0
18087
Газета Концепции Интернет-версия

01.08.2014 00:01:00

Америка усиливает контроль над миром

Владимир Мухин
Обозреватель «Независимой газеты»

Об авторе: Владимир Иванович Мухин – заслуженный деятель науки РФ, доктор военных наук, профессор.

Тэги: сша, нато, геополитика


сша, нато, геополитика Руководство НАТО привыкло вести диалог с партнерами с позиции диктата и примата своей воли.

После окончания холодной войны Вашингтон решил использовать интегрированные потенциалы США и НАТО в качестве важнейшего инструмента реализации своих глобальных устремлений. Большая роль в разрешении конфликтов отводится развитию модели доминирования США на основе партнерства. Переход от американо-центристской модели мира к модели доминирования США на основе партнерства с другими международными субъектами (в военной области это прежде всего НАТО) становится более критичным фактором в геополитических войнах, нежели раньше. При этом модель доминирования США на основе партнерства с НАТО во главе с ее лидером – Соединенными Штатами – стала определяющим фактором в геополитике.

На саммите НАТО в Чикаго обсуждались и решались вопросы, связанные с трансформацией альянса под задачи геополитических войн. Принятые на саммите решения позволили сформировать облик глобальной натоцентристской модели обеспечения международной безопасности при доминировании в ней США. Реализация такой модели требует повышения военных возможностей альянса, осуществления заблаговременной подготовки театров военных действий (ТВД).

АГРЕССИВНАЯ СУЩНОСТЬ «ЧИКАГСКОЙ ТРИАДЫ»

Особое место в геополитических войнах занимают военно-стратегические и специальные операции, завершающие разрушение страны и установление полного контроля над ней. На Североатлантический союз под руководством Пентагона возложено осуществление планирования военно-стратегических и специальных операций с учетом применения ядерных и обычных вооружений. На сессии Североатлантического совета в Лондоне в июне 1990 года в декларации в пункте 15 говорилось о необходимости сохранять «надлежащее сочетание ядерных и обычных сил». Подтверждение данное положение получило в «Стратегической концепции обороны и обеспечения безопасности членов Организации Североатлантического договора» на саммите в Лиссабоне в ноябре 2010 года, в которой говорилось: «Сдерживание, основанное на адекватном сочетании ядерных и обычных боевых средств, остается ключевым элементом нашей принципиальной стратегии».

На саммите НАТО в Чикаго произошла трансформация «диады» в «триаду», сущность которой сводится к тому, что «НАТО привержена сохранению адекватного сочетания ядерных и обычных сил и средств, а также сил и средств ПРО для сдерживания и обороны в целях выполнения своих обязательств, сформулированных в Стратегической концепции».

Агрессивная сущность принятых на саммите решений проявляется в том, что «чикагская триада» позволяет:

– включать в ядерный потенциал не только ракетно-ядерные средства Соединенных Штатов в виде их стратегических наступательных вооружений и тактического ядерного оружия (ТЯО), но и стратегические ядерные средства Великобритании и Франции, поскольку все они являются членами НАТО;

– осуществить США программу модернизации своего тактического ядерного оружия, которое находится за их пределами – на территории четырех европейских стран – членов НАТО (Бельгии, Италии, Нидерландов, ФРГ) и европейско-азиатской Турции, которая также является участником альянса;

– остаться американскому тактическому ядерному потенциалу, развернутому в Европе на неопределенный период времени в качестве оружия «двойного назначения» (в мирное время – находится под полным контролем США, а в случае войны может быть передано в распоряжение высшего руководства указанных пяти государств).

В силу этого США не желают сделать Центральную Европу и акватории Балтийского, Средиземного и Черного морей зонами, свободными от ядерного оружия.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ НАТОЦЕНТРИСТСКОЙ МОДЕЛИ

Сущностью натоцентризма является целенаправленное разрушение сложившегося в течение послевоенных десятилетий миропорядка за счет выхода НАТО во главе с ее лидером, США, на первые роли в установлении «нового мирового порядка» путем вытеснения ООН и других международных организаций на обочину мирового политического процесса при развязывании геополитических войн на различных ТВД.

Содержанием глобальной натоцентристской модели обеспечения международной безопасности является награждение тандема США–НАТО правом реагирования на конфликты за пределами своей традиционной зоны ответственности, если эти конфликты угрожают безопасности США и НАТО. При этом НАТО может распоряжаться своим правом применения силы, не получая мандата Совета Безопасности ООН, что имело место в войне НАТО против Ливии и др.

Стремление играть уникальную и важнейшую роль в обеспечении международной безопасности породило новую концепцию НАТО, которая наряду с глобальной функцией по вопросам кризисного реагирования на конфликты за пределами традиционной зоны ответственности наградила функцией обеспечения энергетической безопасности. НАТО планирует «защищать энергетическую инфраструктуру», в том числе территории, по которым осуществляется транзит энергоресурсов в Европу, а также сами линии поставки.

Кроме того, наряду с решением комплекса самостоятельных задач НАТО планируется использовать в качестве глобальной объединяющей структуры для региональных организаций кооперативной безопасности, включая НАТО–ШОС, НАТО – отдельные страны ОДКБ (пока в рамках взаимодействия по Афганистану), а также прямые связи НАТО – Китай, Япония, Индия, Австралия. В этих же целях предусматривается дальнейшее развитие стратегического партнерства НАТО–ЕС, совершенствование легитимной правовой базы отношений НАТО – ООН и ОБСЕ.

Так, Брюссель предлагал Дели совместно создать антиракетный щит. Поскольку Европе угрожают Сирия и Иран, а Индии – некоторые соседние государства, Североатлантический альянс звал ее в партнеры по созданию ПРО. Враги разные, но технологии станут общими, обещали чиновники НАТО. Еще дальше пошел американский посол в НАТО, который призывал Индию отказаться от политики неприсоединения и вступить в НАТО.

Реализация глобальной натоцентристской модели потребовала повышения военных возможностей альянса путем осуществления заблаговременной подготовки театров военных действий и повышения военных возможностей альянса.

ПОВЫШЕНИЕ ВОЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ АЛЬЯНСА

Ведущее место в работе саммита было отведено совершенствованию возможностей НАТО по обеспечению коллективной обороны и эффективному реагированию на кризисные ситуации в любом регионе мира. Повышение военных возможностей альянса было направлено на: создание новых интегрированных автоматизированных систем управления, связи и разведки; наращивание экспедиционных возможностей ОВС блока; формирование противоракетного потенциала; повышение уровня защиты информационной инфраструктуры; улучшение технической оснащенности ВС за счет широкого применения высокоточного вооружения; внедрение современных подходов к материально-техническому обеспечению войск и т.п.

Особое внимание было уделено реализации планов строительства ОВС НАТО – 2020 за счет последовательного проведения мероприятий по оптимизации командно-штабной структуры и системы рабочих органов блока путем оптимизации органов управления и их штатной численности; передачи части функций по управлению войсками (силами) при проведении операций тактического уровня национальным и многонациональным командованиям и штабам; перестройки системы специализированных агентств блока, которые занимаются совместной разработкой, производством и обслуживанием вооружений и военной техники; оптимизации агентств по закупкам, техническому обеспечению, связи и информации.

На саммите были намечены дальнейшие шаги по совершенствованию стратегического планирования, направленные на повышение степени боеготовности формирований ВС стран альянса в соответствии с предъявляемыми руководством НАТО требованиями к их способности в установленный срок приступить к решению задач в любом регионе мира.

Повышение эффективности стратегического планирования направлено, в свою очередь, на подготовку для действий на удаленных ТВД не менее 50% всех формирований национальных сухопутных войск; повышение эффективности применения сил первоочередного задействования (СПЗ) НАТО, предназначенных для оперативного применения в интересах урегулирования конфликтов и решения задач по противодействию террористическим угрозам; снижение нормативов по срокам развертывания резервного компонента, а также повышение стратегической мобильности войск.

Североатлантический альянс все чаще обсуждает проблемы глобального характера. 	Фото с официального сайта НАТО
Североатлантический альянс все чаще обсуждает проблемы глобального характера. Фото с официального сайта НАТО 

ЗАБЛАГОВРЕМЕННАЯ ПОДГОТОВКА ТЕАТРОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

На саммите отмечено, «что будет продолжена заблаговременная подготовка территорий стран участниц, прежде всего прибалтийских и восточноевропейских государств, в целях создания необходимых условий для эффективного развертывания группировок войск в угрожаемый период. С этой целью НАТО разработан долгосрочный план развития инфраструктуры, рассчитанный до конца 2030 года. В соответствии с ним основные усилия предполагается направить на решение вопросов совершенствования объектов, обеспечивающих надежное управление войсками в мирное и военное время; модернизацию инфраструктуры ОВВС и ОВМС путем расширения существующих авиационных и военно-морских аэродромов и портов; организацию надежной системы материально-технического обеспечения вооруженных сил» (НВО №18 за 2012 год).

ПРОЦЕСС МИЛИТАРИЗАЦИИ НАТО

Геополитическая война, развязанная США на Украине, в которой России отведена роль быть «главным врагом» Украины и «ответственной» за геноцид украинского народа, устроенный фашистской хунтой, позволила НАТО пересмотреть «угрозы своей безопасности» и запустить процесс милитаризации Запада. Она позволила  также активизировать принятые на чикагском саммите решения по дальнейшему развитию утвержденного в ноябре 2010 года «Перечня первоочередных потребностей НАТО», направленных на повышение военных возможностей альянса.

В начале июня 2014 года в Брюсселе собрались министры обороны альянса НАТО, чтобы пересмотреть оценку угроз своей безопасности в связи с действиями России на Украине и принять соответствующие меры. Главное из них – расширение военного присутствия НАТО на восточных рубежах. Кроме того, в повестке дня встречи – укрепление сотрудничества с Украиной и Грузией. В Брюсселе они примут «фундаментальные решения» относительно России, которые будут представлены на сентябрьском саммите альянса в Уэльсе. На встрече доминирует тема размещения на постоянной основе группировки войск НАТО в Восточной Европе. В общем, США уже демонстрируют свое военное присутствие в Восточной Европе. Причем первой страждет попасть под зонтик ПРО США не кто иная, как Польша, чье руководство, сославшись на то, что ощущает угрозу со стороны России, планирует увеличить численность многонационального командного центра «Северо-Восток», в который входят военнослужащие из Германии, Дании и Польши. Сейчас его численность составляет 200 солдат и офицеров. Ожидается, что функции штаба могут быть задействованы в полном объеме, с тем, чтобы координировать действия боевых подразделений. Причем с Вашингтоном Варшава договорилась провести в июне совместные военные учения. По словам министра обороны Польши Томаша Семоняка, обе стороны запланировали на ближайшие недели целую серию действий, которые продемонстрируют военное присутствие США у границ России. Так, Пентагон решил оставить как минимум до конца года 12 истребителей F-16, прибывших на авиабазу в Ласке для обучения польских пилотов. Еще семь боевых самолетов были направлены для патрулирования воздушного пространства стран Балтии» (см. «НГ» от 04.06.14).

После распада СССР Украина и Грузия стали ключевыми партнерами НАТО на постсоветском пространстве. События на Украине активизировали их деятельность по вступлению в НАТО. На встрече в Брюсселе состоялось заседание Комиссии Украина–НАТО, затем заседание Комиссии Грузия–НАТО. Основной темой обсуждения на заседаниях комиссий была тема состояния оборонного потенциала партнеров НАТО и ход военной реформы в них.

Заблаговременная подготовка территорий стран – участниц альянса, прежде всего прибалтийских и восточноевропейских государств, а также на территории сателлита США Грузии чревато появлением новых конфликтных ситуаций, влияющих на безопасность России. Необходимо учитывать уроки 8 августа 2008 года. Иначе мы получим один из вариантов новой геополитической войны на Кавказе, детонатором которой может оказаться Грузия.

ТАКТИЧЕСКОЕ ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЙНЕ

История размещения ТЯО в Европе такова. В первой половине 1950-х годов в НАТО было проведено исследование о том, какие силы необходимо иметь блоку для надежного отражения возможного наступления превосходящих Вооруженных сил СССР. Тогда расчеты показали, что для решения этой задачи необходимо иметь 96 полнокровных дивизий. Стоимость только вооружения одной дивизии превышала 1 млрд  долл. Примерно в два-три раза больше требовалось на содержание войск и создание соответствующей инфраструктуры. Выход был найден в том, чтобы развернуть на континенте группировку американского ТЯО. В изменившихся условиях НАТО потребовалось лишь 30 дивизий, и они были развернуты. В настоящее время ситуация изменилась с точностью до наоборот. Теперь уже Россия, не обладающая достаточными средствами для содержания мощных неядерных сил (общего назначения), вынуждена рассматривать свое ядерное оружие в качестве основного средства обеспечения своей безопасности от внешней угрозы.

Важным фактором, влияющим на проблему сохранения Россией определенного арсенала ТЯО, является дисбаланс высокоточного неядерного оружия. Наиболее эффективным и не требующим больших затрат способом компенсации дисбаланса в области высокоточного неядерного оружия является сохранение Россией необходимого и достаточного арсенала ТЯО.

Немаловажным фактором, влияющим на безопасность России, является возможное размещение американского ТЯО на территории новых членов НАТО. Актуальность проблемы возрастает в условиях заявлений руководителей Польши, Чехии, Болгарии, Румынии о готовности разместить ТЯО на своих территориях.

Следовательно, тактическое ядерное оружие для России стало стратегическим фактором.

В сложившихся условиях является закономерной постановка Россией вопроса о выводе ТЯО с европейского континента и Турции. Однако принятые на чикагском саммите решения о «триаде» (сочетании ядерных и обычных сил и средств, а также сил и средств ПРО) как базовой основе обеспечения безопасности членов альянса затормозит вывоз ТЯО на неопределенное время.

Развязывание США геополитических войн на различных ТВД потребовало расширения содержания триады путем включения в ядерную составляющую ТЯО, что увеличило возможности по реализации концепции быстрого глобального удара.

ЯДЕРНЫЕ УГРОЗЫ РОССИИ ОТ «ПЕРЕДОВЫХ РУБЕЖЕЙ СДЕРЖИВАНИЯ»

В обновленной ядерной доктрине США провозглашается политика «надежного, безопасного и эффективного ядерного сдерживания на передовых рубежах». В «Обзоре ядерной политики», принятом 6 апреля 2010 года, США сохраняют за собой право использовать ядерное оружие при чрезвычайных обстоятельствах. Неизменным остается важный для глобальной ядерной доктрины США тезис – «ядерное сдерживание на передовых рубежах». К сожалению, сегодня «передовой рубеж» приблизился к порогу нашего дома.

Ядерные угрозы России, исходящие от «передовых рубежей сдерживания», включают:

– находящиеся на вооружении стран – членов НАТО (Бельгии, Италии, Нидерландов, ФРГ, Турции) ядерные авиабомбы В-61-7, имеющие боезаряд в 360 килотонн;

– перспективную ядерную авиабомбу В-61-12 мощностью до 50 килотонн с повышенной точностью наведения (в ближайшие годы Пентагон планирует произвести от 400 до 930 авиабомб);

– доставку ядерных авиабомб к целям самолетами тактической авиации, стратегическими бомбардировщиками, новейшим истребителем-бомбардировщиком F-35A;

– самолеты пяти стран, где размещено американское ТЯО, которые регулярно участвуют в боевых учениях ВВС с использованием макетов авиабомб В-61. Причем к таким учениям привлекаются одновременно неядерные государства блока, не имеющие на своей территории американского ТЯО, но одновременно проявляющие «ядерную солидарность» в рамках программы «Поддержка ядерных операций с помощью обычных ВВС». Такие государства участвуют в учениях, в ходе которых отрабатываются задачи по имитации доставки ТЯО к условным целям вероятного противника;

– тактические ядерные средства «двойного назначения», являющиеся оперативно развернутыми и готовыми к применению как в ходе региональных, так и глобальных конфликтов;

– решение чикагского саммита об осуществлении операции «Балтийское воздушное патрулирование» самолетами истребительной авиации НАТО в воздушном пространстве Латвии, Литвы, и Эстонии на постоянной основе – с круглосуточным и круглогодичным патрулированием (В.П. Козин, «НВО», № 26 за 2012 год).

Причем США грубо нарушают статью I «Договора о нераспространении ядерного оружия» (ДНЯО), запрещающую ядерным державам передавать или предоставлять управление ядерным оружием неядерным государствам, и статью II, запрещающую неядерным державам приобретать и использовать ядерное оружие. В связи с этим заместитель министра обороны РФ Анатолий Антонов подчеркивает: «Размещение США тактического ядерного оружия в неядерных странах выходит за рамки ДНЯО. Размещенные в Европе ТЯО теоретически можно за короткое время доставить к границам РФ, тогда как российское нестратегическое ядерное оружие невозможно переместить в короткое время до границ США, и оно не представляет угрозы для безопасности Америки. Ядерное оружие должно быть возвращено в США, а соответствующая структура – уничтожена».

Однако в ядерной стратегии США читаем: «Задачи размещения и применения ТЯО за пределами территории США рассматриваются исключительно в рамках переговорного процесса внутри НАТО, и считается необходимым: сохранить на вооружении ВВС тактические истребители – носители ТЯО (в настоящее время F-16C/D и по мере принятия на вооружение – F-35); завершить программу продления срока службы авиабомб B-61 с целью их применения самолетами F-35; обеспечить возможность хранения ТЯО на территории стран – союзниц по НАТО» («НВО», №17 за 2014 год).

В связи с этим с 2013 года начата разработка проекта продления сроков эксплуатации авиабомб типа В-61-3, В-61-4 и В-61-7 с началом работ по их модернизации в 2018 году. В рамках модернизации этих авиабомб планируется разработка новой авиабомбы В61-12, которая будет квалифицирована как стратегическая. В дальнейшем авиабомбами В61-12 будут оснащаться перспективные истребители-бомбардировщики F-35 и самолеты стратегической авиации США. В интересах базирования самолетов тактической авиации – носителей ядерного оружия и самолетов-заправщиков подготовлены авиабазы Зокняй (Литва), Лиллеварде (Латвия) и Эмари (Эстония). Организовано их освоение в ходе учения и боевое дежурство («НВО», № 17 за 2014 года).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
825
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
607
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
300
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
398

Другие новости