0
1458
Газета История Интернет-версия

21.04.2000 00:00:00

Броня великой войны


Михаил Барятинский, Максим Коломиец. Бронеавтомобили русской армии. - М., 2000, 106 стр.

РОССИЯ - страна с "непредсказуемым" прошлым. За последние пятнадцать лет в нашей истории было выявлено огромное количество белых пятен, однако и до сих пор целые исторические пласты остаются практически неизвестными широкому кругу общественности. Первая мировая до сих пор во многом считается "неизвестной войной". Она стала как бы предисловием к революции, которая затмила собой кампанию 1914-1917 гг.

В советской историографии принято было считать, что Императорская армия, вступившая в августе 1914-го в противоборство с Германией и Австрией, а затем и с Турцией, значительно уступала по техническому оснащению своим противникам. Учитывая, что параметры индустриального развития СССР еще в начале 80-х сравнивали с 1913 г., это неудивительно. Между тем по уровню оснащения современной техникой российские вооруженные силы того времени не уступали армиям ведущих европейских держав, а по некоторым параметрам даже превосходили их. Одно из направлений, в котором отечественные конструкторы и промышленники достигли довольно значительных успехов, - броневое дело. Истории создания и развития бронесил в дореволюционной России и посвящена книга Барятинского и Коломийца. В 23 главах дается подробное описание всех бронеавтомобилей, построенных хотя бы в единичном экземпляре, рассказывается о нереализованных проектах постройки танков. Авторы приводят эпизоды боевой работы бронечастей, рассказывают об их структуре и тактике действий. При написании книги были использованы архивные источники, к которым до Барятинского и Коломийца в нашей стране, судя по всему, никто не обращался. В работе содержится более 200 фотографий, большинство из которых эксклюзивные.

Из книги Барятинского и Коломийца следует, что первая в

мире броневая часть была создана именно в России. 19 августа 1914 г. приказом военного министра Сухомлинова была сформирована 1-я автомобильная пулеметная рота. На вооружение роты поступили броневики, разработанные российским инженером-механиком Грауэном на базе отечественных же шасси С24/40, производства Русско-Балтийского вагонного завода. Эти довольно совершенные для своего времени машины, прикрытые 3-5-мм броней, вооруженные тремя пулеметами "Максим" и имевшие экипаж из пяти человек, вступили в бой в ноябре 1914 г. под Лодзью. "Дебют" этого нового вида боевой техники оказался блестящим. Об этом свидетельствует тот факт, что буквально через несколько недель после начала боевых действий один из офицеров 1-й автопулеметной роты - штабс-капитан Гурдов, был награжден высшей российской боевой наградой - орденом Св. Георгия IV степени.

1-я автопулеметная рота так и осталась в действующей армии единственной. С декабря 1914 г. началось формирование пулеметных автомобильных взводов, которые оставались основной тактической единицей бронесил до 1916 г. В составе взводов первоначально находились только пулеметные броневики, а затем штат этих подразделений был дополнен пушечной машиной типа "Гарфорд", которые строились на Путиловском заводе. Они были вооружены 76,2-мм пушками во вращающихся башнях и тремя "максимами".

Однако, несмотря на бесспорный приоритет нашей страны в области создания и разработки бронеавтомобилей, приходится признать, что в большинстве случаев шасси для них производились за границей. Автомобильная промышленность России к 1914 г. не успела еще как следует встать на ноги. Автомобилей марки "Руссобалт" не хватало для оснащения армии. Образованная в августе 1914 г. закупочная комиссия в сентябре разместила на английской фирме "Остин" заказ на 48 броневиков, которые должны были быть построены по тактико-техническим требованиям российских военных. Именно "остины" стали основной рабочей лошадкой наших бронечастей в Первую мировую или, как ее тогда называли, Великую войну.

"Остины" стали поступать в Россию с конца 1914 г. Однако степень их защищенности была недостаточной, и все машины первой серии прошли перебронировку на Ижорском заводе. За первой партией "остинов" последовали вторая и третья. Они изготовлялись с учетом фронтового опыта. На них была усилена ходовая часть, увеличена мощность двигателя, бронезащита уже не требовала доработок.

По мнению авторов, дальнейшему развитию бронесил в России и, в частности, появлению танков оригинальной конструкции помешала революция. К 1916 г. личный состав и управление российскими бронечастями накопили достаточный опыт боевого применения этого нового оружия. Были разработаны два типа бронеавтомобилей, которые должны были стать основными в русской армии: на шасси "Фиат" бронировки Ижорского завода и на шасси "Остин" бронировки Путиловского завода. Однако они не успели принять участия в Первой мировой войне, зато активно использовались во время Гражданской. А в Красной Армии машины этого типа состояли на вооружении до конца 20-х гг.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нефтяной дауншифтинг

Нефтяной дауншифтинг

Леонид Крутаков

0
372
В кадровой политике Белоруссии ставка делается на преданность

В кадровой политике Белоруссии ставка делается на преданность

Лукашенко приравняет госслужбу к военной

0
643
За месяц до возможной встречи Байдена и Путина Зеленский поговорил с госсекретарем США

За месяц до возможной встречи Байдена и Путина Зеленский поговорил с госсекретарем США

Татьяна Ивженко

Украина надеется на большое соглашение в сфере безопасности и на дорожную карту по вступлению в НАТО

0
863
Региональная политика 3-6 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 3-6 мая в зеркале Telegram

0
373

Другие новости

Загрузка...