0
3939
Газета Печатная версия

17.06.2020 20:30:00

Пять книг недели

Тэги: алешковский, сновидец, краснящих, колеров, малич


22-9-15150.jpg

Петр Алешковский. Секретики.

– М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. – 384 с. (Совсем другое время). ISBN 978-5-17-121300-8

Роман воспитания, семейная летопись прозаика, историка, автора романов «Рыба. История одной миграции», «Обратная сторона Луны», «Крепость» (премия «Русский Букер») и др., ведущего программы «Азбука чтения» на «Радио Культура» Петра Алешковского. Повествование о московском детстве и юности 1960–1970-х начинается с младенчества, проведенного в Третьяковской галерее, «где в служебной квартирке (дед и бабка тогда там работали)... и жила наша семья. По семейным преданиям, низенькая коляска на маленьких колесиках, похожая на ивовое лукошко-зыбку, с запеленатой мумией внутри выставлялась во двор неподалеку от огромных железных ворот – главного въезда на священную территорию Искусства. Там я мирно спал между кормлениями, опекаемый огромным галерейским котом. Кот залезал в коляску и деликатно устраивался у меня в ногах, подобно египетскому Великому Коту Ра, победившему Апопа, змея тьмы. Он сторожил меня, олицетворяя собой радость, веселье, здоровье и жизнелюбие».

22-9-14150.jpg

Сновидец / Сост. Виктория Балашова.

– М.: СКОЛ, совместно с СДФЛК (Союз деятелей фантастической литературы и кино), 2020. – 314 с. (Здесь моя Родина). ISBN 978-5-6044011-5-6

Новый сборник серии «Здесь моя Родина» посвящен одному из самых загадочных классиков мировой литературы – Эрнсту Теодору Амадею Гофману. Поэтому в рассказах, вошедших в книгу, переплетаются мистика и реальность, встречаются чудеса и приключения, по страницам сборника бродят колдуньи, феи, персонажи самого Гофмана, встречается даже поэт Осип Мандельштам... Гофмановская таинственность чувствуется уже в самих названиях произведений: «Волшебник и фея» (Полина Матыцына), «Феи в большом городе» (Александра Окатова), «Чудо» (Светлана Федулова), «Тайна» (Людмила Захарова), «Крошка Цахес» (Виктория Левина), «Озеро грез», «Фантом», «Тайна мироздания» (Аглая Смородина) и др.

22-9-13150.jpg

Андрей Краснящих. Писатели в Харькове. Слуцкий.

– Харьков:  Права человека, 2020. – 192 с. ISBN 978-617-7391-69-1

Живущий в Харькове литературовед, постоянный автор «НГ-EL», финалист премии «НГ» «Нонконформизм-2013» и «Нонконформизм-2015» Андрей Краснящих рассказывает о харьковском детско-отроческом периоде поэта Бориса Слуцкого (1919–1986). Сам Борис Абрамович не раз вспоминал об этом времени в стихах: «Как будто бы доброе дело/ я сделал, что в Харькове жил...»; «Жизнь, состоявшая из школы,/ семьи, и хулиганской улицы,/ и хлеба, до того насущного,/ что вспомнить тошно...»; «Я вырос на большом базаре,/ в Харькове...» В центре внимания исследователя – и факты биографии Слуцкого, и влияние на его творчество харьковского языка («Как говорили на Конном базаре?/ Что за язык я узнал под возами?// ...Все, что там елось, пилось, одевалось,/ По-украински всегда называлось./ Все, что касалось культуры, науки,/ Всякие фигли, и мигли, и штуки –/ Это всегда называлось по-русски/ С «г» фрикативным в виде нагрузки…»).

22-9-12150.jpg

Модест Колеров. Петр Струве: революционер без масс. 1870–1918.

– М.: Изд-во книжного магазина «Циолковский», 2020. – 464 с. ISBN 978-5-6043673-3-9

В книге представлена дореволюционная биография одного из наиболее ярких (и скандальных) российских политиков, философа и экономиста Петра Струве (1870–1944). Авторитетнейший русский марксист, автор «Манифеста Российской социал-демократической рабочей партии» (1898), он сначала пытался реформировать модное в начале века учение, соединив коммунистическую доктрину с кантианской философией, а затем порывал с ним, став участником знаменитого сборника «Вехи» (1909), в котором изящно обвинил своих недавних единомышленников в «отщепенстве». Но и этот переход не был последним. Будучи кадетом (член ЦК партии, депутат II Государственной думы), Струве отошел и от них в силу более консервативных религиозно-националистических взглядов. В «Приложении» собраны ранее не переиздававшиеся статьи философа раннего периода, когда он еще сам был «отщепенцем».

22-9-11150.jpg

Ксения Малич. Николай Митурич, ленинградский архитектор.

– СПб.: Изд–во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020. – 120 с.  ISBN 978-5-94380-292-8

Герой книги – представитель ленинградской архитектурной школы Николай Митурич (1891–1973), один из соавторов проекта «Красного театра» (с 1936 года – Ленинградский государственный театр имени Ленинского комсомола, с 1991-го – театр «Балтийский дом»). «Эволюция проекта… шла от рационализации и суровой, немного тяжеловесной сдержанности к утверждению торжественных, почти ампирных приемов, которые ленинградским зодчим давались с особым аристократизмом и легкостью». Среди творческого наследия Николая Александровича и дворцы культуры, и спортивные павильоны, и парковые киоски. Издание включает уникальные материалы из личного архива архитектора: впервые, как утверждает аннотация, опубликовано более 100 документов, в числе которых фотографии, архитектурные проекты, театральная сценография, эскизы мебели, дневник и рисунки, привезенные из поездки на фронт во время Первой мировой.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости