0
2303
Газета В мире Интернет-версия

26.05.2017 00:01:00

Пекин спутал карты далай-ламе

Тэги: китай, индия, пограничный спор, конфликт, южный тибет, далай лама


китай, индия, пограничный спор, конфликт, южный тибет, далай лама Фото Gettyimages

Китайско-индийский пограничный спор можно назвать вялотекущим конфликтом. После краткой войны в 1962 году стороны в основном соблюдают линию фактического контроля и ведут переговоры. Но угли продолжают тлеть. Об этом свидетельствует присвоение Пекином китайских имен шести пунктам, расположенным в индийском штате Аруначал Прадеш. Китай называет его Южным Тибетом. Как напоминает эксперт, 60 лет назад именно претензии на картах послужили прологом к боям.

Еще в 1972 году Генеральная конференция ЮНЕСКО призвала не допускать искажения и переименования исторических топонимов – имен собственных, обозначающих название географических объектов. Резолюцию поддержал Советский Союз. Ее авторы как в воду глядели. Последующие события показали, что эпидемия переименований, затрагивающих границы, порой отравляет межгосударственные отношения.

Индийско-китайская граница растянулась на 3488 км. Поскольку в спор о линии ее прохождения втянуты два азиатских гиганта, это не может не оказывать влияния на атмосферу на евро-азиатском пространстве. К счастью, в обеих странах правящие круги не склонны нагнетать страсти вокруг границы. К тому же районы, из-за которых идет спор, расположены высоко в Гималаях и слабо заселены. Поэтому за пределами двух держав лишь изредка вспоминают о проблеме.

Но вот, как пишет индийская газета Hindustan Times, «Китай в одностороннем порядке переименовал шесть мест в штате Аруначал Прадеш. Этот шаг нацелен на то, чтобы подтвердить китайский суверенитет над регионом».

МИД Китая заявил, что это шаг законный, он сделан в соответствии с правилами, установленными Государственным советом (правительством). Далее разъясняется, что проводится «стандартизация» названий – они получают названия в китайских иероглифах, а также в латинском и тибетском алфавите.

Представитель МИД КНР Лу Кан сказал, что эти имена отвечают фактам истории и культуры, они свидетельствуют о том, что претензии Китая на Южный Тибет справедливы.

Но чем вызван этот ход Пекина? Ведь в последние недели стычек на границе не происходило, обстановка была спокойной. Ответ раскрывают высказывания китайских экспертов. Лун Синчунь, директор Центра индийских исследований в педагогическом университете Западного Китая, говорит: это был сильный сигнал от Китая. Он связан с тем, что этот район посетил далай-лама.

Хотя далай-лама сложил с себя полномочия главы тибетского эмигрантского правительства и всегда проповедовал «средний путь», то есть предоставление религиозной автономии Тибету в границах Китая, Пекин по-прежнему считает его опасным врагом. КНР призывала Дели отменить визит «просветленного» в Аруначал Прадеш.

Индия отклонила этот демарш, заявив, что лидер тибетской общины имеет право путешествовать по всей стране. И его расписание не зависит от желаний индийского правительства. Как видим, акция Пекина затронула обнаженный нерв в индийско-китайских отношениях. Еще при Мао Цзэдуне Пекин обвинял Дели в том, что он способствовал мятежу тибетцев и бегству далай-ламы в Индию.

В беседе с «НГ» руководитель Центра индийских исследований в Институте востоковедения РАН Татьяна Шаумян отметила: «Если Китай будет принуждать международные организации, источники Интернета и другие механизмы использовать вводимые им китайские названия, то существует опасность, что Китай и Индия могут оказаться вовлеченными в «картографическое сражение», которое отбросит их отношения к середине 1950-х годов. Тогда картографическая агрессия только начиналась».

По территориям стороны остались на прежних позициях. На китайских картах спорные районы изображаются как китайские, на индийских – как индийские. Китай заявляет протесты, когда в Аруначал Прадеш приезжают премьер-министры или другие крупные государственные деятели Индии.

Однако в нынешних условиях столкновения маловероятны. Хотя Китай выступает активной стороной в этом споре, для него важно мирное продвижение своей инициативы Шелкового пути через Южную Азию; пограничное обострение Китаю, как и Индии, не нужно. Кроме того, торговля между ними растет, растут и китайские инвестиции в Индии. Этот фактор тоже побуждает обе державы воздерживаться от резких движений, заключила эксперт.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
388
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
376
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
565
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
332

Другие новости