0
1818
Газета Концепции Интернет-версия

03.03.2000 00:00:00

В поисках соломонова решения


Предположительно в конце лета или осенью этого года, но, скорее всего, после завершения президентских выборов в США Вашингтон должен окончательно решить, будет ли развернута национальная система противоракетной обороны (ПРО). Такой шаг потребует изменений или отказа от ряда соглашений по сокращению стратегических вооружений, что само по себе подвергает серьезному риску отношения США с Россией, Китаем и европейскими союзниками.

Сторонники ПРО утверждают, подчеркивается в аналитическом материале Лондонского международного института стратегических исследований, что очень важно защитить США и их союзников от ракетной атаки так называемых "стран-изгоев", прежде всего Северной Кореи. Оппоненты возражают, что развертывание даже тонкой национальной системы в течение следующего десятилетия необязательно, поскольку, если вышеназванные страны и получат в указанный период межконтинентальные баллистические ракеты, США по-прежнему будут способны угрожать серьезными санкциями для предотвращения нападения.

Тонкая национальная система ПРО США, состоящая из 100-300 перехватчиков, не будет сама по себе представлять угрозу российским стратегическим ядерным силам, даже если они сократятся с теперешних 4500 боеголовок до 2500 (уровень предполагается определить по Договору СНВ-3). Озабоченность России в основном вызвана тем, что ограниченная система национальной ПРО может стать основой для наращивания гораздо более мощных потенциалов ракетного противодействия.


Планы США

Современный план национальной системы ПРО США предусматривает ограниченную оборону, состоящую из 5 основных компонентов:

- ракеты-перехватчики наземного базирования, предназначенные для поражения космических средств нападения на заатмосферных высотах и использующие многоспектральное инфракрасное самонаведение;

- противоракетные РЛС наземного базирования сантиметрового диапазона, расположенные либо вместе с национальной системой ПРО, либо в другом месте;

- усовершенствованные РЛС раннего предупреждения, обеспечивающие специальной информацией радиолокационные станции сантиметрового диапазона;

- две системы инфракрасного раннего предупреждения и слежения космического базирования (SBIRS);

- система боевого управления, контроля и коммуникаций, базирующаяся в штаб-квартире Североамериканской аэрокосмической обороны в горах штата Колорадо, которая будет интегрировать поступающие данные, необходимые для слежения за возможным ракетным нападением, и обеспечивать принятие человеком окончательного решения о боевых действиях в космосе.

До недавнего времени США планировали завершить развертывание национальной системы ПРО к 2003 г. Однако в начале 1999 г. срок был продлен до 2005 г., с тем чтобы накопить более совершенные технологии и протестировать прототип системы ПРО.

Если США в 2000 г. примут решение о создании национальной системы ПРО, она будет развернута в несколько этапов. Первый этап намечен на 2005 г., когда будет развернуто 20 перехватчиков наземного базирования на одной площадке либо в центре Аляски, либо на базе в Гранд-Форкс (Северная Дакота). Второй этап намечен примерно на 2010 г. - количество перехватчиков на этой площадке вырастет до 100. В ходе третьего этапа, ограниченного 2015 г., предусматривается развертывание 125 перехватчиков на существующей площадке и еще 125 перехватчиков на другой. Предлагались и более сжатые сроки, при которых планировалось развертывание 100 перехватчиков к 2006 г. и завершение второго и третьего этапов к 2010 г.

Стоимость закупок первого этапа оценивается в 10,5 млрд. долл. США. Общая стоимость всего 20-летнего цикла (исследование и развертывание, закупки и эксплуатационные расходы) колеблется в диапазоне от 18,4 млрд. до 28,3 млрд. долл., в зависимости от времени и места развертывания системы. Оценочная стоимость последующих этапов значительно выше.

В июне 2000 г. американский департамент проверки готовности к оборонному развертыванию определит, смогут ли различные технологии национальной системы ПРО обеспечить принятие решения о ее развертывании. Отчасти будут приняты во внимание результаты трех испытательных полетов перехватчиков национальной системы ПРО, которые должны быть проведены до июня 2000 г. (первый, по сообщениям американских источников, был успешно осуществлен в октябре 1999 г., правда, потом эта информация опровергалась; второй, в январе с.г., оказался неудачным). Также будет выбрано место начальной площадки ПРО - Аляска или Северная Дакота. Однако, чтобы определить эффективность системы в условиях использования противником ложных целей макетов или других контрмер, недостаточно даже трех успешных тестов.

Аналитики Лондонского международного института стратегических исследований считают, что, хотя внутренние политические и коммерческие соображения явятся важными факторами, президент США будет принимать решение о развертывании национальной системы ПРО на основе следующих критериев:

- если будет существовать угроза США со стороны ракет большой дальности;

- если национальная система ПРО окажется эффективной;

- если общая цена системы будет оправданной;

- если удастся найти разумную возможность достичь соглашений об изменении Договора 1972 г. или в противном случае если односторонний выход США из договора не поставит под угрозу американо-российские отношения.

Сегодня США ведут переговоры с Россией по поводу изменения Договора по ПРО 1972 г. Если они закончатся неудачей и Вашингтон решит продвигаться дальше по пути наращивания национальной ПРО, ему придется представить заявление о намерении выйти из договора за шесть месяцев до принятия каких-либо действий, нарушающих это соглашение тридцатилетней давности.

По существующему плану первым нарушением станет строительство новой площадки ПРО, которое должно иметь место в конце весны 2001 г. Таким образом, в случае несогласия России внести изменения в договор, осенью 2000 г. - в начале 2001 г. Вашингтону придется решать, выйти из договора или отстать от своего графика развертывания космической обороны.


Договор по ПРО

Каждый из вариантов развертывания национальной системы ПРО нарушает статью 1 Договора по ПРО, которая утверждает, что стороны воздерживаются от развертывания систем для защиты всей территории и от создания базы для таких систем. Договор допускает только создание географически ограниченных систем ПРО для защиты сил ядерного удара. До сих пор только Россия воспользовалась этим преимуществом, создав систему противоракетно-космической обороны вокруг Москвы.

Возможно, Россию удастся убедить изменить договор. Это позволит США выполнить первую стадию развертывания, включающую 100 перехватчиков на двух площадках, что станет эффективным средством космического сдерживания по отношению к Северной Корее, которая способна поставить на вооружение не более 10 ракет. Однако такой американский потенциал космической обороны не сможет нейтрализовать гораздо более мощные ядерные силы России.

Чтобы подсластить пилюлю, США одобрили техническое сотрудничество с РФ в области ПРО. Но из-за внутренних политических причин Россия вряд ли сможет одобрить изменения в договоре до президентских выборов. США тоже озабочены предстоящими президентскими выборами, и администрация Клинтона не захочет быть обвиненной в слишком "мягком" отношении к Москве или в том, что допускает предполагаемую угрозу со стороны "государств-изгоев" континентальной части США.

Кроме того, крайне сомнительно, что Россия может согласиться на более широкие поправки, позволяющие США выполнить развертывание второй и третьей стадии. Это делает более вероятным выход США из Договора по ПРО. Некоторые ведущие представители республиканского большинства в конгрессе активно поддерживают такой шаг. Они хотели бы, чтобы США вновь обрели полную свободу действий в этой области, и совсем не озабочены тем влиянием, которое выход из договора окажет на внешнюю политику и процесс контроля над вооружениями в целом.

Китай выступает против даже ограниченных изменений. У него гораздо менее широкий арсенал боеспособных межконтинентальных баллистических ракет, чем у России (в настоящее время их насчитывается 20-30). Поэтому Пекин считает себя уязвимым даже при ограниченной ПРО США. В отличие от России Китай имеет причины опасаться системы ПРО, создаваемой в интересах Японии, Южной Кореи и Тайваня, поскольку такое соглашение понизит способность КНР оказывать давление на эти государства.

Стратегические силы Китая модернизируются в настоящее время, оснащаются мобильными МБР DF-31 и DG-41 наземного базирования, а также ракетами Л-2, размещенными на подводных лодках. Однако даже при ограниченной системе национальной ПРО США со 100 перехватчиками КНР должна будет иметь несколько сотен стратегических боеголовок, если лидеры государства вознамерятся сохранить способность ракетно-ядерного сдерживания. В планы Пекина не входит подобное давление на свой бюджет и экономику.


И волки сыты, и овцы целы

Имеется один из вариантов ПРО, который позволит США защитить себя от Северной Кореи, не ущемляя стратегических интересов Китая и России даже в отдаленной перспективе. Основан он на принципе перехвата МБР в "фазе активной траектории". Система базируется на самолете, оснащенном ракетами, или на беспилотных летающих средствах, патрулирующих вблизи района запуска ракет либо постоянно, либо в периоды кризисов. Небольшая удаленность по расстоянию является обязательным условием, так как типичный радиус перехвата составляет только 50-150 км для баллистических ракет ТВД с радиусом 300-3000 км.

Такие системы национальной ПРО способны обеспечить наиболее эффективную защиту, поскольку:

- легче обнаружить, сопровождать и уничтожать ускорители ракет, чем сами ракеты, потому что скорость их движения меньше и они имеют более яркую инфракрасную "роспись";

- все ракеты с разделяющимися боеголовками уничтожаются одним выстрелом, прежде чем они разделятся;

- существует немного ложных целей и других контрмер, способных ввести с заблуждение такие системы ПРО.

Наконец, такие системы могут оказаться значительно менее дорогими, чем предложенная система национальной ПРО США, так как используют менее требовательные сенсоры. Однако у них есть недостаток: в отличие от систем, базирующихся в США, эти требуют соглашения с другой страной о использовании воздушных баз на их территории (в случае с Северной Кореей с Японией и Южной Кореей).

Вышеописанные системы, возможно, обеспечат наиболее эффективную защиту против ракет большой дальности, находящихся на вооружении в Северной Корее и других "странах-изгоях". В то же время они не представляют серьезной угрозы стратегическим ядерным силам России или Китая, поскольку не могут размещаться в достаточной близости от их пусковых установок. К тому же они будут уязвимы в отношении противоракетной обороны РФ или КНР.

Такие системы могут быть эффективной формой ПРО на ТВД, без уменьшения стратегических ракетных сил пяти основных ядерных держав. Впоследствии вероятно сотрудничество РФ и США в развитии этих систем. Достижения России в области создания высокоточных ракет и мощных лазеров могут быть соединены с достижениями США в сенсорах и точных оптических системах для строительства воздушных перехватчиков. В настоящее время усилия США в этой области очень ограничены.

Таким образом технологии, нацеленные на "фазу активного участка полета ракеты" позволяют "завершить круг" строительства национальной системы ПРО, обеспечив США и их союзникам защиту от "стран-изгоев" без обязательного ущерба отношениям с Россией и Китаем. Однако в настоящее время представляется сомнительным, что у Вашингтона и Москвы достаточно политической воли для энергичного использования этой возможности, отмечают эксперты Лондонского международного института стратегических исследований.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1015
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1656
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1493
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2811

Другие новости