0
6392
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

11.10.2013 00:01:00

Химическим амбициям пришел конец

Тэги: сирия, химоружие, войны, сша, израиль


сирия, химоружие, войны, сша, израиль Предприятия, НИИ, склады и некоторые районы дислокации химических войск САР. Карта ©Голос России

19 инспекторов Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) и 14 сотрудников ООН прибыли в Сирийскую Арабскую Республику (САР). Это произошло спустя всего лишь четыре дня после того как Исполнительный совет ОЗХО и СБ ООН при абсолютном согласии всех входящих в них стран решили дать старт процессу уничтожения химических арсеналов Дамаска.
Правительство Сирии предоставило визы и оказало содействие инспекторам в их приезде в САР. Сразу же после прибытия в страну инспекторы приступили к проведению мероприятий по организации своей работы. Несколько позднее к ним должны присоединиться представители и других стран, включая членов ЕС.
ЗАПАСЫ ОТРАВЫ
Сирия реализует программу оснащения своих войск химическим оружием (ХО) уже в течение нескольких десятков лет. Об этом было сказано в докладе директора национальной разведки американскому Конгрессу два года назад. Однако ни в одном из документов американской разведки не называется точная дата начала реализации этой программы. Одни специалисты считают, что она была открыта в середине 70-х годов прошлого века, другие говорят о 80-х годах.
По данным американских аналитиков, происхождение химоружия Сирии тоже покрыто тайной. В своих отчетах по данному вопросу они называют Египет, который якобы поставил Дамаску небольшую партию химических боеприпасов еще в 1973 году, и СССР.
В некоторых рассекреченных Белым домом документах указывается, что Советский Союз поставлял Дамаску ХО, средства его доставки и обеспечивал подготовку специалистов по этому виду вооружений. В них также содержатся сведения о том, что Сирия могла покупать оборудование и реагенты для изготовления химических боеприпасов у некоторых частных компаний в Западной Европе.
До принятия Дамаском в сентябре этого года решения о присоединении к конвенции о запрещении ХО точных данных о его запасах не было. Эти данные собирали спецслужбы различных стран, но их достоверность не была стопроцентной. 19 сентября с.г. Сирия предоставила Исполнительному комитету ОЗХО подробные сведения о своем химическом потенциале, включая данные о видах и количествах отравляющих веществ, о снаряженных ими средств доставки, о дислокации складов и способах хранения ОВ, а также о производственных предприятиях и научно-исследовательских центрах. Правда, эти данные не попали в открытые источники, и экспертам пока приходится опираться на ранее публиковавшиеся сведения.
Многие страны считают, что в САР накоплены большие запасы отравляющих веществ. В докладе английского парламента, опубликованном в июле этого года, говорится, что у спецслужб Великобритании нет никаких сомнений в том, что Сирия обладает огромными запасами ХО. Заместитель начальника Генерального штаба Армии обороны Израиля генерал-майор Яир Наве в одном из недавних интервью сказал, что Дамаск владеет «самыми большими в мире» запасами ХО. По официальным оценкам США, ВС САР располагают запасами таких отравляющих и нервно-паралитических газов, как иприт, зарин и VX.
В докладе французской разведки, опубликованном в начале сентября этого года, говорится, что Сирия располагает запасами отравляющих веществ в объеме более одной тысячи тонн. Сюда входит несколько сотен тонн зарина, который составляет основную часть ХО армии САР. У Дамаска есть также несколько сотен тонн иприта, хранящего в специальных упаковках, готовых к непосредственному использованию, и несколько десятков тонн нервно-паралитического газа VX. Зарин и VX частично хранятся в виде бинарных зарядов. Как указывается в докладе, сирийские химики проводят работы по созданию отравляющего вещества, аналогичного иприту, но сделанного на основе азота, и нервно-паралитического газа более ядовитого, чем зарин.
По некоторым данным, носителями сирийского ХО являются специальные боеголовки, приспособленные для установки на  советские ракеты «Скад» и авиационные бомбы. По разным оценкам, химическими боеголовками оснащено около 100 таких ракет. Число авиабомб составляет до 1000 единиц.
По оценкам ЦРУ, Сирия располагает пятью предприятиями по производству химических и разработке ОВ, расположенными в городах Дамаск, Аль-Сафир, Хама, Хомс, Латакия и Пальмира. В ряде из них и в их пригородах располагаются научно-исследовательские институты, склады хранения боеприпасов и дислоцируются подразделения химических войск. По данным главной разведслужбы Америки, производственные мощности Дамаска позволяют ежегодно производить несколько сотен тонн ОВ. Другие источники дают более расширенное представление о размахе химического арсенала САР.
В соответствии с решением СБ ООН и ОЗХО все запасы химического оружия в САР должны быть уничтожены в первой половине 2014 года. Однако, как сообщила известная американская газета Washington Times, сегодня ни для кого не остается секретом тот факт, что США и Россия в 2012 году не до конца уничтожили свое химическое оружие, как этого требовали соответствующие международные договоренности. Более того, Америка не смогла повлиять на Израиль, своего главного партнера на Ближнем Востоке, чтобы израильский парламент, Кнессет, ратифицировал конвенцию о запрещении такого оружия.
АМЕРИКА, РОССИЯ, ИЗРАИЛЬ
И ДРУГИЕ
В настоящее время в арсеналах Пентагона все еще хранится около 3 тыс. тонн ХО. После того как в 1997 вступила в силу конвенция о запрещении этого вида ОМУ, которую начиная с 1993 года подписали 180 государств, включая Америку, Россию и все остальные страны, владеющие таким оружием, они приступили к его уничтожению.
Как сообщают американские СМИ, США в течение прошедших лет уничтожили 90% запасов ХО. Оставшиеся боеприпасы США должны были уничтожить к 2012 году. Однако на завершающем этапе ликвидации этого оружия процесс существенно замедлился, и Америка не смогла выполнить требования конвенции.
О том, что процесс уничтожения химического оружия в США протекает с определенными трудностями, было известно давно. Еще в 2003 году Контрольно-финансовое управление Белого дома указывало, что руководство этим процессом организовано недостаточно эффективно. В связи с этим, отмечали эксперты, США не удастся выполнить свои обязательства в сроки, установленные конвенцией. Они также подчеркивали, что существуют и другие причины задержек полного уничтожения ХО. К ним относится нарушение графика проведения необходимых мероприятий, обусловленное проблемами экологии, обеспечения безопасности населения, отношения общественности к этой акции, а также недостаточность финансирования.
По утверждению американских специалистов, Россия после вступления конвенции в силу уничтожила только 60% объявленного ею количества средств химического нападения. Как указывается в докладе ОЗХО, опубликованном в конце прошлого года, Кремлю предстоит нейтрализовать еще около 16 тыс. тонн отравляющих веществ. Однако данные этой организации не совсем соответствуют истинному положению вещей. В августе нынешнего года в ходе визита на Почепский завод по уничтожению ХО в Брянской области министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что на настоящий момент Россия уничтожила более 30 тыс. тонн отравляющих веществ, что составляет около 76% от всех заявленных запасов ХО. Он также отметил, что Россия уничтожила в несколько раз больше отравляющих веществ, чем многие другие участники конвенции.
Но американские аналитики считают, что невыполнение обязательств по уничтожения ХО в России и США в какой-то мере определяется характерной для времен холодной войны позицией Москвы и Вашингтона, когда ни одна из сторон не хотела быть первой в ликвидации этого вида вооружений.
Кроме того, как отмечают эксперты, что не полное уничтожение ХО обеими странами объясняется еще и тем, что некоторые виды такого оружия не могут быть нейтрализованы путем простой термической обработки. Для них требуется более длительный и сложный процесс окисления. Этот процесс менее безопасен в экологическом смысле, но требует значительных затрат.
Срыв сроков полного уничтожения химических арсеналов России и Америки, установленных в конвенции, в какой-то степени является оправданием для Израиля, тоже подписавшего конвенцию в 1993 году. Но она до сих пор так и не ратифицирована Кнессетом. Израильское правительство большее внимание уделяет региональным угрозам своей национальной безопасности, а не дипломатическим танцам в такт Москве и Вашингтону.
Как заявил официальный представитель израильского посольства в Вашингтоне Аарн Сэгуи, Иерусалим подписал эту конвенцию. Однако, подчеркнул он, многие другие страны Ближнего Востока, включая те, которые совсем недавно или в отдаленном прошлом использовали химические средства нападения, а также государства, подозреваемые в проведению работ по модернизации своих химических арсеналов, так и не отказались от приверженности к химической войне и не изменят свою позицию даже в том случае, если израильский парламент одобрит эту конвенцию.
В своем электронном письме Washington Times Сэгуи написал, что угроза химического нападения на его страну не является каким-то далеким и чисто гипотетическим предположением. «Террористические организации, наделенные определенными полномочиями со стороны некоторых региональных государств, тоже представляют угрозу применения химического оружия», – подчеркнул израильский дипломат.
По мнению ряда аналитиков, хотя главный враг Израиля – Иран – тоже формально отказался от использования химического оружия, а в 1997 году тегеранский парламент ратифицировал международную конвенцию, опасность нанесения химических ударов с его стороны все еще остается. Нежелание Иерусалима объявлять о своих арсеналах диктуется и тем, что до настоящего времени Египет еще не подписал этот документ. А до этого такую же позицию занимала и Сирия, которая теперь пошла на попятную.
Директор по исследованиям, базирующейся в Вашингтоне Ассоциации по контролю вооружений, Том Колина заявил, что неожиданное решение Сирии уничтожить свои химические арсеналы должно подтолкнуть израильский парламент к ратификации конвенции.
Правда, другие эксперты утверждают, что лицемерная позиция Вашингтона в отношении израильских запасов отравляющих газов определяется тем, что Иерусалим является одним из главных сторонников и союзников США на Большом Ближнем Востоке.
СРОКИ ТРЕБУЮТ КОРРЕКТИРОВКИ
Старший специалист известного мозгового треста США Института Като, занимающего в том числе исследованиями внешнеполитических проблем Америки, Дуглас Бэндоу заявил, что его коллеги верят в полное установление режима нераспространения ОМУ на земле, однако в этом смысле отдельные страны беспокоят их больше, чем другие.
«Больше, чем Израиль и Франция, меня беспокоят Иран и Северная Корея, и это естественно. Проблема Вашингтона заключается в том, что он хочет твердо придерживаться установленных принципов. Однако такая позиция не предполагает введения исключений», – отметил Бэндоу.
Washington Times провела свое расследование причин, по которым РФ и США не смогли полностью уничтожить свои химические арсеналы в 2012 году. Привлеченные газетой специалисты в области нераспространения ОМУ считают, что Америка и Россия не смогли выполнить своих обязательств по конвенции, поскольку в последние 10 лет обе страны уделяли главное внимание не столько уничтожению собственного ХО, сколько его ликвидации в нестабильных странах мира, таких как Ливия, Албания и Ирак, на что уходили значительные средства.
У американских и международных военных экспертов остаются большие сомнения в том, что специалистам удастся обнаружить все тайники, где складируется химическое оружие Сирии, а также быстро определить районы и способы его уничтожения. Они также считают, что на это потребуются довольно длительное время и большие расходы.
10 сентября, выступая в Сенате, лидер сенатского меньшинства Митч Макконнел заявил своим коллегам, что «уничтожение химического оружия является чрезвычайно сложным мероприятием, требующим огромного внимания ко всем деталям проведения этого процесса и обеспечения его предельной безопасности». Он также заметил, что несколько поверхностная проработка российского предложения о ликвидации сирийских арсеналов ХО может привести к увеличению сроков его уничтожения.
Другие сенаторы более резко отреагировали на возможное сотрудничество Москвы и Вашингтона в этом вопросе. Сенатор Джон Барассо, главный противник одобренного США предложения России о мирном разрешении сирийской химической проблемы, заявил, что Кремлю нельзя верить.
«Особенно беспокоит тот факт, что Россия берет на себя лидирующую роль в Сирии, хотя она неоднократно показывала, что не в состоянии выполнить взятые на себя международные обязательства», – сказал сенатор в своем интервью английской газете The Times.
Один из представителей Ассоциации по контролю вооружений (Arms Control Association) отметил, что согласованный Кремлем и Белым домом график ликвидации химических запасов САР носит не совсем реальный характер. Он также заметил, что установленные сроки могут быть выдержаны только в том случае, если международным экспертам удастся в кратчайшее время собрать все ХО Дамаска и переправить его в какую-то из стран для уничтожения.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
789
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1337
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
974
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
513

Другие новости