0
8473
Газета Армии Интернет-версия

15.07.2016 00:01:00

Армянское небо с русским оттенком

Виктор Литовкин

Об авторе: Виктор Николаевич Литовкин – военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке.

Тэги: армения, ереван, шойгу, с 300, пво, миг 29, казахстан, про, одкб, турция, нагорный карабах


армения, ереван, шойгу, с 300, пво, миг 29, казахстан, про, одкб, турция, нагорный карабах Национальные вооруженные силы республики располагают значительным количеством современных средств ПВО. Фото с сайта www.mil.am

Парламент Армении ратифицировал договор между своей страной и Россией о создании единой системы противовоздушной обороны (ПВО). Этим актом, в поддержку которого было подано 102 голоса, а против  только восемь, Ереван узаконил соглашение о создании Объединенной региональной системы противовоздушной обороны в Кавказском регионе, что подписано в декабре прошлого года министрами обороны двух стран Сейраном Оганяном и Сергеем Шойгу. Документ рассчитан на пять лет с возможностью его продления еще на такой же срок, если ни одна сторона не захочет его приостановки. О чем, как принято в международных отношениях, нужно предупредить за полгода до истечения срока действия договора. Впрочем, никто не сомневается, что и в 2021 году продление этого договора пройдет практически автоматически. Он очень выгоден Армении. Почему?

ОДНА ПВО НА ДВОИХ

Об этом очень подробно рассказал Общественному телевидению республики глава военного ведомства Армении Сейран Оганян. «В рамках данного соглашения мы сможем при реализации региональных противовоздушных задач использовать, к примеру, российские многофункциональные истребители четвертого поколения, системы С-300, их противоракетные возможности, – говорил он. – Сможем использовать широкие радиолокационные возможности в рамках воздушной разведки».

Напомним, на территории Армении расположена 102-я российская военная база, в состав которой, кроме танкистов, мотострелков и артиллеристов, входит 988-й зенитно-ракетный полк, вооруженный зенитным ракетным комплексом С-300В и соответствующими ему радиолокационными станциями обнаружения воздушной цели, сопровождения ее, наведения на нее ракеты, а также две-три эскадрильи истребителей МиГ-29, которые при необходимости выполнят роль перехватчика чужих летательных аппаратов и вместе с зенитчиками гарантировано обеспечивают Армении чистое небо над ее городами и поселками, горами и долинами. Кроме того, сама Армения обладает довольно солидными средствами противовоздушной обороны, среди которых есть зенитные ракетные комплексы еще советского производства, такие, как С-125 «Нева», с дальностью поражения цели до 20 км, так и ЗРК «Круг» с дальностью в 50 км, а также более новые и современные системы, такие как зенитные ракетные комплексы С-300ПС с дальностью в 150 км и системы ближнего радиуса действия «Оса-АКМ», «Шилка», «Стрела-10» и «Игла». А в распоряжении войск ПВО республики после ее объединения с системой ПВО России поступает вся информация, которую получают воины Южного военного округа России и войска ПРО/ПВО страны.

Практически все летательные аппараты, которые находятся в небе за пределами Армении на расстоянии 300–400 км, будут на экране ее локаторов. Впрочем, как и на экране армянских локаторов тоже. Никаких сюрпризов и неожиданности в ее воздушном пространстве быть не должно. Ведь армянский рубеж – это еще, если так можно образно сказать, и передовой окоп всей системы ПРО/ПВО России и всех стран Организации договора о коллективной безопасности. Где, кроме объединенной системы ПВО Кавказского региона (Армения–Россия), есть еще и объединенная система ПВО Западного региона (Белоруссия–Россия) и Объединенная система ПВО Центрально-Азиатского региона (Казахстан, Таджикистан, Киргизия–Россия).

Генерал-лейтенант в отставке Норат Тер-Григорьянц, в прошлом заместитель начальника Главного штаба Сухопутных войск СССР и один из создателей Вооруженных сил Армении, заявил, что «создание единой системы противовоздушной обороны ОДКБ – стратегически важное решение. При этом между Россией, Арменией, Беларусью и другими странами организации создается единое радиолокационное поле, которое должно прикрывать небо над нами от угрозы со стороны стран НАТО, и особенно Турции». С Тер-Григорьянцем солидарен и генерал-лейтенант в отставке Александр Лузан, бывший заместитель командующего войсками ПВО Сухопутных войск России. Он, в частности, сказал, что создание объединенной системы ПВО Армении и России имеет для наших стран огромное значение. В том числе отдельно и для России.

«Хотя у нас с Арменией нет единого воздушного пространства, – заметил генерал, – между нами находится Грузия, тем не менее единая система ПВО позволяет создать нам вынесенное за пределы страны боевое поле средств Воздушно-космической обороны – вынесенную за передовой рубеж систему зенитно-ракетного и авиационного прикрытия нашей приграничной территории».

«Наш форпост в Армении (102-я военная база), – говорит Александр Лузан, – очень сильно ослабляет возможности Турции как члена НАТО и как самого сильного в этом регионе вооруженного государства. А мы по собственному опыту знаем, что может натворить Анкара даже без согласия Брюсселя или вопреки его желанию. И единая система ПВО России и Армении станет для нее серьезным предостережением».

У КОГО КЛЮЧИ ОТ НЕБА

Во время дебатов в парламенте Армении вопросов по поводу необходимости ратификации соглашения об объединенной системе ПВО между Ереваном и Москвой не возникало. Депутатов волновали другие проблемы: как этот договор будет гарантировать безопасность воздушного пространства над Нагорным Карабахом и кто будет принимать решение о пресечении полета чужих летательных аппаратов, если они вдруг вторгнуться в небо Армении (Москва далеко, а решение необходимо принимать в считанные минуты). По первому вопросу договорились, что он относится к взаимоотношению самой Армении и Нагорного Карабаха, защищать который взял на себя обязательство Ереван. А что касается того, кто примет решение, если будет нарушен суверенитет Армении, то это, конечно, в первую очередь именно ее военное руководство. На боевом посту систем ПВО республики, как зенитно-ракетных комплексов, так и радиолокационных станций, находятся армянские военнослужащие, и они будут выполнять приказы и распоряжения своего командования, а не российского. И потом все будет решаться по ситуации: кто, как и зачем оказался в небе республики – случайно, преднамеренно, с какими последствиями. Будут ли вступать в действие системы ПВО российской военной базы или им это делать не придется.

Экс-министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян, горячо поддержавший соглашение об объединенной системе ПВО, заявил на слушаниях в парламенте: «Благодаря армяно-российским отношениям нам удалось сохранить, развить и довести систему ПВО до такой степени, что аналогичных средств сейчас нет ни у Грузии, ни у Азербайджана, а по некоторым параметрам, даже у Турции. Это соглашение исходит из наших интересов. В нем говорится о координации совместных действий объединенной региональной системы противовоздушной обороны в Кавказском регионе коллективной безопасности и войск, входящих в состав других региональных систем ПВО». Арутюнян также считает объединенную систему ПВО надежной защитой от вероятной агрессии со стороны Турции. Официальную позицию Еревана озвучил министр обороны Сейран Оганян: «Реализация соглашения позволит усилить охрану рубежей страны, а также получить доступ к более широким разведданным, имеющимся в общем информационном поле с точки зрения профилактики и предупреждения возможных нарушений. В этом плане более надежного партнера, чем Россия, у нас нет».

Добавим от себя, что в июне прошлого года между Ереваном и Москвой было подписано соглашение о военно-техническом сотрудничестве, по которому Армении был выделен кредит в размере 200 млн долл. на закупку российского вооружения. В том числе и боевой техники ПВО. А поскольку Армения входит в Организацию договора о коллективной безопасности, то всю подобную технику она получит по льготным ценам. Кроме того, как заметил генерал-лейтенант Лузан, единая система ПВО – это единая идеология применения средств противовоздушной защиты, единая система развития боевой техники, стоящей на страже нашего общего воздушного пространства, единые системы боевой подготовки и повышения профессиональных качеств военнослужащих, а значит, что тоже немаловажно, укрепление дружественных отношений между союзниками и их народами. Армения – единственная в Закавказье по-настоящему открытая и дружественная к нам страна. И этими союзническими отношениями нужно дорожить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
290
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
327
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
461
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
394

Другие новости