала до 2008 года, не устраивает руководство Минобороны. По его словам, это были в основном солдаты, прослужившие полгода и которых «уговорами, силой, угрозами заставили подписать контракт». Солдат после этого дослуживал положенный срок и увольнялся, не продлевая контракта. При этом ему платили как контрактнику от 7 до 13 тыс. руб. «Мы его одевали, обували как контрактника, а он потом нам помахал рукой и ушел. Громадные расходы мы несли», – сказал Макаров.

По его словам, в контрактники шли не самые достойные военнослужащие. Теперь контрактники «будут получать совершенно другие деньги» (по планам Минобороны, с 1 января 2012 года – 25 тыс. руб. – В.Л.). «Мы понимаем, что пойдет приток, и нужен отбор. Мы будем отбирать и учить в учебных центрах и только после этого, приняв экзамены, заключать контракт», – сказал Макаров.

«Просто все подряд нам не нужны, – подчеркнул он. – Нам нужны подготовленные и интеллектуально развитые люди, которые действительно могут освоить сложные образцы вооружений и военной техники, которые начинают поступать в войска». При этом количество солдат срочной службы по призыву в перспективе сократится до 10–15%, заявил начальник Генштаба Вооруженных сил РФ генерал армии Николай Макаров. Так, как это сделано в некоторых армиях стран НАТО.

«Например, в вооруженных силах Чехии есть малое количество, примерно 10–15%, срочников. Мы тоже к этому придем», – сказал НГШ. Он отметил, что озвученное недавно решение увеличить количество контрактников в Российской армии до 425 тыс. человек – «это только первый этап». «Мы и дальше будем двигаться к контрактной армии», – сказал Макаров. Правда, никаких конкретных сроков не назвал.

По первоначальным планам реформирования вооруженных сил в Российской армии планировалось иметь примерно 100 тыс. контрактников на солдатских и сержантских должностях. Теперь, как сообщил Макаров, Генштаб тщательно изучил опыт перехода на контрактную армию в ряде стран, в том числе Польше, Чехии, Болгарии. «Контрактник вооруженных сил Польши получает сегодня в месяц 1100 долларов, из них 700 долларов – за службу и 300–400 долларов – за поднаем жилья. В Чехии контрактник получает 700 долларов, кроме того, военнослужащие от рядового до генерала получают по 500 долларов за поднаем жилья. Мы тоже придем на эту сумму для контрактников», – сказал генерал армии.

Он отметил, что в Минобороны РФ рассматривается как один из вариантов обеспечения жильем военнослужащих выплата достойных денег на поднаем жилья. А в качестве положительного примера организации боевой подготовки контрактников он привел вооруженные силы Польши, где контрактники приходят на занятия по боевой подготовке в 8 утра и интенсивно занимаются до 16 часов, после чего они имеют право покинуть расположение воинской части. Такой порядок заведен, кстати, и в Рязанском высшем военно-десантном училище, где по программе подготовки младших командных специалистов с дипломом о среднем специальном образовании учатся 2 года и 10 месяцев будущие профессиональные сержанты.

Но распространится ли такой опыт на всю Российскую армию – в это верится с трудом. Слишком противоречит такой образ жизни и службы всему предшествующему девяностолетнему опыту отечественных вооруженных сил.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
631
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1312
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1145
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2193

Другие новости