0
17628
Газета Интернет-версия

01.12.2020 16:44:00

Почему в РПЦ погибают священнослужители, но храмы не закрывают

Число жертв коронавируса за последние два месяца значительно возросло

Тэги: коронавирус, пандемия, локдаун, рпц, патриарх кирилл, лдпр, владимир жириновский, роспотребнадзор, московский патриархат, католики


коронавирус, пандемия, локдаун, рпц, патриарх кирилл, лдпр, владимир жириновский, роспотребнадзор, московский патриархат, католики Епископы повадились совершать паломничества в отделения интенсивной терапии. Фото с сайта www.nne.ru

В Московском патриархате пока не планируют закрывать храмы в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, вторая волна которой накрыла мир. Священноначалие полагает, что принятые меры безопасности достаточны. При этом только к августу список умерших от COVID-19 представителей духовенства насчитывал более 100 имен. Среди них были как простые монахи, так и архиереи: митрополиты Иона (Карпухин), Варнава (Кедров), Исидор (Кириченко), схиепископ Петр (Карпусюк), епископ Вениамин (Королев) и др. Скорее всего от последствий коронавируса скончался и один из самых известных широкой публике священнослужителей, глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Дмитрий Смирнов. Начиная с октября эту траурную статистику пополнили еще около 40 имен священнослужителей. Среди них архимандриты Панкратий (Сычев), Амвросий (Диденко), Адриан (Шитов), схиархимандрит Иов (Грищенко). 20 ноября скончался, а спустя три дня похоронен митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков). Сам патриарх Кирилл находится на самоизоляции в скиту близ Переделкино и не посещает публичных богослужений.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский призвал закрыть все храмы на время пандемии, поскольку, по его мнению, в них не соблюдаются необходимые меры безопасности. «Все церкви надо закрыть, любых верований, потому что там скопление людей, там нет социальной дистанции и в основном пожилые. И они умирают, прихожане и священники. Да еще причастие одной ложкой, целуют икону, целуют руку. Что вы делаете? «Вот у нас умирает много священников». Так закройте храмы, поберегите ваших священников!» – советует Жириновский.

В Московском патриархате это заявление раскритиковали. «Непонятно, откуда вывод о несоблюдении мер безопасности в храмах. Как можно предположить, он давно не посещал храма, раз делает такие заявления. Но ведь никто и не заставляет его быть прихожанином, просим лишь о том, чтобы он не препятствовал другим жить полноценной жизнью христианин. Никто не может запретить соборной молитвы, особенно в условиях, когда угрозу заражения можно минимизировать», – написал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в своем Telegram-канале. Он также добавил, что «храмы РПЦ не могут закрыть, пока не введен режим ЧС». Отметим от себя, что весной храмы все же закрывались, хотя в регионах России не было объявлено чрезвычайной ситуации, но лишь режим «повышенной готовности».

«Во-первых, Владимир Вольфович не вполне в курсе принимаемых в храмах санитарных мер, – подключился к Telegram-дискуссии заместитель управделами Московской патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов). – Вернее, совсем не в курсе. Поэтому сообщает искаженную информацию (да, нарушения имеются, так же как они имеются в других сферах – с этим ведется работа). Во-вторых, Владимир Вольфович не вполне в курсе, что в храмах отнюдь не «в основном пожилые». Статистические сведения у Владимира Вольфовича явно из советского времени. В-третьих, Владимир Вольфович не вполне понимает, что для верующего человека храмовая молитва – это отнюдь не второстепенная опция, которой можно временно пренебречь (как можно временно пренебречь походом в театр, например). Весеннего эпизода, случившегося на фоне общей паники, вполне хватило. Впрочем, непонимание Владимира Вольфовича неудивительно – опять же по советскому восприятию религии. В-четвертых, Владимир Вольфович, длительно присутствуя в Законодательном собрании, мог бы вспомнить и о правах верующих, предусмотренных Конституцией и законами. Да, болезнь есть. Да, умирает больше священников, чем обычно. Увы. Но паникерство – бОльшая беда, чем болезнь».

Официальные представители РПЦ утверждают: церковь пошла на «беспрецедентные меры безопасности», которые строго регламентированы оперативно разработанными правилами. Помимо предписаний, которые были введены для всех храмов после их открытия 7 июня после первой волны пандемии, 30 октября духовенству было разослано новое циркулярное письмо первого викария патриарха по Москве митрополита Дионисия (Порубая) «О мерах профилактики распространения коронавирусной инфекции на всей территории Российской Федерации». В документе всем епархиям рекомендовалось ввести дополнительные меры безопасности: обеспечить дежурство в храме на всем протяжении времени его открытия для посетителей, установить дезинфекционные диспенсеры, священникам при общении с прихожанами носить маски, в том числе при совершении исповеди, постоянно обрабатывать руки либо носить защитные перчатки, соблюдать четкие режимы проветривания помещений и т.д. На прошедшем в удаленном формате 20 ноября заседании Синода РПЦ архиереями было принято решение «в заботе о жизни и здоровье священнослужителей и мирян и в порядке исключения разрешить епархиальным архиереям совместно с епархиальными советами в случае существенного обострения локальной эпидемической обстановки принимать решение о переносе епархиальных собраний этого года на следующий год, на более благоприятное время».

«Все, что сегодня происходит с духовенством, отражает ту ситуацию, которая существует в обществе, – пояснил «НГР» руководитель Центра изучения религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. – Церковь практически всегда действует в русле тех предписаний, которые ей дает государственная власть. Когда в марте Роспотребнадзор потребовал закрыть все храмы Москвы и Московской области, то патриарх это выполнил. Сейчас в церкви придерживаются этой же тактики, а потому не спешат бежать впереди паровоза и закрывать церкви. При этом отдельные ужесточения есть, и их делают в том числе и сами священники и епископы на местах в зависимости от обстановки в регионе. Поэтому можно говорить о некотором прогрессе, происшедшем в церковном сознании после первого локдауна. Это связано с тем, что вторая волна коронавируса воспринимается более серьезно, чем первая. Более того, ковид-диссиденты в некотором смысле посрамлены историей с Сергием Романовым, которая стала косвенным подтверждением того, что патриарх может допустить все, кроме прямых выпадов против его указаний. Еще один яркий пример этому – митрополит Саратовский Лонгин, который в итоге был переведен на ульяновскую кафедру», – заметил эксперт.

Лункин также напомнил, что первое закрытие храмов произошло накануне пасхальных торжеств, что стало «сильной духовной и психологической травмой для верующих и духовенства». «Сейчас же запрет на посещение храмов и вовсе может восприниматься в общественном сознании как то, что «злодеи хотят лишить православных Рождества». В этом смысле православные верующие, причем не только в России, но и в Греции, Сербии, Молдавии, готовы отстаивать свои интересы до конца. Скажем, католики в большей степени подчиняются требованиям государственной власти и нормам карантина», – заключил религиовед.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Соборный "Наказ" поставил под удар "русский мир" в Эстонии

Соборный "Наказ" поставил под удар "русский мир" в Эстонии

От политизации отношений церкви и государства страдают простые верующие

0
1939
Московский «наказ» Эстонской митрополии не указ

Московский «наказ» Эстонской митрополии не указ

Милена Фаустова

РПЦ может лишиться храмов и монастырей в балтийской стране

0
6031
Папа Римский опять стал патриархом Запада

Папа Римский опять стал патриархом Запада

Милена Фаустова

Для чего Франциск восстановил исторический титул

0
5653
Партии решили оседлать волну наводнения

Партии решили оседлать волну наводнения

Дарья Гармоненко

Парламентская и непарламентская оппозиция старается отличиться, помогая жертвам стихии

0
2343

Другие новости