0
8794
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

26.08.2016 00:01:00

Под голубым флагом ООН

Алексей Сергеев

Об авторе: Алексей Михайлович Сергеев – замкомандира сектора «Восток» операции ООН в Югославии, полковник в отставке.

Тэги: миротворцы, оон, вдв, югославия, евкуров, белград, восток, русбат, минобороны


миротворцы, оон, вдв, югославия, евкуров, белград, восток, русбат, минобороны Колонна российских миротворцев, совершившая знаменитый бросок на Приштину. Фото Reuters

К началу 90-х годов, когда к миротворческому процессу подключились российские воинские формирования, в ООН сложились две основные формы участия военнослужащих в операциях по поддержанию мира и международной безопасности: деятельность военных наблюдателей в составе международных миссий и действия национальных воинских контингентов в составе объединенных миротворческих сил. При этом они решали следующие задачи: обеспечение охраны гуманитарной помощи; установление запретных зон и контроль над ними; обеспечение права прохода, введение ограничений на передвижение; введение и контроль над соблюдением режима санкций; превентивный ввод войск в район потенциального конфликта; разведение сил противоборствующих сторон и контроль над соблюдением условий перемирия; принудительное разъединение воюющих сторон; наблюдение и контроль над соблюдением условий перемирия и прекращение огня; поддержание и восстановление порядка и стабильности.

Следует отметить, что миротворческие военные контингенты выделяются по запросу Генсека ООН странами – членами организации и поступают в распоряжение Совета Безопасности – под его руководство и командование. Это и есть объединенные вооруженные силы Организации Объединенных Наций, которые призваны в ходе миротворческой операции способствовать достижению целей, поставленных мировым сообществом.

КТО, КРОМЕ ВДВ!

26 ноября 1991 года правительство Югославии в письме на имя председателя Совета Безопасности обратилось с просьбой о проведении в стране операции по поддержанию мира. В связи с эскалацией напряженности и расширением военного конфликта на территории Югославии 21 февраля 1992 года Совет Безопасности принял резолюцию № 743 о направлении в Югославию «Сил Организации Объединенных Наций по охране» (или СООНО). Эта миссия (UNPROFOR) стала 24-й в истории ООН и действовала с 31 марта 1992 по 31 марта 1995 года (причем не без потерь: в ходе миссии погибли 211 человек из 30 стран, в том числе 11 – из России).

Одновременно генеральный секретарь ООН направил главам государств и правительств, включая Российскую Федерацию, официальное приглашение участвовать в проводимой операции и попросил выделить для этих целей военный и гражданский персонал, в том числе сотрудников гражданской полиции. Положительный ответ был получен из 31 страны.

В соответствии с обращением президента РФ от 6 марта 1992 года было принято Постановление Верховного совета Российской Федерации «Об участии военного контингента в операциях ООН по поддержанию мира в Югославии». Но еще до принятия этого постановления в соответствии с приказом министра обороны России Генштаб и штаб ВДВ были подготовлены две группы. Квартирьерская группа убыла в Югославию 25 февраля. Ее целью являлось ознакомление с обстановкой и определение мест возможной дислокации подразделений контингента. Оперативная, руководителем которой был назначен заместитель начальника управления разведки штаба ВДВ полковник Александр Хромченков, в эти же дни убыла в Нью-Йорк – в музее миротворческих операций хранится временный пропуск, выданный полковнику Хромченкову, назначенному командиром сектора «Восток».

В это же время под Рязанью, в учебном центре «Дубровичи», ускоренными темпами шло развертывание, комплектование и слаживание подразделений миротворческого батальона, который получил наименование «554 отдельный миротворческий батальон ВДВ». 5 апреля батальону было вручено Боевое знамя.

В состав первого российского миротворческого контингента первоначально было включено 900 военнослужащих. Надо отметить, что вряд ли какие-либо другие части Российской армии, кроме ВДВ, смогли бы так эффективно выполнять в тот момент миротворческие функции, находясь практически в автономном режиме. Кроме того, по уровню индивидуальной подготовки и боевой слаженности подразделений, десантники значительно превосходили аналогичные подразделения воинских миротворческих контингентов других стран, что неоднократно подтверждалось на деле. Один из старших офицеров бельгийского контингента так заявил своему руководству: «В критических случаях я могу опираться только на своих русских коллег – офицеров штаба сектора. Они никогда не подведут».

17 апреля 1992 года первые подразделения российского батальона с личными штатным оружием и вещами стартовали с аэродрома ВТА «Дягилево» (под Рязанью) шестью бортами Ил-76 и через четыре часа прибыли в аэропорт им. НиколыТеслы (Белград). Оттуда они автотранспортом Югославской народной армии были доставлены к местам дислокации, и сразу же приступали к выполнению своих обязанностей и расквартированию.

НА ЛИНИИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ

По условиям ООН, все контингенты в течение первых двух месяцев должны были находиться в полной автономии, то есть обязаны были обеспечивать себя сами: от техники и боеприпасов до медицинских препаратов и продуктов питания. При распределении районов дислокации российскому миротворческому контингенту достался сектор «Восток», где в начале 1992 года проходили наиболее ожесточенные бои между хорватами и сербами. В просторечии события на этой территории назывались «славонская мясорубка». Все другие страны, направившие своих миротворцев в Югославию, отказались от «чести» занять сектор «Восток». И только ельцинское правительство, единственное из 31 страны, бросившее своих военнослужащих в «мясорубку» и даже отказавшееся застраховать их жизни, очевидно, считало, что российские военные едут на курорт...

Линия фронта, вдоль которой между хорватами и сербами должны были расположиться миротворцы, достигала 180 км. Из них менее 60 км (от венгерской границы до г. Осиек) проходило по берегу р. Драва. Эту территорию (Баранья) занял бельгийско-люксембургский батальон, первоначальной численностью 564 человека. Исходя из того, что от Дравы на несколько километров простирались болота, там эпизодически возникали отдельные перестрелки.

Более 120 км линии разграничения (Славония и Западный Срем) заняли десантники. На самых разных участках фронта регулярно велись бои с применением всех видов оружия – от стрелкового до ракетного. В городе Вуковар с населением в 1990 году  около 85 тыс. человек в апреле 1992 года осталось менее 1000 жителей, а практически все здания в городе были разрушены.

Мне, тогда заместителю командира сектора «Восток», довелось выступить с докладом «Влияние побед Красной армии на Балканах в 1944 году на успехи первого российского миротворческого контингента в 1992 году в Югославии» на республиканской научно-исторической конференции «70 лет окончания Второй мировой войны», и сказать о тех событиях: «В первые дни расквартирования подразделений российских миротворцев огромную помощь (от организации питания из полевых кухонь до, при необходимости, огневого и воздушного прикрытия) оказывала Югославская народная армия (ЮНА). При разговорах с ее военнослужащими от генералов до рядовых солдат и ополченцев возникал один и тот же вопрос: когда «Красная армия» придет на помощь своим братьям, как в 1944 году?»

Знаменитый 150-километровый марш десантников на Приштину, ставший для сербов символом свободы и защиты, вылился в национальный праздник. В каждом селении, через который проходила колонна, миротворцев встречали так же, как и в 1944 году, – как освободителей.

Таким образом, благодаря образу страны-освободительницы, который Россия, как преемница Советского Союза, имела у народов Балкан, российскому миротворческому контингенту, входившему в соcтав UNPROFOR, удалось в короткий период – с апреля до конца июня 1992 года – остановить кровопролитие и развести войска противоборствующих сторон. Итогом первого этапа операции стало прекращение боевых действий в секторе «Восток» и полный отвод враждующих сторон на 25–30 км.

Как отмечал в своем обращении командующий миротворческими силами генерал-лейтенант Сатиш Намбияр, эта победа была достигнута благодаря самоотверженным и высокопрофессиональным действиям миротворцев «русского сектора» (так с его легкой руки стал называться сектор «Восток»). Впервые участвуя в миротворческой операции и командуя многонациональными силами, российские военные всего за несколько месяцев смогли остановить и практически прекратить массовое кровопролитие. И это притом, что российская дипломатия тогда не могла оказать поддержку своим миротворцам.

Кстати, все военнослужащие воинских контингентов Бельгии, Голландии, Канады, Люксембурга и Норвегии, подразделения которых входили в состав сектора «Восток», получили награды от своих правительств. Например, король Бельгии своим указом учредил специальную медаль «За выдающиеся заслуги бельгийского контингента в деле установления мира». И только российские миротворцы не получили от своего государства ничего.

Хотя наши миротворцы не только воевали. В эти же дни наши десантники оказали мирным жителям огромную помощь в восстановлении разрушенной инфраструктуры городов и сел по обе стороны линии фронта. Помимо прочего, действенная помощь была оказана местным органам власти в разработке планов восстановления и проведении ремонтно-восстановительных работ разрушенной инфраструктуры таких крупных городов, как Вуковар, Осиек, Винковцы, Джаково, и многих других населенных пунктов; в защите акваторий рек европейского значения (Драва и Дунай); в решении комплексов военно-политических, дипломатических, гуманитарных, этнических, экономических и экологических проблем. Например, медиками «Русбата» поставили на ноги более 2000 мирных жителей, пострадавших от боевых действий. Кстати, ООН «закрыло глаза», российское Минобороны объявило командованию миротворцев выговор «за перерасход лекарств»...

Вот что примечательно. При развертывании миротворческой операции и в ходе реализации ее этапов оказались востребованы многие нормативные и директивные документы, принятые еще в Советской армии – так как соответствующих документов ООН просто не было. А разработанные российскими офицерами в штабе сектора «Восток» документы в большинстве своем в дальнейшем служили как директивные для применения в других секторах.

БРОСОК МАЙОРА ЕВКУРОВА

Успехи российского контингента настолько воодушевили ООН, что в июле 1992 года, сразу же после завершения первого этапа операции, последовало обращение к президенту РФ о выделении дополнительного батальона, который планировалось опять бросить в самую горячую точку, в тот момент – в Сараево. Но в России и об этом, и о многом другом, к сожалению, мало кто знает.

Надо отметить, что участие в миротворческой операции было для России экономически выгодным мероприятием, поскольку за все, что она вкладывала в эту операцию, платило ООН. Например, первый российский миротворческий контингент UNPF в бывшей Югославии в 1992 году полностью погасил долг Советского Союза перед ООН (около полумиллиарда долларов). Это было достигнуто за счет грамотной и четкой работы офицеров штаба сектора в подготовке документов по передаче военной техники и имущества российского контингента в ведение ООН и последующей ее оплаты. Им пришлось дважды перерабатывать передаточные ведомости, присылаемые из Минобороны России, так как военные чиновники, составлявшие их, как оказалось, абсолютно не имели представления о европейских ценах на военное имущество и вооружение.

Особую страницу в историю российских миротворческих сил, когда обстановка в бывшей Югославии снова обострилась, вписали десантники-миротворцы майора (ныне президента Республики Ингушетия) Юнус-бека Евкурова, которые в ночь с 11 на 12 июня 1999 года совершили 500-километровый марш-бросок на Приштину и, захватив аэродром «Слатина», воспрепятствовали высадке натовского воздушного десанта. Когда командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уесли Кларк приказал британскому генералу Майклу Джексону отбить аэродром у русских, тот заявил, что не собирается начинать третью мировую войну…

Опыт, приобретенный советскими и российскими миротворцами в операциях ООН и горячих точках СССР, был творчески переосмыслен российскими учеными и военными специалистами и успешно использован Россией и странами Содружества при урегулировании конфликтов на территории стран бывшего Союза.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
943
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1445
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
1080
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
1054

Другие новости