0
3360
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

22.04.2011 00:00:00

В Дамаске неспокойно

Тэги: сирия, власть, демонстрации


сирия, власть, демонстрации Солдаты показывают, что безоружны, но "разгрузки" оттянуты магазинами с патронами.
Фото Reuters

Ситуация в Сирии обостряется. Даже отмена чрезвычайного положения не повлияла, потому что демонстрации по-прежнему под запретом и разгоняются оружием. Создается впечатление, что власть делает все, чтобы довести страну до гражданской войны.

Если в марте манифестанты прокламировали свое доверие президенту, то сейчас, хороня застреленных и замученных в застенках, они начали призывать к свержению Башара Асада. И все отчетливее проявляются межконфессиональные и межплеменные противоречия. Сами власти их провоцируют, обвиняя всех подряд в заговоре против государства и развязывая репрессии.

ЭСКАЛАЦИЯ НАСИЛИЯ

Антиправительственные акции в Дамаске начались 15 марта. Их организовали несколько пользователей Интернета на странице «Сирийская революция против Башара аль-Асада 2011» в социальной сети Фейсбук. Эти малочисленные акции мир, похоже, просто не заметил. Поэтому начало народных волнений обычно отсчитывается с 18 марта, когда на улицы южносирийского города Дераа, что на границе с Иорданией, вышел народ с требованиями освободить школьников, которых накануне арестовала полиция за то, что те писали на стенах антиправительственные лозунги.

Помимо этого демонстранты требовали отмены указа, запрещавшего жителям приграничных территорий строительство жилья и его куплю-продажу без специального разрешения. А фактически – без взяток чиновникам. Остановить разгул коррупции – это был еще один лозунг манифестантов.

Местные силы правопорядка демонстрацию жестоко разогнали. Как утверждали правозащитники, с применением боевых патронов. Звучали заявления, что погибли более ста человек. Подтвердить реальными фактами свое заявление правозащитники не смогли, но жертвы были. И это стало поводом для новых демонстраций и стычек с полицией. Представители полиции официально заявили, что некая вооруженная банда напала на машину «скорой помощи» и убила врача, фельдшера и водителя. Погиб также представитель правоохранительных органов.

Власти сделали вид, что не видели лозунгов протестующих. СМИ подавали демонстрацию как бунт, инспирированный из-за рубежа. По телевидению показывали оружие, взрывчатку, радиотелефоны и деньги, изъятые в мечети аль-Омари в Дераа. Утверждалось, что из-за рубежа, главным образом из Израиля, на мобильные телефоны сирийских граждан поступило свыше миллиона СМС с призывами к неповиновению. Неизвестные авторы сообщений предлагали использовать мечети как центры мятежа. Впрочем, идея «сионистского заговора» просуществовала недолго. Через неделю власти о ней забыли. Но продолжили контролировать мечети.

Президент Башар Асад – шиит-алавит. Принадлежность к немногочисленной секте в суннитской в основном Сирии не способствует сближению и единству президента с народом. Властная верхушка страны придерживается мнения, что наибольшая опасность может грозить как раз со стороны суннитских заговорщиков. Поэтому в Сирии активно подавляются любые поползновения со стороны «Аль-Каиды» и исламистских группировок.

Расстрел полицией первой демонстрации в Дераа, рассчитанный на запугивание народа, вызвал противоположный эффект. На следующий день тысячи людей вышли хоронить погибших. К прежним требованиям добавились новые: судебные разбирательства над ответственными за убийства, освобождение политических заключенных и отставка губернатора.

Силы правопорядка снова применили оружие. Это привело к новым манифестациям. Племена и кланы выступили в поддержку пострадавших родственников. Беспорядки и демонстрации начались в городах Харра, Дахель, Джасем, Науи. Народ жег административные здания и комитеты партии «Баас».

ЗАПОЗДАЛАЯ РЕАКЦИЯ

Какова была реакция властей на происходящее? Государственное информационное агентство САНА передало сообщение, в котором говорилось, что силы безопасности «будут продолжать преследовать вооруженные банды, которые устрашают местных жителей, убивают, грабят и совершают поджоги». Зарубежные СМИ обвинялись в распространении ложной информации о событиях в городе Дераа. Со ссылкой на неназванный официальный источник говорилось: «Информация и фотографии, якобы полученные из города и свидетельствующие об имевших там место массовых убийствах, распространяются с целью «подстрекательства и запугивания людей». Фактически в открытую было заявлено, что с недовольными расправятся без суда и следствия.

Только 24 марта с заявлением выступила советник президента Бусейна Шаабан. «Сирия примет важные решения в соответствии с чаяниями народа, и народ будет участвовать в процессе принятия всех этих решений», – сказала она на пресс-конференции. В это время массовые выступления на юге Сирии достигли максимального накала.

Президент Башар Асад распорядился создать специальный комитет для выработки предложений по повышению уровня жизни населения и рассмотреть возможность отмены чрезвычайного положения, которое действует в стране с 1963 года. Также была создана комиссия по расследованию событий в Дераа, а губернатор провинции отправлен в отставку. Власти выпустили из тюрьмы 260 политзаключенных, включая исламистов и курдских националистов, и амнистировали 70 человек, арестованных в ходе волнений. Сирии пообещали широкомасштабные реформы. В дополнение – уступки и подачки: снижение налогообложения на некоторые продукты питания, создание фонда социальной помощи для малоимущих, сокращение воинской службы по призыву на три месяца, уменьшение стоимости парковки на 30%, повышение зарплат на 17%.

Но одновременно появились слухи, что Башар Асад обратился за помощью к ливанской радикальной шиитской группировке «Хезболлах». Боевики этой организации приняли участие в подавлении демонстраций местных жителей-суннитов в Дераа. В самом Ливане близкая к движению «Хезболлах» газета al-Akhbar утверждала, что беспорядки в Сирии финансируются ливанской партией «Движение за будущее», возглавляемой бывшим премьер-министром Ливана Саадом Харири. Выходящая в Кувейте газета al-Seyasi привела данные об участии боевиков «Хезболлах» в сирийских событиях. А у демонстрантов в Дераа появились антииранские лозунги и призывы.

Обещания и заявления верховной власти явно запоздали и уже не отвечали возросшим требованиям народа. 25 марта демонстрации прошли в еще большем количестве городов. И снова против манифестантов применили оружие. Троих демонстрантов застрелили в пригороде Дамаска. Еще нескольких – в Ас-Саламене и Латакии.

В следующие дни начались поджоги отделений партии «Баас» даже там, где до этого не было серьезных выступлений. В Дераа молодежь глумилась над низвергнутой статуей Хафеза Асада – отца нынешнего президента.

На северо-востоке Сирии, в местах компактного проживания курдского меньшинства, было спокойно. Но правительству зачем-то понадобилось послать солдат «для обеспечения» праздника Навруз и других подобных мероприятий. При этом сами праздники распорядились проводить за пределами населенных пунктов. И там же организовали митинги в поддержку режима.

Волна подобных официозных митингов прокатилась по стране. Очень интересно посмотреть видеозаписи и фотографии с таких демонстраций. Во-первых, у всех участников в руках абсолютно одинаковые портреты президента и флаги. Во-вторых, бурный показной энтузиазм сменяется перерывами, когда люди опускают плакаты. На их лицах досада. Нередко такие мероприятия проходят вечером в свете прожекторов. Люди явно устали за день, а их не отпускают по домам. Затем звучит команда. И все снова бурно скандируют лозунги.

В очень непростой ситуации оказалась сирийская армия. Ходят слухи, что новобранцев направляют в места расселения чуждых им племен и конфессий. Суннитов отправляют в Латакию, где в основном живут алавиты. Власти не хотят допустить смычки армии с народом. Башар Асад усвоил уроки Туниса и Египта. Но как поступит армия, пока никто не берется предугадать. Пока армию почти не привлекают к подавлению народных волнений. Этим занимается полиция, тайная служба «Мухабарат» и Республиканская гвардия под командованием брата президента Махера Асада. Что породило еще один лозунг: «Асад, пошли свою гвардию освобождать Голаны».

Наблюдатели, побывавшие в апреле в Сирии, так описывают атмосферу в стране. На дорогах очень часто встречаются военные автомобили с пулеметами. Повсюду блокпосты, на которых останавливают и досматривают машины. В городах охраняются многие здания. Много людей в гражданской одежде, но с автоматами. Это не народные дружинники, это сотрудники вездесущего «Мухабарата».

Спецслужбы режима вовсю принялись искать иностранный след в происходящих событиях. Советница президента Асада доктор Бусейна Шаабан, периодически выступающая от его имени, сообщила, что в Дамаске за подстрекательство арестованы граждане Египта и Алжира, а в Хомсе – ливанцы. Она же заявила, что нет никаких многотысячных манифестаций, протестуют жалкие кучки недовольных в 10–15 человек.

Пока на севере Сирии обстановка спокойная. Но самое неприятное для властей, что волнения начались даже в городе Кардаха в 40 км от Латакии. Это вотчина алавитов и родина Башира Асада. Казалось бы, местные жители должны быть лояльны земляку.

ДОРОГА В ПРОПАСТЬ

30 марта впервые выступил президент Башар Асад. С трибуны парламента он обратился к стране. Держался уверенно, даже шутил. Парламент одобрительно аплодировал. Пока еще на улицах не звучали требования отставки президента. Асад пообещал реформы. Сказал, что готовятся законопроекты, направленные на либерализацию общественной жизни. Отметил, что некоторые требования людей обоснованы. Сожалел, что правительство не всегда успевало удовлетворять нужды людей.

Он ни в коем случае не обвинял демонстрантов в кровавых событиях, так как они стали жертвами подрывных элементов и подстрекателей с иностранных телеканалов. Естественно, спецслужбы он тем более ни в чем не обвинял. По его мнению, поскольку обманутых подстрекателями оказалось абсолютное меньшинство, руководство страны обуздало ситуацию и не позволило расколоть страну. После этого пообещал скорые реформы и возможность отмены чрезвычайного положения. И отправил в отставку правительство во главе с Наджи Отри, действовавшее с 2003 года. Народ в основном отреагировал с энтузиазмом. Прошли митинги в поддержку курса реформ.

Но манифестации не прекратились. 9 апреля МВД Сирии распространило заявление, что более не станет проявлять «снисхождение и терпимость». «Мы не позволим путать мирные демонстрации с актами саботажа, направленными на то, чтобы сеять рознь, подрывать прочное национальное единство и подвергать нападкам основы сирийской политики», – заявили правоохранители. И подчеркнули: «В целях сохранения безопасности страны, граждан и правительственных учреждений сирийские власти будут противостоять этим людям и тем, кто за ними стоит, в соответствии с законом, который определяет условия применения оружия».

Власти перестали замалчивать массовые манифестации и убийства их участников. Но подавалось это как защита полиции от боевиков. Она, дескать, не препятствует мирным демонстрациям, но вынуждена вмешиваться, когда неизвестные лица открывают огонь по гражданам и представителям правоохранительных органов. По словам полицейских, это были молодые люди не старше 20 лет. «Группа провокаторов» в масках, «стреляющих по толпам людей, сотрудникам сил безопасности и полиции», даже была показана в прямом эфире сирийским телевидением.

В заявлении полиции сообщалось: «Эти люди проникли в ряды демонстрантов и открыли беспорядочную стрельбу, чтобы посеять раздор между гражданами и сотрудниками сил безопасности. Они подожгли ряд государственных учреждений, напали на солдат и сотрудников безопасности, которые воздерживались от применения оружия, что привело к большому числу убитых и раненых в их рядах». По официальным данным, погибли 19 полицейских и представителей сил безопасности, и еще 75 получили ранения.

16 апреля президент Башир Асад вынужден был еще раз выйти к народу, когда напутствовал новое правительство Сирии. Говорил о готовящемся законе о партиях. На последней стадии готовности, по его словам, находится и закон о СМИ, который дозволит свободу слова. Про большой сионистский заговор, который был объявлен причиной волнений во время предыдущего выступления 30 марта, он уже не вспоминал.

17 апреля в День независимости демонстрации прошли во многих городах. В третьем по величине город страны Хомсе, где хоронили старейшину местного племени, умершего в тюрьме, снова возникли беспорядки. 19 апреля по телевидению выступил представитель МВД, который заявил, что Сирия столкнулась с вооруженным мятежом, организованным салафитами (непримиримыми исламистами). По его словам, сразу в нескольких провинциях совершены акты саботажа и нападения на полицейских и военнослужащих. Главными очагами стали города Банияс и Хомс. Исламисты «открыто призвали к джихаду и созданию исламских эмиратов», – заявил представитель МВД. Затем прозвучали обещания покарать преступников, восстановить стабильность и положить конец кровопролитию. Это значит, что власть держит курс на силовое подавление протестов. События в Сирии продолжают развиваться по ливийскому варианту.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1251
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
877
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
426
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
592

Другие новости