Подробности
ОДНИМ из главных итогов завершившегося в конце января официального визита президента Азербайджана Гейдара Алиева в Москву стало подписание Соглашения о статусе, принципах и условиях использования Габалинской радиолокационной станции. Расположенная на азербайджанской территории РЛС "Дарьял" входит в состав российской Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и несет боевое дежурство с 20 февраля 1985 г.
РЛС данного типа предназначена для дальнего обнаружения баллистических ракет, их сопровождения, измерения координат и вычисления параметров траекторий. Она представляет собой автоматическую импульсную секторную станцию с зоной обзора 90 градусов по азимуту и 40 - по углу места (значение сектора обзора может быть увеличено за счет алгоритма работы станции до 100 градусов по азимуту и до 50 - по углу места). В РЛС применены активные фазированные антенные решетки, разделенные на прием и передачу, с электронным управлением положения лучей. Рабочий диапазон волн - метровый. Дальность действия по объектам (с эффективной площадью рассеивания 0,1 м) - 6 тыс. км. Помимо контроля за пуском МБР с подводных ракетоносцев США из акватории Индийского океана Габалинская РЛС позволяет осуществлять мониторинг воздушного и космического пространства над территорией Ирана, Турции, Индии, Ирака, Пакистана, частично Китая, а также ряда азиатских и африканских стран.
В прошлом году президенты Путин и Алиев уже пытались найти взаимоприемлемое решение о судьбе станции. Однако стороны так и не смогли прийти к компромиссу.
Азербайджанская сторона настаивала на ограничении срока аренды РЛС тремя-пятью годами. Россия предлагала установить его по аналогии с соглашениями по объектам СПРН, подписанными с другими государствами СНГ, то есть как минимум в 20 лет. Меньший срок, считала Москва, исключает всякую перспективу функционирования Габалинской станции. Что же касается платы за аренду, то российские военные, проведя соответствующие подсчеты, предложили Азербайджану 2 млн. долл. в год. Часть этой суммы могла бы погашаться за счет обучения в РФ азербайджанских военнослужащих и предоставления услуг по ремонту вооружения и военной техники.
Двусторонние консультации по проблеме Габалинской РЛС были продолжены в сентябре 2001 г. в Москве в ходе встречи руководителей оборонных ведомств России и Азербайджана Сергея Иванова и Сафара Абиева. Именно тогда и был достигнут консенсус по тем договоренностям, которые легли в основу документа, подписанного 25 января Путиным и Алиевым. Хотя консультации военных экспертов продолжались вплоть до начала 2002 г., позиция Баку подверглась лишь незначительным изменениям, а Москва пошла на существенные уступки. Так, России не удалось добиться 20-летнего срока аренды станции, в тексте соглашения зафиксирована другая цифра - 10 лет. Министерство обороны РФ будет ежегодно выплачивать азербайджанской стороне 7 млн. долл. Кроме того, в качестве компенсации за использование РЛС в период с 4 июля 1997 г. по 31 декабря 2001 г. Москва дополнительно переведет Баку еще 31 млн. долл.
В соглашении декларируется, что Россия должна использовать РЛС только в информационно-аналитических целях, а ее деятельность не будет направлена прямо или косвенно против суверенитета и интересов безопасности Азербайджанской Республики. Баку имеет право осуществлять контроль за сохранением функционального предназначения РЛС, которая теперь официально именуется "информационно-аналитическим центром". Азербайджанская сторона может обеспечиваться выходной информацией РЛС в соответствии с отдельным соглашением. При этом стороны обеспечат защиту секретных сведений. Противовоздушное прикрытие станции осуществляется силами ПВО Азербайджана. Россия по договоренности оказывает необходимое материальное и техническое содействие в модернизации азербайджанской системы ПВО. Численность персонала РЛС, комплектование которого осуществляет МО РФ, не должна превышать 1500 человек.
По словам Владимира Путина, документ по Габалинской РЛС - это очень хороший знак и свидетельство того, что Россия и Азербайджан могут договориться и по другим проблемным вопросам, в том числе - по Каспию. Однако вряд ли можно разделить оптимизм Верховного главнокомандующего. К сожалению, не были задействованы необходимые политические и экономические рычаги давления на Гейдара Алиева, которые заставили бы престарелого азербайджанского лидера, озабоченного проблемой престолонаследия, быть более сговорчивым. А они имелись, причем весьма эффективные, о чем свидетельствуют аналитические разработки российских спецслужб.
Семь миллионов долларов вместо двух, которые придется выплачивать Министерству обороны РФ за аренду Габалинской станции, лягут дополнительной тяжестью на военный бюджет.
