0
11444
Газета Кино Интернет-версия

11.07.2022 17:57:00

В "Стране Саше" живут взрослые дети

Мелодрама Юлии Трофимовой – робкая попытка заглянуть в голову человека, который перестает быть подростком

Тэги: кинопремьера, страна саша, подростковая мелодрама, юлия трофимова, кинокритика


кинопремьера, страна саша, подростковая мелодрама, юлия трофимова, кинокритика Фильм был показан в одной из программ Берлинского кинофестиваля. Кадр из фильма

В прокат выходит «Страна Саша» – подростковая мелодрама Юлии Трофимовой, написанная ею совместно со сценаристками Марией Шульгиной и Елизаветой Тихоновой по одноименной повести Галы Узрютовой. Фильм – дебют Трофимовой в полном метре – был впервые показан в одной из секций Берлинале. Главную роль играет начинающий актер Марк Эйдельштейн, которого называют «русским Тимоти Шаламе». Иностранный актер также прославился фильмом про первую любовь («Назови меня своим именем»), однако сходство и картин, и персонажей, и исполнителей в данном случае, к сожалению, исключительно внешнее, формальное.

Саша (Эйдельштейн) из приморского городка окончил школу. Мама (Евгения Громова), с которой у них доверительные, даже дружеские отношения, то и дело спрашивает, когда он подаст документы в местный вуз, но юноша не спешит. Гуляет с подружкой Лизой (Алиса Тарасенко), даже иногда целуется, но взаимностью на ее романтические чувства не отвечает. Бегает рисовать граффити в компании «старшего товарища», уличного художника Макса (Дмитрий Ендальцев). Артистическая карьера вроде как привлекает его больше, чем экономическая. Между делом размышляет о том, что надо бы отыскать отца-музыканта – мальчик рос без него и знает, что мама бывшего мужа не жалует, потому и тут находится в сомнениях. От нечего делать находит подработку, нужно разрисовать больничную стену. Сидя в коридоре перед этим «холстом», Саша знакомится с Женей (Мария Мацель), которая вышла из кабинета врача. Не просто врача, а психиатра, однако психологические проблемы девушки – иногда она замолкает и может не говорить часами, а то и днями (в детстве – годами) – не пугают героя. Кажется, он влюбляется.

Этой, по сути, простой историей авторы пытаются ухватить и описать, пожалуй, самый быстропроходящий период человеческой жизни – уже вроде как не подростковый, но еще и, конечно, не взрослый. Со всей его неопределенностью и тревожностью, выраженной в поисках себя и попытках увернуться от давления старших, которые якобы знают лучше, кем нужно быть, когда вырастешь. Саша и правда выглядит одновременно и сознательным, и безрассудным, однако в фильме и то, и другое звучит местами фальшиво. Истории будто бы не хватает нерва, она выходит слишком уже поверхностной.

Прежде всего с точки зрения персонажей, в характеры которых здесь особо не углубляются – даже если речь идет про главных действующих лиц, Сашу и Женю. Что уж говорить про так называемых взрослых, сливающихся в общую массу приятелей как будто бы на пару лет постарше. С одной стороны – интересный ход, попытка показать отношения взрослых детей и молодых еще родителей. С другой – «родители» эти обозначены пунктирно, схематично, хотя где-то на периферии свободная мама Саши, конечно, противопоставлена более консервативным отцу и матери Жени.Что касается самих влюбленных, то их история – очередная вариация на тему Ромео и Джульетты, только более вялая – наполнена банальной романтикой, застенчивой чувственностью, едва заметным гневом и протестом. Все в каких-то полутонах и полушепотом. Возможно – поколенческая примета, но кинематографически все это не способно удержать ритм даже в рамках весьма скромного хронометража (идет фильм чуть меньше полутора часов). Название «Страна Саша» сулит погружение во внутренний мир (страну) главного героя – в книге, написанной от первого лица, так и получается, а вот снятое по ней кино даже характер самого Саши оставляет в виде наброска. О его мыслях, чувствах приходится догадываться, учитывая ограниченность и неконфликтность контекста и ощущение какого-то чужеродного, но пронизывающего даже молодых еще персонажей взрослого равнодушия. И провинция не тяготит, и отношения с мамой – лучше не придумаешь, и бог с ним, с ушедшим папой, и можно, наверное, переехать и поступить в «художку» – туда же, где она, первая любовь. Но все это как будто не очень обязательно и не очень больно, если потеряется, забудется, исчезнет. 


Читайте также


Зигмунд Фрейд проводит свой последний сеанс психоанализа

Зигмунд Фрейд проводит свой последний сеанс психоанализа

Наталия Григорьева

В новом фильме Энтони Хопкинс сыграл великого ученого

0
2945
И вампиры бывают гуманистами

И вампиры бывают гуманистами

Наталия Григорьева

Героиня канадского фильма слишком любит людей, чтобы пить их кровь

0
3911
Фатих Акин сказал свое "слово пацана"

Фатих Акин сказал свое "слово пацана"

Наталия Григорьева

Прежде чем стать известным музыкантом, главный герой украл несколько сотен килограммов золота

0
4481
Сэмюэл Беккет беседует с самим собой

Сэмюэл Беккет беседует с самим собой

Наталия Григорьева

В фильме "Гении" писатель вспоминает свою жизнь и тех, с кем его свела судьба

0
6355

Другие новости