0
6916
Газета Концепции Интернет-версия

18.09.2015 00:01:00

Борьба за умы людей усиливается

Владимир Мухин
Обозреватель «Независимой газеты»

Об авторе: Владимир Иванович Мухин – полковник, доктор военных наук, кандидат технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры АГЗ МЧС России.

Тэги: психология, ольшанский, общество, военная политика, революция


психология, ольшанский, общество, военная политика, революция Подчинив себе массы, можно решать задачи любого характера, что и доказал опыт украинского майдана. Фото Reuters

В последние годы наблюдается возрастание роли человеческого фактора в социально-политической жизни отдельных государств и мира в целом. При этом среди слагаемых «человеческого фактора» в политике особое место занимает феномен массовых настроений.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФЕНОМЕНА

«Массовые настроения – особые психические состояния, охватывающие значительные общности людей, – указывает в своем труде «Психология масс» Дмитрий Ольшанский. – Это состояния, переходные от непосредственных эмоций к осознанным мнениям, предшествующие массовым политическим действиям; это особые переживания переходного типа, вырастающие из повседневных эмоций, но рационализированные условиями социально-политической жизни – ее разнообразными политическими, социальными, экономическими, духовными устоями. Это достаточно однородная для большого количества людей психологическая реакция сигнального типа, отражающая их удовлетворенность общими, прежде всего социально-политическими, условиями жизни и субъективную оценку возможности реализации их притязаний в данных условиях; общий настрой массы по отношению к тем или иным аспектам жизни, к тем или иным действиям».

При этом феномен массовых настроений обладает следующими свойствами:

– дает субъективную оценку степени удовлетворенности существующей общественно-политической системой в целом и предоставляемыми системой возможностями реализации тех или иных притязаний – в частности, это побуждает к политическому размышлению, которое формирует общественное мнение;

– настроение способствует осознанию, выражению и политическому проявлению массовых притязаний;

– осуществляет политико-психологическую подготовку и формирование массового субъекта потенциального политического действия;

– обеспечивает политико-психологическую интеграцию, формирование масс и играет роль своеобразного «спускового крючка», как бы включающего, инициирующего, а затем регулирующего то или иное политическое поведение.

Функциональный анализ массовых настроений позволяет детализировать массовое политическое настроение по содержанию. В этом случае на первое место ставится политико-психологическая функция массовых настроений. При данном подходе содержательная направленность настроений человеческого фактора определяется их идеологическим оформлением. Соответственно их оценка зависит от совпадения или расхождения идеологических и политических позиций субъекта настроений. «В реальной политике оценка и выделение видов настроений обычно определяется тем, «за» или «против» кого они направлены. Одно и то же событие, явление или процесс могут вызывать разную, подчас противоположную настроенческую реакцию – все зависит от информированности людей и от того, кто и куда сумел направить массовую психологию, придать ей нужную окраску и воспользоваться существующей интенсивностью», скажем, массового недовольства.

СТРУКТУРА, МАСШТАБЫ ДЕЙСТВИЙ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ

Эдуард Баталов в работе «Изучение структуры политического сознания» указывает, что путь к классификации политических настроений «пролегает не через попытки создать… единую универсальную модель, а через построение системы моделей, «высвечивающих» одновременно… под разными ракурсами, воспроизводящих различные… и тем самым удовлетворяющих познавательные (и стоящие за ними практическо-политические) потребности общества». При этом он отмечает, что «не одномерно плоскостная, а сферическая, не единая универсальная, а интегральная модель, понимаемая как динамическая система взаимодополняющих друг друга моделей, которые только в своей совокупности способны дать адекватное реальному объекту представление о сложном, постоянно изменяющемся, «пульсирующем» духовном образовании …». Он также снимает проблему классификации массовых настроений путем создания конкретных ситуационных моделей за счет выбора модели, которая адекватно отражает изучаемую политическую ситуацию или тот или иной политический процесс.

С прагматических позиций классификацию массовых настроений возможно осуществлять с учетом социально-политической жизни населения, а также социально-политического поведения значительной массы людей. Особенностями такого подхода являются «…конкретно исторические приемы выделения и называние видов настроений, основанные на политической оценке реальных или желаемых потенциальных последствий настроений – тех или иных массовых политических действий».

В глобальном подходе массовое политическое настроение отражает не только социально-политическую позицию конкретных людей, но и интересы того или иного класса и социального слоя. Тогда политическое настроение рассматривается не только в узко понимаемом конкретно историческом плане, но и в более глобальном общечеловеческом, цивилизационном масштабе. Массовое политическое настроение оценивается по вызываемым ими политическим действиям.

Одним из наиболее существенных противоречий современного мира, влияющим на массовое политическое настроение, является противоречие взаимоотношений «нового» и «старого» мышления. Взаимоотношений «нового» и «старого» мышления касается вопрос войны и мира.

Системный подход и психологическая логика позволяют выделить три вида массовых политических настроений: 1) способствуют осознанию, выражению и политическому проявлению массовых притязаний; 2) осуществляют политико-психологическую подготовку и формирование массового субъекта потенциального политического действия; 3) обеспечивают политико-психологическую интеграцию, формирование масс и играет роль своеобразного «спускового крючка», как бы включающего, инициирующего, а затем регулирующего то или иное политическое поведение.

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

Военная политика Российской Федерации направлена на «совершенствование форм и способов применения Вооруженных сил, других войск и органов», «…нейтрализацию возможных военных опасностей и военных угроз политическими средствами» и иными средствами. В соответствии с военной доктриной «Военная политика – это деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников».

Массовые политические настроения генерируют внутренне военные опасности и угрозы. При этом к основным внутренним военным опасностям относятся: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации; подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации; дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации. В свою очередь, основные военные угрозы – это резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы; воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов; создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее союзников; активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

«В соответствии с определением большинства энциклопедических изданий форма военных действий – очертание, внешнее выражение содержания военных действий, – указывает генерал-майор запаса, кандидат военных наук, профессор Александр Цымбалов. – Наша теория военного искусства в течение последних десятилетий рассматривала другую, более развернутую трактовку данной категории: «Форма военных действий – организационная сторона действий войск, сочетающая важнейшие характеристики действий – цели и задачи, состав привлекаемых сил и специфику руководства ими в данных условиях, структуру, масштаб действий во времени и пространстве».

Автор данного материала, опираясь на теоретические положения военного искусства по формам и способам применения войск (сил), представляет свое видение форм и способы формирования массового политического настроения.

ФОРМА И СПОСОБЫ ПРОЯВЛЕНИЯ МАССОВЫХ ПРИТЯЗАНИЙ

Политические настроения дают субъективную оценку степени удовлетворенности масс существующей общественно-политической системой в целом и предоставляемыми системой возможностями реализации тех или иных притязаний. Форма проявления массовых притязаний включает в себя сигнально-оценочные настроения, лежащие в основе отношения к политической реальности, и побуждает к политическому размышлению о возможностях реализации своих притязаний.

На основе обмена своими политическими размышлениями с другими людьми формируется общественное мнение и, шире, политическое сознание. «Настроение способствует осознанию, выражению и политическому проявлению массовых притязаний». Вера в возможности значительного улучшения жизни, прежде всего в экономической сфере, притязание людей на такую жизнь формируются под воздействием не удовлетворявшей их реальности, невыполнением предвыборных обещаний. Разрыв притязаний и возможностей их достижения породил множество способов удовлетворения притязаний.

ФОРМИРОВАНИЕ МАССОВОГО СУБЪЕКТА ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

Как указывал в своей работе «Социальная психология и история» Борис Поршнев, «настроение» само составляет и формирует общность. Механизм влияния настроений на формирование общности включает следующую последовательность действий:

– распространяясь среди значительных множеств людей, обладающих сходными притязаниями и возможностями их реализации, настроения сплачивают этих людей, заражая переживанием общих проблем;

– эмоциональное чувство общности пробуждает у отдельных индивидов ощущение принадлежности к этой общности;

– появляющееся в результате ощущение силы («мы») неизбежно сопровождается появлением готовности реализовать данную силу, добиться реализации своих притязаний, проявить себя.

При формировании массовых политических действий субъектами и вместе с тем объектами являются личности, те или иные группы людей, государства, общество, все человечество в целом. Используя методологию теории военного искусства, можно раскрыть сущность и содержание формы политико-психологической подготовки и формирования массового субъекта потенциального политического действия. Последовательность действий (алгоритм) по раскрытию сущности и содержания формы можно представить в виде следующих этапов.

На первом этапе человека рассматриваем как гражданина, то есть как субъекта политической жизни, носителя определенного мировоззрения, обладающего более или менее выраженным правосознанием и менталитетом, духовными идеалами и ценностными установками. Гражданин есть сознательный субъект отношений с властью (государством), и он строит свое жизненное поведение в зависимости от того, насколько он этой власти доверяет. Доверие к власти есть главный стержень общественного поведения граждан. Формирование доверия и есть основная политическая задача власти, использующей прямо или косвенно все находящиеся в ее распоряжении источники информационного воздействия на граждан, прежде всего государственные средства массовой информации, а также средства влияния на другие источники. Неадекватное общественным (с точки трения власти) интересам поведение гражданина может принимать как острые формы политического экстремизма, угрожающие самому существованию власти, так и политического равновесия, в не меньшей степени подрывающего основы общественной жизни.

На втором этапе человека рассматриваем как личность-индивида, обладающего сознанием, подверженным различного рода манипуляторным воздействиям, информационным по своей природе, результаты которых могут прямо угрожать физическому или психологическому здоровью человека. Именно такие воздействия часто на протяжении многих лет формируют морально-психологическую атмосферу в отдельных слоях общества, питают криминальную среду и способствуют росту психических заболеваний в обществе.

Сектантство может служить примером таких воздействий, приводимых к социальной и личностной дезадаптации, а в ряде случаев к разрушению психики человека.

На третьем этапе осуществляется анализ информационных воздействий на организованные или неорганизованные (толпа) группы и массы людей. Цель этих воздействий – вызвать особое, конфликтное поведение в острых жизненных (политических, военных, чрезвычайных) ситуациях. Инициация паники, принуждение к сдаче в плен, мобилизация митингующих к активным действиям – вот несколько примеров таких целей.

На четвертом этапе решается проблема информационно-психологического воздействия на население страны в целом или в региональном масштабе. Речь здесь должна идти о наиболее подверженной манипулятивным воздействиям части населения, к которой принадлежат прежде всего социально незащищенные граждане. Именно они испытывают сильное моральное и психологическое давление, ложащееся на общий фон бедности и неустроенности в жизни. Можно говорить о морально-психологической безопасности населения страны, степень которой оказывается существенно зависимой от массового и индивидуального восприятия и оценки условий социальной жизни. Однако это восприятие и оценка всегда и практически целиком преломляются потоком непрерывных информационных воздействий, обрушивающихся на головы людей.

К объектам информационно-психологического воздействия относятся: военно-политическое руководство, военнослужащие и гражданское население страны, против которого планируется силовая акция; военнослужащие и гражданское население дружественных, нейтральных государств и стран; национальные и религиозные меньшинства; оппозиционные силы; определенные социальные группы (интеллигенция, предприниматели, домохозяйки и т.д.).

ИНИЦИИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ МАССОВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

«Настроения стимулируют те или иные сформированные ими общности к политическим действиям, – указывает в упомянутом труде Дмитрий Ольшанский. – Достигая определенной стадии развития, настроения неизбежно ведут к необходимости своего разрешения. Образно говоря, они должны «вылиться», приведя либо к достижению породивших их притязаний, либо к отказу от их достижения на какое-то время. И то и другое достигается в действии. Являясь непосредственной мотивирующей силой, они выполняют первоначально роль своеобразного «спускового крючка», как бы запускающего то или иное политическое действие. Тем самым они выступают в качестве важного звена в реализации потребностей и интересов людей. Затем настроения регулируют политическое поведение в зависимости от их интенсивности, стадии развития, уровня выразительности, будут наблюдаться спады и подъемы массовых политических действий, будет развиваться динамика политического поведения».

Вот так американская пропаганда в годы холодной войны с Советским Союзом запугивала демократическую общественность США «угрозой коммунизма». 	Обложка комикса Is This Tomorrow? America under Communism, 1947 год
Вот так американская пропаганда в годы холодной войны с Советским Союзом запугивала демократическую общественность США «угрозой коммунизма». Обложка комикса Is This Tomorrow? America under Communism, 1947 год

Последовательность действий (алгоритм) по раскрытию сущности и содержания формы инициирования и последующего регулирования массового политического поведения можно разделить на два этапа:

– первый этап – организация, обучение и раскрутка массового протестного движения;

– второй этап – раскрутка «революции» (технологии управления массами).

Содержание этапов инициирования и последующего регулирования массового политического поведения превосходно раскрыты в монографии Александра Гапича и Дмитрия Лушникова «Технологии цветных революций».

Этап инициирования массового политического движения включает стадии организации; обучения; раскрутки массового протестного движения.

На этапе организации создается оппозиционная коалиция, которая может включать самые различные социально-политические партии, группы и движения. Причем молодежные протестные движения играют роль своеобразного «спускового крючка». Так, локомотивами большинства цветных революций являлись молодежные протестные движения («Опора» в Сербии, «Пора» на Украине, «Кмара» в Грузии), сделанные с одного лекала. При создании оппозиционного движения руководствуются двумя принципами: сетевого принципа организации, агитации и действия; скрытого лидерства.

Сетевой принцип организации, агитации и действия позволяет уходить от давления и репрессий, обеспечивает высокую степень неуязвимости движения, позволяет проникать в массы посредством технологии сетевого политического маркетинга. Скрытое (а иногда подставное) лидерство делает движение неуязвимым от возможного обезглавливания со стороны правящего режима.

Обучение осуществляется в форме конференций, обучающих семинаров и тренингов, молодежных палаточных лагерей и т.п. Учебу проводят международные гуманитарные институты и НПО, а также обученные и имеющие опыт организаторы и практики победивших цветных революций.

Раскрутка массового протестного движения ведется по трем основным направлениям: агитация, формирование протестных сетей и ячеек и протестные акции.

РАСКРУТКА РЕВОЛЮЦИИ

Для начала революции необходим легитимный повод. Таким поводом могут являться, к примеру, выборы (на Украине, в Словакии, Сербии, Грузии).

Алгоритм действия оппозиции, формирующей и использующей выборы в качестве повода для революции, включает:

– формирование информационного эмоционального фона и политических установок (распространения слухов об их предстоящей фальсификации властью; НПО и представители оппозиции как внутри страны, так и за ее пределами «выражают озабоченность» и «бьют тревогу» по поводу демократических процессов в стране и возможности фальсификации выборов);

– фиксация слухов и политических установок (оппозиция заранее заявляет о своей победе, а другие данные объявляет фальсификацией; внешние силы»выражают озабоченность» в возможной фальсификации выборов);

– аккумуляция протестного потенциала и мобилизация масс (в столицу стягиваются сторонники оппозиции, формируется массовая аудитория протестного митинга; лидеры оппозиции объявляют о своей победе);

– фаза активных протестных действий оппозиции.

Поводом здесь может служить предварительное оглашение результатов выборов или провокация, связанная с силовыми действиями «власти, поднявшей руку на народ».

«Для успешности цветной революции необходимо, чтобы правящий режим не решился на масштабное подавление протестов с помощью полицейских и военных мер, – указывают Александр Гапич и Дмитрий Лушников. – Режим, проявивший решимость и рискнувший «пустить кровь», как правило, сохраняет свою власть».

ОСОБАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ РЕВОЛЮЦИОННЫХ МАССОВЫХ ДВИЖЕНИЙ

Массовое политическое настроение как особая форма развития революционных массовых движений, с позиций системного подхода, формируется как совокупность следующих элементов: неудовлетворенные экономические, культурные, политические потребности (части людей); неудовлетворенные ожидания людей, стимулирующих определенное настроение; устойчивое осознание своих интересов людьми; структуризация, организация массовых движений, направленных на охват умонастроением рациональной сферы представляют собой единое целое, целью которого является развитие революционных массовых движений.

Содержание элементов массового политического настроения можно представить следующим образом:

– неудовлетворенные экономические, культурные и политические потребности части людей, которые, по определению польского социолога Яна Щепаньского, «вызывают недовольство, фрустрацию, переключение психической энергии, мобилизованной для достижений средств удовлетворения потребностей, на борьбу против действительных или воображаемых препятствий». Проще говоря, в этом случае «возникает состояние эмоционального напряжений, психического беспокойства, которое благодаря контактам, взаимопониманию, осознанию большинством людей общности своего положения превращается в состояние социального беспокойства… Состояние беспокойства = исходный пункт развития социальных движений»;

– неудовлетворенные ожидания людей, стимулирующие определенное настроение. Еще Гюстав Лебон, французский психолог, социолог, антрополог и историк, отмечал, что установление «новой власти или приход новой политической силы к руководству прежними структурами власти требует в той или иной форме согласия большинства населения. Такое согласие достигается как правило, за счет формирования определенных массовых настроений или использования настроений, возникших спонтанно. Общий механизм известен: новые программы, лозунги, обещания вызывают прилив массового энтузиазма и обеспечивают новой власти социально-политическую базу. За счет этого как раз и формируются определенные позитивные настроения в поддержку власти». Лебон предупреждал: «Избиратель требует невозможного, и поневоле приходится обещать требуемое… Всякая партия, желающая добиться власти, знает, что это возможно, только превзойдя обещаниями своих соперников». Рано или поздно массовое сознание начинает самостоятельно оценивать обещания, соизмеряя их с реальностью жизни. И тогда, как правило, настроения меняются: уменьшается степень согласия подчиненных подчиняться, сужается социально-политическая и психологическая база власти. «Власть колеблется, наступает кризис, приводящий к политическим изменениям, – указывал норвежский социолог Стейн Роккан. – Но самое главное состоит в том, что и новая власть неизбежно начинает с воздействия на массовые настроения, усиливая негативное отношение к предыдущей власти и позитивное – в отношении самой себя. Затем, как правило, все повторяется»;

– устойчивое осознание своих интересов людьми, структуризация и организация массовых движений. В основе последних лежат массовые настроения. «Начиная с переживания настроений, люди идут к устойчивому осознанию своих интересов. Первоначально диффузные массовые движения в соответствии с этим структурируются, организуются, обретают иное качественное состояние». Стадиям развития массовых движений полностью соответствует динамика развития настроений, описанная Александром Уледовым: «…настроение имеет подчеркнуто эмоциональный характер. Оно всегда связано с определенной направленностью социальных чувств – их подъемом или, напротив, упадком»;

– охват умонастроением рациональной сферы людей. Умонастроение охватывает не только чувства, но и рациональную сферу, «…хотя в нем также превалируют эмоциональные моменты. В общественном мнении представлены как чувства, разум, так и воля, в особенности социальная воля, ибо общественное мнение выражает и определенную позицию людей».

Массовое политическое настроение как особая форма развития революционных массовых движений подробно описывается Б. Гарроу на основании обобщения значительного исторического материала.

ФОРМА МИЛИТАРИЗАЦИИ ПРИТЯЗАНИЙ

Генератором притязаний является милитаризм. Карл Либкнехт считал, что «милитаризм выступает, во-первых, как сама армия, а за пределами армии – как система, охватывающая все общество посредством сети милитаристских учреждений… далее он выступает как система пропитывания всей общественной и частной жизни народа милитаристским духом».

Базовой основой милитаризма является философия войны. Ее суть – классическое воззрение на войну как на вполне возможное средство достижения политических целей в условиях конфронтации. Политико-психологической основой настроений конфронтационного толка является поддержание равновесия между притязаниями и возможностями их осуществления, своеобразного равновесия страха за свои желания. Люди, обладающие определенными притязаниями, хотят сохранить право на них и защитить возможности их реализации.

Если достижение собственных притязаний связано с ущемлением других людей, то, естественно, добавляется еще одна цель: разрушить чужие притязания и возможности их реализации, причем сделать так, чтобы это не повлияло на собственные достижения. На это и нацелена политика каждого государства, выражающая интересы тех или иных групп людей с определенными притязаниями. В силу традиционных представлений о стереотипах политики безопасность, то есть сохранение положительных настроений, чувства уверенности в своих притязаниях и возможностях их реализации, отождествляется с силой государства.

Если достижение собственных притязаний связано с ущемлением других людей, добавляется еще одна цель: «разрушить чужие притязания и возможности их реализации, причем сделать так, чтобы это не повлияло на собственные достижения».

Зависимость хода и исхода боевых действий зависит от сил и средств противоборствующих сторон. При этом любая сила рождает или находит силу, ей противодействующую, «несмотря на осознание растущей опасности». Недоверие сторон рождает равновесие страха. Искаженная картина мира навязывается широким массам людей, «психологически принуждая их смотреть на мир сквозь призму страха и недоверия». Военно-промышленный комплекс и правящие круги, обыгрывая мотивацию страха, внушают населению, что милитаризация необходима якобы для защиты их притязаний. Следовательно, способы милитаризации притязаний отражают достижение политических целей в условиях конфронтации сторон путем поддержания равновесия между притязаниями и возможностями их осуществления за счет страха за свои желания.

В холодной войне пропаганда США проводилась под лозунгом: СССР угрожает притязаниям «рядовых американцев» на хорошую жизнь, а поэтому СССР является «империей зла». Мир изменился, изменилась внешняя политика России. Однако «генералы в НАТО и Пентагоне продолжают утверждать, что Россия, преодолев «временные трудности», станет еще более опасной, чем до этого был Советский Союз.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
324
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
319
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
449
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
318

Другие новости