0
3294
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

29.04.2011 00:00:00

Там, за мостом – Бахрейн

Захар Гельман

Об авторе: Захар Гельман - профессор.

Тэги: бахрейн, иран


бахрейн, иран Саудовская армия сразу стала хозяином положения в Бахрейне.
Фото Reuters.

Двадцативосьмикилометровый мост имени короля Фахда, соединяющий два королевства, Саудовскую Аравию и Бахрейн, относится к мировым достопримечательностям. Однако этот удивительный шедевр инженерной мысли имеет и немалое военное значение. Именно по этому сооружению войска Саудовской Аравии, поддержанные подразделениями Объединенных Арабских Эмиратов, вечером 13 марта вошли на территорию Бахрейна, состоящего из нескольких десятков крупных и маленьких островов. На эту операции крайне резко отреагировали в Иране.

«МАЛЕНЬКИХ» В ОБИДУ НЕ ДАДУТ

На первом этапе в Бахрейне разместились 1200 саудовских военных и 800 из ОАЭ. В конце марта в территориальные воды Бахрейна вошли корабли ВМС Кувейта и Катара. Военная операция, в ходе которой в Бахрейне оказались иностранные войска, получила название «Щит». Она проводится в соответствии о с договором о взаимопомощи государств, входящих в Совет по сотрудничеству в Персидском заливе (ССПЗ). В эту организацию кроме Саудовской Аравии, Бахрейна, ОАЭ, Кувейта и Катара входит еще Оман. Командующий бахрейнскими ВМС адмирал Саид аль-Мансури заявил, что «военный флот дружественного Кувейта призван помочь в защите королевства Бахрейн». Однако на «помощь» Манаме со стороны Эр-Рияда и Эль-Кувейта в Тегеране отреагировали настолько резко, что призвали убить саудовского короля Абдаллу ибн Абдель Азиза.

Королевство Бахрейн, территория которого меньше Москвы, а население не дотягивает и до миллиона, считается самым маленьким арабским государством. Однако экономические возможности этого королевства весьма значительны. Там добывают не только нефть и газ, но и самый большой в мире жемчуг. Показательно, что и главная площадь столицы королевства именуется Жемчужной.

Первый нефтеперегонный завод на Ближнем Востоке был построен именно в Бахрейне. На одном из островов возведен крупный алюминиевый завод, работающий на сырье, привозимом из Австралии. Нигде в королевстве нет рек, но бьют многочисленные ключи. Поэтому издревле бахрейнцы продавали заезжим мореходам пресную воду.

Понятно, что бахрейнский король Хамад бен-Иса-аль-Халифа далеко не бедный монарх и средств на нужды своей армии может не жалеть. Однако в ситуации нынешней нестабильности без иностранной помощи королевской династии обойтись было бы трудно. Дело в том, что Иран, по всей видимости, от договоренностей 1970 года, признающих суверенитет Бахрейна, напрочь отказался и вновь выступает с позиции присоединения этого королевства к своей территории. Свои претензии к Манаме Тегеран объясняет просто: большинство бахрейнцев – шииты, а правящая династия и почти весь административный аппарат представлен суннитами.

Точности ради следует заметить, что у конфессиональной разобщенности жителей этого островного государства исторические корни. В ХVII веке Бахрейн завоевали иранцы и большинство местных арабов смешались с колонистами. Они образовали новую этническую общность, которая именуется бахарна. В 1873 году шейхи арабских племен, придерживавшихся суннитского направления в исламе, изгнали персов, но бахарна осталась. Сегодня местные шииты (их в королевстве более 65%) в большинстве своем и представлены бахарной.

В армии и полиции шиитов только 3%, а в спецслужбах и Национальной гвардии нет совсем. Более того, племенная раздробленность характерна и для суннитов. Почти весь генералитет, высшее офицерство и службы безопасности представлены племенем азана, к которому принадлежит и правящая уже более 200 лет суннитская династия аль-Халифа. На Бахрейн покушался не только Иран, но и Ирак, когда там у власти находился Саддам Хусейн. Заполучить стратегически выгодно расположенное островное и отнюдь не бедное государство желают многие. Несомненно, король Халифа ситуацию просчитал и понял, что соседи в покое его не оставят. Поэтому он и обратился за военной помощью к ССПЗ.

АМЕРИКАНЦЫ МОГУТ И СМАЛОДУШНИЧАТЬ

Конечно, бахрейнский королевский двор надеется и на заокеанского союзника. Но они видели, что Белый дом отвернулся от Мубарака, многолетнего американского «друга». Оказаться в незавидном положении еще недавнего владыки самого крупного арабского государства король Халифа не пожелал. Поэтому и за помощью он обратился не к американцам, а к саудитам. В Эр-Рияде тоже поняли, что Вашингтон может смалодушничать и в случае, если беспорядки перекинутся на Аравийский полуостров. Саудовский король Абдалла действовал на свой страх и риск. Он прекрасно понимал, что, спасая Халифу, он спасает и себя.

Надо прямо сказать, что сближение Манамы и Эр-Рияда произошло исключительно из-за военной угрозы Тегерана. Что же касается политических устройств двух королевств, то они не очень похожи. Бахрейн – отнюдь не теократическое государство. И дело не в том, что там разрешена торговля спиртным, а к государственным праздникам относят 1 января – Новый год и 1 мая – День труда. На Ближнем Востоке из арабских государств только Бахрейн до последнего времени откровенно стремился ввести у себя европейские нормы жизни. Во многом подобные устремления связаны с базированием на острове базы 5-го американского флота.

Армия Бахрейна, именуемая Силами обороны (СО), насчитывает около 9 тыс. человек. На сегодняшний день в стране нет министерства обороны. Вместо него в 2008 году создан Высший военный совет, который возглавляет наследный принц Сальман бин Хамаду Аль Хамди. Король же остается верховным главнокомандующим. Совету подчинены все административные, финансовые и экономические проблемы военного строительства. За порядком в стране призваны присматривать почти 10 тыс. полицейских формирований, к которым на помощь всегда готовы прийти тысяча национальных гвардейцев.

В состав сухопутных войск СО входят пехотная, бронетанковая и артиллерийская бригады, батальон спецназа, зенитный дивизион, подразделения тылового обеспечения. На особом положении находится батальон королевской гвардии. Армейский набор осуществляется исключительно на добровольной основе из числа граждан мужского пола от 18 до 25 лет, не имеющих судимости и подходящих по состоянию здоровья, уровню образования и интеллектуального развития. Офицерские кадры готовятся в военном училище имени шейха Исы. Летчики, морские офицеры и военные инженеры получают образование преимущественно в Соединенных Штатах, Великобритании и Саудовской Аравии.

РОССИЙСКОЕ ОРУЖИЕ НЕ ОБОЙДЕНО

Бахрейн наряду с Кувейтом относится к государствам, мировым рекордсменам по закупке различного вооружения на душу населения. Танковый парк бахрейнских СО представлен в основном машинами американских типов. Танки М 60А3 в количестве 180 единиц доставлялись скорее всего не из-за океана, а из Италии, где производились по лицензии. Французские же всепогодные ЗРК Crotalе («Гремучая змея») были поставлены из ЮАР.

Соединенные Штаты продали Бахрейну не менее 30 оперативно-тактических ракет повышенной точности поражения. Дальность пуска таких ракет – до 165 км. Правда, бахрейнские военные самостоятельного доступа к кодам этих ракет не имеют. Иначе говоря, только Вашингтон может разрешить Манаме воспользоваться полностью оплаченным дорогим товаром. Правда, купленными у тех же американцев тремя радиолокационными станциями AN/TPS-59 бахрейнцы могут пользоваться по своему усмотрению. Дальность обнаружения у этих станций – до 740 км они способны засекать момент запуска ракет. Систему ПВО Бахрейна вполне можно рассматривать как часть ПРО американских военных баз региона Персидского залива. Таким образом, закупленные в США ЗРК Patriot, формально находясь на вооружении бахрейнских СО, включены в американскую оборонительную систему.

В США бахрейнцы приобрели и 60 ПТРК Javelin («Дротик») и несколько Tow-2 («Бечева-2»). Бахрейнцы надеются, что приобретенные ими комплексы помогут в случае агрессии со стороны Тегерана противостоять основным боевым иранским танкам «Зольфагар» (араб. «Зульфикар» – меч пророка Мухаммеда, перешедший затем к его зятю и двоюродному брату халифу Али) и легким боевым машинам «Тосан» («Дикий конь»).

Бахрейнские СО используют модернизированные французские БТР Panard («Косолапый») с двумя пулеметами 7,62 мм на крыше и башней кругового вращения с дистанционно управляемой 20-мм пушкой. Еще один 7,62 мм пулемет в этом типе БТР монтируется в задней части крыши десантного отделения. Учитывая географическое положение Бахрейна, важно заметить, что Panard способен преодолевать водные препятствия на плаву со скоростью 4 км/ч за счет вращения колес.

В бахрейнских ВВС служат менее 2 тыс. человек. Боевой состав представлен тремя эскадрильями боевой авиации (одной истребительно-бомбардировочной и двумя истребительными), подразделениями транспортной и вертолетной авиации. Около 40 самолетов американского производства (в основном F-5 F и F-16С/D). Вертолеты представлены американскими АН-1Е Apache («Апач»).

В состав ВМС Бахрейна входят фрегат, 2 корвета и 13 боевых катеров, в том числе 4 ракетных. Авиация ВМС представлена 2 многоцелевыми вертолетами корабельного базирования SA-365F Dauphin («дофин» – во Франции историческое название наследника престола), оснащенными радаром и противокорабельными ракетами, и 2 небольшими противотанковыми вертолетами берегового базирования Bo-105 германского производства. Вполне вероятно, что бахрейнские ВВС приобрели и противолодочные вертолеты и десантные катера.

В последние годы бахрейнские военные обратили внимание на российское военное оборудование и вооружение. В 2004 году «Рособоронэкспорт» поставил бахрейнским СО 40 грузовиков «КамАЗ-4326» (колесная формула 4х4). Примерно тогда же были заключены небольшие контракты на поставку бахрейнцам оружия для специальных операций.

В январе прошлого года на авиабазе Сакхир в Манаме прошла Первая международная авиационная выставка Bahrain International Airshow – 2010). Среди 40 компаний из таких стран, как США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Бельгия, ОАЭ, Россия была представлена ГК «Ростехнологии», ФГУП «Рособоронэкспорт» и ОАО «Компания «Сухой». Точные сведения о заключенных на этой выставке контрактов опубликованы не были. Но нельзя исключить, что бахрейнские СО закупили и определенное количество военной авиатехники.

ДЕРЖАТЬ ПОРОХ СУХИМ

Кувейтская газета «Ас-Сияса» («Политика») опубликовала статью, обвиняющую ИРИ в планах по нападению на Кувейт, Бахрейн и другие страны Персидского залива. Авторы статьи утверждают, что первый этап этого плана предусматривает использование нестабильной ситуации в Бахрейне для формирования благоприятного в отношении Тегерана общественного мнения. Опять же следует обратить внимание, что ситуация в Бахрейне совсем не похожа на происходившее в Тунисе, Египте. И конечно же, ее никак нельзя сравнивать с гражданской войной, разгоревшейся в Ливии. Для выступающих против королевской власти в Бахрейне социальный аспект особого значения не имеет. Бахрейн в этом плане достаточно благополучен. В королевстве налицо противостояние мусульманских конфессий: шиитское большинство желает обладать всей полнотой власти в стране, отстранив от руля правления суннитов, которых возглавляет король.

В ИРИ посчитали, что, после того как СМИ сумеют потрясти общественность «ужасами геноцида несчастных шиитов», к делу приступят подразделения ВМС КСИР. Они должны будут захватить принадлежащие Кувейту острова в Персидском заливе и установить морскую блокаду Бахрейна. Перепечатавшая эту статью солидная египетская газета «Аль-Ахрам» («Пирамиды») считает, что введением своих войск в Бахрейн саудовцы сорвали иранский заговор. В этой связи следует обратить внимание, что за пару дней до публикации в «Ас-Сиясе» отмеченной статьи в Кувейте приговорили к смертной казни трех человек, признанных виновными в шпионаже в пользу Ирана.

В Иерусалиме тоже разочарованы позицией Вашингтона. Американцы, загипнотизированные сменой декораций на авансцене арабского мира, отвлеклись от проблемы сдерживания ядерных амбиций Тегерана. Арабские режимы, хотя и желают гибели агрессивным тегеранским аятоллам и президенту Махмуду Ахмадинежаду, на прямое военное сотрудничество с еврейским государством никогда не пойдут. Парадокс ситуации заключается в том, что арабским государствам независимо от находящегося там у власти режима, почти невозможно примириться с еврейским государством. Ирану же в принципе сделать этот шаг намного проще – как только режим аятолл в Тегеране падет, времена шаха могут вернуться и израильтяне вновь станут желанными гостями на иранской земле. Но когда подобный «возврат времен» наступит, не знает никто.

И все-таки если нынешний Иран осуществит агрессию против любого арабского государства, то совсем нетрудно догадаться, на чьей стороне будет Израиль.

Иерусалим


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
994
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1183
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1627
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1335

Другие новости