0
1543
Газета Армии Интернет-версия

01.12.2000 00:00:00

Версии выстраиваются в логическую цепь

Тэги: АПЛ Курск, версии, подлодка


На днях в Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин" в Санкт-Петербург из Мурманска поездом доставлена очередная партия фрагментов с АПРК "Курск", поднятых в ходе операции водолазов-глубоководников с норвежского судна "Регалия". Продолжается изучение около 150 кассет с видеозаписями, сделанными в ходе обследования лежащей на грунте субмарины глубоководными аппаратами "Мир" и при подъеме тел погибших подводников на судно "Регалия" в октябре-ноябре. По заявлениям представителей "Рубина", работы по установлению причин гибели АПРК "не прекращаются" и "по каждому конкретному эпизоду дается официальное заключение", для чего "изучаются и вновь доставленные детали".

Однако анализ данных, собранных уже сегодня, позволяет с высокой степенью достоверности определить ход событий, приведших к катастрофе, а также воспроизвести общий вид подлодки, затонувшей на дне Баренцева моря. 12 августа на момент взрыва торпед в 11.30 отряд боевых кораблей (ОБК), по которому должен был производить торпедную атаку "Курск", находился более чем в 30 милях севернее района катастрофы и обеспечивал другую АПЛ СФ. Район, где находился "Курск", ОБК планировал пройти в период от 13.00 до 15.00. Таким образом, никакой торпедной стрельбы "Курск" не производил, тем более что находился в это время на перископной глубине, о чем свидетельствуют его поднятые выдвижные устройства.

Представители завода-изготовителя ("Дагдизель") аккумуляторных батарей (АБ), установленных на одной практической торпеде УСЭТ-80, М.И. Гаджиев и военпред А.Ю. Баранов находились на "Курске", чтобы проверить эксплуатационные качества АБ большей емкости,

нежели предыдущие, и зафиксировать неизменность скорости и дальности хода торпеды на стрельбе. Новая АБ позволяет в два раза продлить срок ее эксплуатации при производстве практических стрельб. За 20 лет эксплуатации АПРК проекта 949, 949А произведено около тысячи выстрелов такими торпедами, и не было ни одного аварийного. Но и здесь дело до стрельбы не дошло. То есть командированные и их работа никоим образом не могли вызвать внештатную ситуацию.

Тем не менее совершенно очевидно, что пожар в первом отсеке возник из-за торпеды

65-76 с газотурбинным двигателем, застрявшей в торпедном аппарате. Торпеду в аппарате заклинило из-за сильного механического удара по корпусу лодки. Наиболее вероятная причина - столкновение с иностранной подводной лодкой. Скользящий удар ее рулевого пера (горизонтальных рулей), как считают некоторые специалисты, привел к сильной деформации торпедных аппаратов "Курска".

Этот вывод очень похож на вероятные причины катастрофы "Курска", опубликованные в "НВО" # 34 еще 15 сентября с.г. Действительно обе практические торпеды: УСЭТ-80 и 65-76, как правило, заряжают в правые торпедные аппараты (ТА). При столкновении под острым курсовым углом с иностранной АПЛ первым был смят как раз правый внешний ТА калибра 650 мм, в котором и лежала практическая торпеда 65-76. При скорости относительного встречного сближения подлодок около 20 узлов (10 м/сек), этот ТА был смят вместе с торпедой за одну секунду. Почти мгновенно в замкнутом объеме соединились весь запас горючего (керосин) и окислителя (перекись водорода), что привело к взрывному воспламенению всего запаса топлива и взрыву порохового ускорителя в хвостовой части торпеды.

Давление корпуса иностранной АПЛ от головы торпеды к ее хвостовой части направило этот взрыв (эквивалентный взрыву 150 кг тротила, как зафиксировала норвежская сейсмическая станция) на заднюю крышку ТА, которая была вырвана, и форс огня ударил в первый отсек, личный состав которого сразу погиб, не успев ничего доложить в Центральный пост АПЛ. Мгновенно возник объемный пожар. Начались многочисленные короткие замыкания в основной силовой электросети. Управление подводной лодкой утратилось, сработала аварийная защита ядерных реакторов. Эти же короткие замыкания в первом отсеке при слабой защите силовых электросетей привели к возгораниям главных распределительных электрощитов и пультов управления в турбинных 7-м и 8-м отсеках. Поэтому тела погибших подводников поднимали на поверхность со следами ожогов, полученных в ходе борьбы за живучесть при пожаре. Температура в первом отсеке в течение первых двух минут возросла до 500-700 градусов, что и привело к взрыву 18 стеллажных боевых торпед.

Вид атомохода "Курск" после катастрофы, лежащего на дне Баренцева моря, возможно, именно такой, как он представлен на рисунке, наблюдали водолазы-глубоководники. Наверное, поэтому ЦКБ МТ "Рубин" и планирует отрезать первый отсек, возможно, наварить новую прочную носовую переборку на корпусе второго отсека и уж затем поднимать весь АПРК от 2-го до 9-го отсека включительно вместе с 6-м реакторным отсеком.

Удивляет пассивность наших высших органов законодательной и исполнительной властей (в том числе и МИДа), которые даже не попытались добиться доступа для осмотра тех трех АПЛ НАТО, что находились

12 августа рядом с "Курском", - АПЛ "Мемфис" и "Толедо" ВМС США и АПЛ "Сплендид" ВМС Великобритании. Заявления о том, что наших специалистов никогда не пускали на подлодки этих флотов (чтобы не создавать прецедент), совершенно не обоснованы. Так, в ноябре

1991 г. главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Владимир Чернавин и сопровождающие его офицеры ВМФ посетили АПЛ "Батон Руж" ВМС США в пункте ее базирования (по своему выбору, к смотру ее не готовили).

Заявления некоторых экспертов из Великобритании о том, что АПЛ "Сплендид" не была в Баренцевом море, так как де она была возвращена в базу общим приказом Первого морского лорда после аварии ядерного реактора на АПЛ "Тайерлесс" (в июле), также не выдерживают критики. Ибо в августе возвратили в базы только подлодки типа "Трафальгар" (к этому типу относится и "Тайерлесс"), на которых и ранее бывали тяжелые аварии ядерных реакторов.

АПЛ "Сплендид" типа "Свифтшур" давно проверены в эксплуатации и являются самыми надежными в британском флоте. Так что "Сплендид" тоже надо посмотреть. Но одних усилий Минобороны РФ оказывается мало.

Необходима помощь Федерального собрания, правительства (вплоть до премьер-министра) РФ и их обращения к своим коллегам в США и Великобритании. Молчание министерств обороны этих стран в ответ на запрос нашего военного ведомства общественностью России однозначно воспринимается как подтверждение виновности одной из подлодок НАТО.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Партиям не положено действовать за границей РФ

Партиям не положено действовать за границей РФ

Дарья Гармоненко

После присоединения Донбасса и Таврии системные политструктуры зайдут туда уже официально

0
719
Протоколы референдумов направлены президенту

Протоколы референдумов направлены президенту

Иван Родин

После подсчета голосов за вступление в РФ повисла рекламная пауза

0
925
В Молдавии готовятся жить без газа

В Молдавии готовятся жить без газа

Светлана Гамова

А также без тепла, света и воды

0
783
Силовая реакция Киева может обернуться новыми референдумами

Силовая реакция Киева может обернуться новыми референдумами

Наталья Приходко

Власти Украины призвали наказать Москву и участников голосования по присоединению к РФ

0
1441

Другие новости