0
10592
Газета История Интернет-версия

19.10.2012 00:00:00

Свои, которые хуже чужих

Тэги: обзор, литература, история, италия, война, фашизм


обзор, литература, история, италия, война, фашизм

Жуков Д.А., Ковтун И.И. РННА. Враг в советской форме. – М.: Вече, 2012. – 336 с.: ил. (Враги и союзники).

Софронов В.Г. Итальянские войска на Восточном фронте. 1941–1943 гг. – М.: Вече, 2012. – 384 с., ил. (Враги и союзники).

Историки-ревизионисты, оспаривающие смысл и итоги Великой Отечественной войны, настойчиво внедряют идею об антисталинском, освободительном характере действий коллаборционистов, перешедших на сторону врага. Дескать, это не предатели, а борцы с тоталитарным режимом, воевавшие не против советского народа, а исключительно против большевиков и НКВД.

ВООБРАЖАЕМАЯ АРМИЯ

В этом плане очень показательна короткая история Русской национальной народной армии (РННА), созданной в Белоруссии в марте 1942 года. И расформированной в ноябре 1943 года. В книге основательно, с опорой на документы и с большим количеством иллюстраций, во всех подробностях рассказывается об этом германском проекте, имевшем статус эксперимента.

Одним из инициаторов создания РННА был белоэмигрант, «русский фашист» Сергей Иванов, сотрудничавший с абвером под кличкой «Граукопф» («Седая голова»). Как большинство эмигрантов, он поддерживал идею освобождения России от большевиков чужими руками, чего бы это ей ни стоило.

На страницах русскоязычного журнала «Фашист» идеолог движения Михаил Гротт-Спасовский писал: «Пусть немцы освобождают Украину. Пусть японцы освобождают Дальний Восток, Сибирь. Пусть еще кто-нибудь освобождает наш Север или Прикаспий и т.д. … Нечего бояться расчленения России. Коли будут созданы и охранены наше общерусское национальное единство и крепкая авторитетная власть, то будет воссоздана и сохранена Великая Россия. Мы приветствуем освобождение России по частям…»

Идею создания РННА поддержал глава абвера адмирал Канарис. Ему требовалась многочисленная русская агентура. И он использовал Иванова с группой единомышленников для создания соответствующей структуры. Прибывшие в Белоруссию белоэмигранты принялись создавать Российскую национальную народную армию. Но, как всегда, получился у них учебный центр германской разведки.

Изначально это было разведывательно-диверсионное подразделение абвера, подчиненное абверкоманде-203. Базировалось оно в поселке Осинторф, чье название происходит от станции Осиновка и крупных торфоразработок, расположенных вокруг. В дальнейшем планировалось наводнить советские тылы массой диверсантов.

Для этого в ходе экспериментальной операции «Граукопф» решено было развернуть целое соединение – бригаду из нескольких батальонов, также получившую название «Граукопф». Но к разведывательно-диверсионным функциям добавилась борьба с партизанами. Вскоре абвер оттерли в сторону, а батальоны попали в подчинение 286-й охранной дивизии и действовали в ее составе. В связи с тем, что дивизия охраняла тылы группы армий «Центр», бригаду «Граукопф» вскоре переименовали в «Центр».

К концу 1942 года батальоны окончательно перешли в подчинение созданному в ноябре 700-му полковому штабу особого назначения восточных войск. Заправляли там, понятно, немцы. Все пять батальонов получили нумерацию от 633-го до 637-го. Они окончательно превратились в антипартизанский полк.

Гитлер вовсе не собирался восстанавливать Россию, даже зависимую от Германии. Поэтому с Восточного фронта убрали большую часть белоэмигрантов. Уж очень они мечтали о единой и неделимой, хотя бы и под протекторатом. Больше доверия вызывали бывшие офицеры-коммунисты, которым некуда было деваться. К февралю 1942 года, по немецким подсчетам, в концлагерях погибло два миллиона пленных. А зима еще не кончилась... В марте, когда началась вербовка, от добровольцев отбоя не было. Сломленные люди хотели выжить любой ценой.

Отбор шел строгий. Летчиков и танкистов не принимали, их всех считали комсомольцами и не доверяли в принципе. Остальных просеивали по 3–4 раза. Особо ценились идейные враги советской власти. Таких было немного, все они отправлялись в школу младших командиров и занимали сержантские должности.

Авторы подробно рассказывают о кругах белой эмиграции, еще до войны активно взявшейся сотрудничать с гитлеровцами. И дают характеристики создателям и руководителям РННА. И вот какой интересный момент проявляется. Для немцев никакой РННА не существовало. Нет о ней ни слова в документах. «Граукопф», «Центр», 700-й штаб – и никакой народной армии.

Название РННА использовалось исключительно в пропагандистских целях. Так охранное подразделение именовалось для населения и пленных. Особенно когда речь шла о вербовке на оккупированных территориях, а не в лагерях. В шталагах и дулагах более сильным аргументом был паек. В агитационных целях бойцы носили красноармейскую форму, но со старорежимной кокардой. Все остальное – несбывшиеся мечты и фантазии уцелевших деятелей полумифической РННА.

Немцы не дали шанса предателям превратиться в освободителей России. На передовую пускать их строго запрещалось. Им всем была уготована участь прихвостней – охрана тыла и борьба с партизанами, карательные акции и расстрелы. Эту «освободительную» миссию «борцы с Советами» столь же успешно осуществляли в Югославии, Франции и других странах Европы.

Руководство РННА, то есть бригады, немцы меняли каждые 2–4 месяца. В сущности, они не позволили создать ядро будущей коллаборционистской «освободительной» армии. В мае 1942 года РННА приняла участие в первой операции – попытке ликвидировать действовавший в германском тылу корпус генерала Белова. При этом выдавали себя за красноармейцев. В книге подробно рассказано об этой не самой известной странице войны. Боевой путь РННА – это участие в антипартизанских и карательных операциях, 30 сожженных деревень и 300 расстрелянных мирных жителей.

Естественно, освещается и деятельность партизан и подпольщиков, особенно по разложению самой РННА. Переходы «народоармейцев» на сторону партизан были нормой. Всего перешло более тысячи человек. В ноябре 1943 года батальоны РННА были переброшены во Францию. И сменили красноармейскую форму на более подходящую немецкую.

ИТАЛЬЯНЦЫ В СНЕГАХ

Язык не поворачивается назвать несчастных итальянцев оккупантами. Тем более что они не творили зверств в отличие от других гитлеровских сателлитов – румын и венгров. Вообще-то Гитлер не приглашал Муссолини в поход по России. Дуче сам навязался, рассчитывая в результате чужого блицкрига получить какие-то политические дивиденды, поучаствовать в победе над большевизмом и разделе мира. К тому же фюрер обещал поделиться богатствами Украины.

Для страны, которая с трудом переносила тяготы войны в Африке и на Балканах, еще один фронт оказался совсем уже невыносимым. И имел неожиданные последствия. Уцелевшие солдаты в большинстве стали непримиримыми врагами фашистского режима и главной ударной силой партизанского движения Италии.

В преамбуле книги подробно рассказано об амбициях Муссолини и участии Италии во Второй мировой войне. Итальянский народ в отличие от немцев не погрузился в милитаристский угар. Более того, поражения и экономические проблемы пробуждали антифашистские настроения.

Первой недели боев на Восточном фронте хватило Гитлеру, чтобы понять: от помощи союзников отказываться неразумно. 30 июня 1941 года он разрешил дуче послать в «крестовый поход» против большевиков итальянский корпус и истребительную авиацию. И итальянцы пошли в буквальном смысле, поскольку немцы транспорта не предоставили. На сотни километров растянулись колонны, месящие осеннюю грязь. Немцы не давали союзникам бензина. А потом началась зима...

Первые столкновения с отступающими советскими войсками случились 11 и 12 августа. Итальянские историки помпезно именуют это сражением в междуречье Днестра и Буга. Здесь дивизия «Пасубио» потеряла 17 человек убитыми и 85 ранеными.

Часто можно услышать, что итальянцы – плохие солдаты. Однако документальные свидетельства, приведенные в книге, отнюдь этому не соответствуют. Больше всего боевые способности итальянцев принижают немцы, обвиняющие их в своих поражениях. При этом гитлеровское командование крайне плохо относилось к союзникам. Порой их не обеспечивали ни боеприпасами, ни продовольствием. И вообще относились к ним, как к недочеловекам. Из-за этого часто возникали конфликтные ситуации.

В книге последовательно рассматривается ход боевых действий, в которых участвовали итальянцы, состав подразделений, вооружение и снаряжение. И моральное состояние войск. Даже немцы отмечали, что у итальянцев нет причин воевать. А один из пленных итальянцев прямо сказал: «Солдаты не только не знают, за что они воюют, но они не желали и не желают этой войны. Поэтому они только и думают о том, как бы вернуться домой».

Тыловые штабы итальянского корпуса были безобразно раздуты, на складах царило воровство. А солдаты на фронте голодали и замерзали. В сентябре 1942 года, по официальному докладу начальника санитарной службы XXXV корпуса 8-й итальянской армии, 60–70% личного состава были сильно истощены, 70% болели дизентерией, 50% – ревматизмом, 30–40% страдали авитаминозом, 20% – сердечными неврозами. Неудивительно, что дезертирство началось еще осенью 1941-го. В сталинградской операции именно итальянские и румынские войска оказались слабым звеном. Ликвидация немецкой группировки под Сталинградом подробно освещается в книге.

Шесть итальянских дивизий были разбиты на Среднем Дону. До 48 тыс. итальянских солдат и офицеров попали в плен. В конечном счете от 229-тысячной армии осталось только 55 тыс. человек в альпийском корпусе, занимавшем позиции на Верхнем Дону. Однако 15 января 1943 года, когда на фронте корпуса еще не прозвучало ни одного выстрела, его штаб уже был разгромлен прорвавшимися советскими танками. Альпийский корпус 15 дней вырывался из больших и малых котлов в снег и стужу. В плен попали тысячи солдат и командиры дивизий «Кунеэнзе», «Юлия» и «Винченца» вместе со штабами. Немногим более 13 тыс. альпийцев смогли вырваться из окружения, более половины из них – с сильными обморожениями.

Финал «великого похода на Восток» гротескно напоминал бегство наполеоновской армии из России. Остатки разбитых частей пешком шли до Гомеля. Немцы отказались предоставить какой-либо транспорт. Истощенные, в лохмотьях, с ногами, обмотанными тряпками, они обменивали на продукты все, что имело хоть какую-то ценность, даже оружие. Воровали и просили милостыню...

В книге освещены причины поражения итальянской армии, дальнейшие судьбы солдат и офицеров. Их пребывание в плену. Рассматриваются вопросы поиска мест захоронения несчастных итальянцев. Впрочем, еще труднее прояснить что-либо о судьбе советских пленных, взятых итальянцами. Таких наберется в общей сложности около 20 тыс. Скорее всего они оказались в гитлеровских концлагерях, но конкретных данных нет никаких.

Жестокая усмешка истории – в немецком плену оказалось вдвое больше итальянцев, чем в советском и англо-американском. В сентябре 1943 года, когда Италия решила выйти из войны, ее территорию оккупировали гитлеровцы. Три тысячи из них, в том числе ряд генералов и старших офицеров, были вывезены на оккупированную территорию СССР и расстреляны под Львовом. Тысячи итальянских солдат были уничтожены на Балканах и в самой Италии. Еще больше прошло через концлагеря. Среди репрессированных были и бывшие союзники по Восточному фронту из 8-й армии.

В конечном счете и павшие в снегах России, и сгоревшие в печах Маутхаузена и Дахау – все они жертвы фашизма.

Книга дополнена большим справочным материалом: списки командного и боевого состава, приказы, директивы, телеграммы командования, агитационные листовки, оперсводки и приказы советского командования, боевые донесения, доклады. Все это воссоздает широкую картину событий и отдельных ярких эпизодов Великой Отечественной войны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
285
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
323
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
457
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
390

Другие новости