0
822
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

03.12.2007 00:00:00

В экономике: говорит и показывает Ашхабад, Москва слушает и выполняет

Сергей Скляров

Об авторе: Сергей Скляров - заведующий отделом экономики "НГ".

Тэги: ашхабад, газ, газопровод, газпром


На минувшей неделе Россия, пожалуй, впервые в постсоветской истории оказалась в ситуации, которая еще десять лет назад была бы оценена так: хвост пытается управлять собакой. Сразу две страны Центральной Азии – Туркменистан и Узбекистан, еще недавно рассматриваемые Москвой если не как российские сателлиты, то как зоны беспрекословного влияния, с разницей в несколько дней заявили, что не хотят больше продавать «Газпрому» газ по заниженным ценам. При этом Ашхабад, располагающий наиболее крупными запасами газа в регионе, без труда добился своего. Во вторник Россия без видимого недовольства подчинилась требованиям Туркменистана и согласилась закупать газ по более высоким ценам. В четверг о намерении провести в декабре с Москвой переговоры на предмет повышения цены на поставляемый в Россию узбекский газ заявил Ташкент. За ориентир новой цены в Узбекистане традиционно берут цену на туркменский газ.

Согласно новому соглашению Москвы и Ашхабада, в первом полугодии следующего года туркменский газ подорожает на 30%, во втором уже на 50%, а с 2009 года «Газпром» согласился покупать его по формуле, которая будет разработана позднее и привязана к рыночной цене. Никто не сомневается, что пока не разработанная формула приведет к новому витку цен на газ. Так как Европа, например, сейчас платит за каждую тысячу кубометров России 300–350 долл., что в среднем в три – три с половиной раза больше, чем Россия платит Туркменистану. Даже если вычесть цену транспортировки, такая диспропорция – явный перекос. Туркменский газ, на цену которого ориентируется Узбекистан, недооценен как минимум в два – два с половиной раза.

Туркменам, узбекам и казахам не привыкать к нежеланию России, перепродающей их газ в Украину, покупать его по приближенным к мировым ценам. Ситуация, при которой центральноазиатский газ закупается Москвой и Киевом по ценам в два-три раза ниже европейских, существовала все годы после распада СССР. И раньше любого повышения цены приходилось добиваться намного сложнее, чем в этом году. Ашхабаду, к примеру, приходилось вести тонкую игру между конкурирующими Украиной и Россией, продавая обеим странам по очереди чуть ли не весь объем производимого газа на многие годы вперед. Киев и Москва, не желая мириться с тем, что туркменский газ в этом году на десятилетия вперед был продан конкуренту, на следующий год соглашались купить его по более высокой цене. Еще через год они менялись местами, а туркмены радовались, что в ходе торгов им удалось прибавить к цене каждой тысячи кубометров по нескольку долларов. Когда же Украина и Россия солидарно проявляли несговорчивость, Ашхабад оказывался в тупике. В начале 1990-х был период, когда туркменский газ просто сжигался в факелах. Так как ни Россия, ни Украина не хотели его покупать по более высокой, чем раньше, цене.

Ситуация изменилась радикальным образом после того, как Ашхабад договорился с Китаем и Евросоюзом о прокладке двух альтернативных российскому газопроводов – Транскаспийского и в Китай транзитом через Казахстан. По китайскому газ должен пойти через год. Транскаспийский, несмотря на то что пока о нем рассуждают лишь как о проекте, может быть построен за три–пять лет. При этом Евросоюз заявляет о готовности покупать у Ашхабада газ напрямую по европейским ценам. Альтернативные газопроводы разрушают монополию России и Украины на закупки туркменского газа. Одновременно рушится схема, позволявшая диктовать региону заниженные цены. Вместе с нею значительно слабеет геополитическое влияние Москвы на Центральную Азию. И не только на нее. Манипулирование ценами на газ все последние годы было одним из действенных рычагов воздействия Москвы не только на экспортирующие газ постсоветские государства, но и на страны-импортеры. За «хорошее поведение» в отношении России эти страны премировались более низкой ценой на газ. В условиях же, когда «Газпром» не сможет продавать импортирующим российский газ странам СНГ по заниженным ценам, так как сам покупает его в Центральной Азии дороже, Россия уже не сможет столь же действенно, как раньше, влиять на экономику и политику на всем постсоветском пространстве. Если, конечно, власти не решат, что благорасположение Киева или Еревана целесообразно покупать не только путем перепродажи им по льготной цене центральноазиатского газа, но газа собственного производства, как, например, в случае с Минском. Вот только одобрят ли такой разорительный подход прозябающие в нищете российские пенсионеры?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
819
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
872
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1138
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
815

Другие новости