0
8790
Газета Кино Интернет-версия

13.09.2022 19:44:00

Жан-Люк Годар работал до последнего дыхания

Французский режиссер скончался в возрасте 91 года


Годар никогда не переставал искать новое. Фото Reuters

Не стало Жан-Люка Годара – его будут вспоминать в первую очередь как основоположника французской новой волны, кинематографиста, ставшего классиком при жизни, автора нескольких десятков фильмов, пережившего не одну историческую и культурную эпоху и всех тех, с кем когда-то начинал. А еще кинореволюционера, не перестававшего творить и искать в своем творчестве что-то новое и неизведанное до последних дней – и, думается, все-таки нашедшего смысл кино.

Свое главное образование, определившее дальнейшую судьбу, Годар получал вовсе не на университетских скамьях (хотя и учился в Сорбонне), а в киноклубах, популярном явлении в послевоенном Париже. Там за просмотрами и обсуждениями познакомился с будущими союзниками – Трюффо, Шабролем, Риветтом. Синефильский кружок превратился в журнал о кино, знаменитые Cahiers du cinema – а потом критики, познававшие фильмы через текст, и сами стали режиссерами.

Насмотренность Годара отчетлива видна уже в первом его шедевре – «На последнем дыхании» с Жан-Полем Бельмондо. Ее он делает приемом и основой киноязыка, которым говорит со зрителем, наполняя фильм множеством цитат и отсылок, словно затевает причудливую игру, которую позднее подхватят его талантливые поклонники и последователи – от Бертолуччи до Тарантино, цитируя уже самого Годара.

Всегда сторонясь собственной настигшей его очень рано популярности, даже культовости, Годар снимал штучное кино, чем дальше, тем больше, в хорошем смысле издеваясь над зрителем. Вначале бесстыдно накладывая европейскую философию на голливудские жанры, позднее – препарируя якобы величайшие технические достижения.

Тем, кто ждал повторения раннего творчества, он отвечал все более безумными экспериментами, другим показывал, что нет никаких пределов, третьим, умникам, возомнившим, что они все поняли про кино, подарил свои поздние «Фильм-социализм» и «Прощай, речь». Где не поймешь – что свое, а что заимствовано, где надоевший эффект 3D дарит не объем, а проблемы со зрением, где может не быть сюжета, но есть недостижимая цельность того самого языка и художественного замысла. Где все вывернуто наизнанку, но вдруг обретает свое истинное предназначение. Потому что, кажется, единственный, кто понял все про кино, – Жан-Люк Годар. 


Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
808
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
859
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1120
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
802

Другие новости