0
1635
Газета Концепции Интернет-версия

20.03.2009 00:00:00

Стратегическая авиация обосновывается на Карибах

Тэги: авиация, бомбардировщик, карибы


авиация, бомбардировщик, карибы Ту-160 сбить с курса невозможно.
Фото из книги «Авиастроение России»

На прошлой неделе, 13 марта, начальник штаба 37-й воздушной армии Верховного главнокомандования (стратегической авиации) России генерал-майор Анатолий Жихарев буквально взорвал информационную бомбу в международном коммуникационном пространстве. Он рассказал журналистам о том, что для базирования стратегических бомбардировщиков ВВС России может быть использована территория Кубы и Венесуэлы.

«На Кубе есть четыре-пять аэродромов с длиной взлетно-посадочной полосы в четыре тысячи метров, которые нас вполне устраивают, – заявил Анатолий Жихарев. – Будет воля глав двух государств, воля политическая, – мы готовы туда полететь». Кроме того, напомнил генерал, президент Венесуэлы Уго Чавес предложил использовать аэродром на острове Орчила для временного базирования стратегических самолетов российских ВВС. «Если будет соответствующее политическое решение – это возможно», – подчеркнул Анатолий Жихарев.

Начальник штаба 37-й воздушной армии сообщил, что в сентябре прошлого года во главе группы российских офицеров побывал на венесуэльском острове и убедился, что аэродром тамошней военно-морской базы после небольшой реконструкции будет способен обеспечивать посадку и взлет российских бомбардировщиков с полной загрузкой. Длина взлетно-посадочной полосы (ВВП) – 3200 м, осталось нарастить 300 м. «Из них – 200 метров стоянка, – сказал генерал. – И в принципе 100 метров чистой земли нужно превратить в бетон». Это позволит самолетам стратегической авиации взлетать оттуда с максимальным весом.

Анатолий Жихарев еще много чего поведал журналистам. В частности, и о том, что Конституция Венесуэлы запрещает создавать на территории страны иностранные военные базы, а временное присутствие самолетов зарубежных ВВС, например, в ходе воздушного патрулирования, чем занимаются российские летчики стратегической авиации, под такие ограничения не подпадает. Поэтому временное пребывание на островах Карибского бассейна отечественных бомбардировщиков очень даже возможно.

Заявление российского генерала вызвало широкий резонанс в мировом медийном пространстве. Большинство крупнейших информагентств, телекомпаний и радиостудий передавали сообщения о высказываниях Анатолия Жихарева с пометкой «молния». Почему – понятно.

Только-только в Женеве состоялись переговоры министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и госсекретаря США Хиллари Клинтон, на которых стороны решили провести «перезагрузку» российско-американских отношений, начать их, что называется, с чистого листа. Специалистами двух стран готовится встреча 2 апреля в Лондоне президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы. Она должна дать серьезный импульс сотрудничеству между Москвой и Вашингтоном по целому пласту взаимозависимых вопросов. В том числе – связанным с дальнейшим сокращением стратегических вооружений и контролем над ними, скорейшим заключением соглашения по этой крайне важной геополитической проблеме, с другими также достаточно основательными задачами, решение которых поможет наладить взаимодействие в борьбе с международным терроризмом, наркотрафиком, распространением ракетных и ядерных технологий. А тут такой неожиданный афронт – русский генерал напоминает США, что у них на «заднем дворе» в случае чего на временной, но регулярной основе могут появляться российские бомбардировщики, способные нести на борту крылатые ракеты большой дальности с ядерными боеголовками. Как это вписывается в предстоящую «перезагрузку партнерских отношений» – совершенно не понятно.

Не случайно пресс-секретарь Совета национальной безопасности Соединенных Штатов Майкл Хаммер отказался комментировать слова генерала Жихарева, когда американские журналисты спросили его мнение о возможности временного базирования российских стратегических бомбардировщиков на Кубе и в Венесуэле. «США не будут оценивать гипотетический риск», – ответил он.

Но помимо чисто геополитического аспекта временного базирования российских стратегических бомбардировщиков на аэродромах Кубы и Венесуэлы есть также аспекты военный и экономический. Последний особенно интересен в условиях финансового кризиса, который преодолевает отечественная экономика, а вместе с ней и военная организация нашего государства, бюджет коей на 2009 год уже секвестрирован на 8%. Поэтому вполне уместно спросить: надо ли нам вкладывать средства в реконструкцию аэродромов на Кубе и Венесуэле, в создание там пунктов временного базирования, завозить туда необходимую аппаратуру, командировать небольшой отряд специалистов, если дома забот хватает?

Понятно желание наших летчиков отдохнуть на Карибах после многочасового перелета «за угол». Вечное лето, солнце и пальмы, роскошные пляжи – рай, да и только. Но вот вопрос: стоит ли летать в такую даль и зачем летать именно туда? Конечно, никто не спорит – нужно испытывать технику, тренировать экипажи, осваивать незнакомое воздушное пространство, но таких мест хватает и сравнительно недалеко от наших берегов. И для того, чтобы проверить и подтвердить высокое ратное мастерство пилотов и штурманов, дозаправиться в воздухе и вернуться на родной аэродром. «Демонстрировать свой флаг» у американского подбрюшья, напоминать Пентагону, что мы тоже кое-что умеем и в случае чего сможем, – иногда стоит, если такая задача в какие-то моменты поставлена, но делать это намеренно и слишком часто – затея не для серьезных людей. Не надо без повода дразнить гусей. Нам ведь тоже не понравится, если В–1В ВВС США будут время от времени маячить возле Шпицбергена или острова Медвежий.

Внешняя политика нашей страны сегодня отличается трезвостью, спокойствием и прагматизмом. Президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин не раз говорили, что военные базы вдалеке от границ России нам ни к чему. И зачем наши военные (не только летчики, но и моряки) раз за разом будируют эту тему, не ясно. Советское прошлое не дает покоя?

У ВВС, как и у Вооруженных сил в целом, ныне масса проблем, есть на что разумно тратить деньги, если они имеются, а не на то, чтобы кого-то где-то чем-то виртуальным пугать. Тем более что для решения задач сдерживания вероятной угрозы со стороны Пентагона отечественным бомбардировщикам – и Ту-160, и Ту-95МС – вовсе не нужно залетать в воздушное пространство Карибского бассейна: дальности крылатых ракет Х-55, которые входят в боекомплект наших «стратегов», достаточно для пуска с гораздо больших и безопасных для этих самолетов расстояний.

И еще один момент. После того как в мировом медийном пространстве разразился шум по поводу высказываний генерала Жихарева, на него откликнулся Уго Чавес. В своей еженедельной программе «Алло, президент» он отметил, что его слова, вероятно, не так поняли. Он не предлагал создать на аэродроме Орчила российскую авиационную базу, он имел в виду, что русские самолеты смогут использовать этот аэродром для кратковременных остановок. И ничего больше. «Всякий раз, когда из стратегических соображений российским бомбардировщикам будет необходима остановка в Венесуэле, наша страна будет в их распоряжении», – подчеркнул Чавес.

И этого нам наверняка достаточно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
686
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1368
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1202
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2284

Другие новости