0
849
Газета Армии Интернет-версия

30.01.2004 00:00:00

Сергей Иванов вразумляет Анатолия Квашнина

Тэги: иванов, концепция, генштаб, квашнин


На состоявшемся 24 января ежегодном заседании Академии военных наук собралось практически все военное руководство России. Присутствовали министр обороны Республики Беларусь и начальник Генштаба Украины. Российский глава военного ведомства выступал, как посчитали многие, с речью "под занавес". По мнению большинства присутствующих в зале, после президентских выборов Сергея Иванова ждет новое назначение в "верхах".

Во второй половине марта завершается его трехлетний срок пребывания на посту министра обороны России и поэтому закономерно, что Сергей Иванов закруглял свою деятельность военного министра важным итогом - военная реформа в том виде, как она планировалась три года назад, по его мнению закончена. Он резюмировал: "Период коренной перестройки и кардинального реформирования Вооруженных cил завершен, и мы переходим к нормальному военному строительству".

На обыденном языке данный термин означает лишь осуществление каких-то изменений, не выстроенных в единую систему. Численно Вооруженные cилы сократили, но незначительно. Они по-прежнему равны 1 млн. 200 тыс. человек, как и у американцев, хотя российский военный бюджет в 30 раз ниже. Зарплата офицеров на нищенском уровне, денег на боевую подготовку катастрофически не хватает, техника по большей части устаревшая, неуставные отношения процветают.

Конечно, в докладе министра обороны акцент на этом не делался - все же уровень собрания академический - не до мелочей там всяких. А вот узловое звено в решении этих и других армейских проблем он попытался высветить в своей речи.

Впервые он признал, что функции Генштаба тесно переплелись с функциями Министерства обороны. Генштаб де занимается не тем делом, он берет "на себя избыточные административные и управленческие функции в ущерб основным задачам классического Генерального штаба".

Эти слова у сидевших в зале невольно вызвали воспоминания о инспекционных поездках генштабистов с проверкой чего угодно в войсках. Начиная от дисциплины и уставного порядка в казарме и до боевой готовности. Генштаб руководит: тылом, закупкой вооружения, кадрами, да и бог весть чем еще, но только не сосредотачивается на решении тех задач, которые характеризовали бы его как мозг армии. "Перегруженность распределительными обязанностями и управлением обеспечивающими организациями заталкивает Генштаб в русло текущей управленческой рутины, тогда как специалистам высочайшей квалификации, сосредоточенным в Генштабе, требуется каждодневно заниматься вопросами стратегии и оперативного искусства", - особенно отмечал министр. По его мнению, в Генштабе нужен совершенно другой офицер - "офицер с соответствующим уровнем интеллекта и профессионализма". И заключил: "За последние годы многое было утрачено, в целом ситуация более чем серьезная".

А потому, вполне естественно, "недопустимо мало изучаются конфликты и войны современности. В том числе - советский и американский опыт в Афганистане, операция НАТО в Югославии, две войны в Ираке". Стратегические взгляды на конфликты будущего сузились до контртеррористической операции в Чечне. Оперативное мышление свелось к тактическому уровню.

В общем, министр обороны озвучил концепцию, с которой, по-хорошему, ему надо было бы начинать три года назад. Сегодня медленно, но верно Генштаб подминает под себя все силовые структуры страны. А их немало, порядка десяти. Помог ему в этом указ президента # 1058 от 10 сентября 2003 г. В нем прямо указывается, что Генштаб должен обеспечивать "координацию всех действий силовых структур, содержащих военную компоненту". Таким образом функции Минобороны и Генштаба практически сливаются.

А по непреложным законам демократического государства их следовало бы разделить на чисто политические или административные - для Минобороны и непосредственное руководство войсками - для Генштаба. Это одна из составляющих частей принципа гражданского (политического) контроля.

Другое его проявление - самостоятельный выход на главу государства каждой из силовых структур. Их объединение в цельную организацию, даже под эгидой Генштаба, противопоказано истинно демократическим государствам. В России в начале 90-х гг. пытались реализовать модель политического (гражданского) контроля. Однако по прошествии 10 лет все возвращается вновь к почти советской системе, причем периода 50-х гг., когда всех силовиков объединяли Министерство вооруженных сил и Министерство государственной безопасности.

Непосредственно на конференции было сделано официальное предложение новому главе думского комитета по обороне генерал-полковнику Виктору Заварзину разработать законопроект, позволяющий произвести главу военного ведомства в ранг первого заместителя Верховного главнокомандующего. Кроме того, не тянуть с выработкой законов, предписывающих включить в состав российской армии другие военные структуры (МЧС, Внутренние войска и т.п.).

В ответной речи начальник Генштаба генерал армии Анатолий Квашнин никоим образом не высказал согласия с концепцией министра обороны, но и не подверг ее какой-либо критике. Лишь бросил в зал упрек "провидцам, не знающим глубину проблем военного строительства". Понимай как знаешь: то ли критика в адрес Андрея Кокошина, опубликовавшего книгу с позиции демократического строительства Вооруженных сил, то ли в адрес Сергея Иванова и его речи "под занавес".

Так или иначе, но Генштаб не намерен уступать своих позиций. Как и в других вопросах, связанных с военным строительством. Например, уход с политической арены "Союза правых сил" - главного оппонента по созданию профессиональной, контрактной армии - позволил Генштабу поставить точку в этой важнейшей для страны дискуссии. Анатолий Квашнин безапелляционно заявил, что на возможно обозримое будущее призыв будет сохранен и весьма на высоком уровне. До 300 тыс. юношей будут постоянно находится под ружьем. А отсюда вполне естественно возникает проблема развития оборонного сознания в массах и расширение "патриотического воспитания" в общенациональном масштабе. Пропагандистским органам Вооруженных сил поставлена соответствующая задача, готовится очередная концепция воспитания в армии и на флоте.

Российский Генштаб не внял назиданиям министра. Генерал Квашнин то и дело извлекал обветшалый лозунг о "военной угрозе" и необходимости "удвоить население страны". Иначе, дескать, врагов Отечества не одолеть. В завершение начальник Генштаба Анатолий Квашнин повелел всем подчиненным в своих штабах и кабинетах вывесить его любимый лозунг, звучащий довольно двусмысленно: "Нет ближе и роднее для командира и начальника Отечества и солдата".

***

В ближайших номерах "НВО" будут опубликованы основные выступления участников собрания АВН.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как вирус стал мегафактором развития цивилизации

Как вирус стал мегафактором развития цивилизации

Вениамин Попов

Изменение климата, рост неравенства, вырождение капитализма – новые вызовы после пандемии

0
1138
Блатной сюжет о главе Забайкальского края Александре Осипове

Блатной сюжет о главе Забайкальского края Александре Осипове

Тиртей

Губернатор в геройской схватке со шнырями

0
789
Разрыв Россией соглашения с Кипром - конец эпохи безопасных инвестиций в РФ под защитой иностранной юрисдикции

Разрыв Россией соглашения с Кипром - конец эпохи безопасных инвестиций в РФ под защитой иностранной юрисдикции

Михаил Сергеев

Ольга Соловьева

Ликвидируется первый заморский офшор, из которого приходила половина всех вложений в РФ

0
1569
Регионы накануне выборов все чаще оглядываются на Хабаровск

Регионы накануне выборов все чаще оглядываются на Хабаровск

Дарья Гармоненко

Власти пытаются найти тихие способы противостояния оппозиции

0
1405

Другие новости

Загрузка...