0
78266
Газета Интернет-версия

28.02.2023 16:56:00

Врач и Христос

Роман об античной духовности и медицине

Дмитрий Урушев

Об авторе: Дмитрий Александрович Урушев – историк, публицист, член Союза журналистов России.

Тэги: христианство, литература, традиции, история, евангелие, античность, толстой, достоевский, пастернак, шмелев, религия, вера, общество, православие, ссср


4-11-01480.jpg
Шульчева-Джарман, Ольга
Александровна.
 Врач из Вифинии. Сын весталки:
Роман.– М.:
Проспект, 2023. – 648 с.
Если в живописи или скульптуре мысль творца очевидна, то в литературе надо уметь ее расслышать и вычитать. И христианство в литературе может не так бросаться в глаза, как, например, в «Троице» Андрея Рублева или «Пьете» Микеланджело.

Всю русскую литературу озаряет «свет без пламени» – тихий свет христианства. Христианами по природе были все русские писатели, даже если они не были русскими или христианами по рождению или воспитанию. Но таково свойство нашего языка: каждый пишущий буквами, созданными Кириллом и Мефодием для перевода Евангелия, приобщается к христианской культуре.

Печален пример Гоголя, который в конце жизни, как говорится, ударился в религию, отрекся от всего, прежде им созданного, и выпустил в свет «Выбранные места из переписки с друзьями», вызвавшие недоумение современников. Поучителен пример Толстого, Лескова и Достоевского. Им вполне удалось соединить творчество с христианством, правда, иногда своеобразно понимаемым.

Эти писатели жили и творили в Российской империи, в стране, где православие было государственной религией, за измену которой отправляли в тюрьму или на каторгу, а Закон Божий преподавался во всех школах. В такой стране быть христианским писателем несложно. Хотя Толстой и Лесков, по-своему толкуя Евангелие, сумели поссориться с государственным православием. Но умерли все-таки не в ссылке и не в тюрьме.

По-иному складывались судьбы христиан, не только писателей, но и людей не творческих, в Советской России. Однако и здесь продолжалось биение евангельской мысли. Свидетельство тому – творчество Бориса Пастернака, Евгения Шварца и других литераторов, либо писавших «в стол», либо ушедших в образность сказки, либо издававших свои сочинения за границей. Именно там, в Европе и Америке, русская религиозная литература сохранялась вполне. Пожалуй, ее наиболее значительным представителем был Иван Шмелев. Его «Лето Господне» – памятник не только прошедшему детству, но и всему старомосковскому христианству.

В России рубежа XX–XXI веков, когда православие стало возвышаться до прежнего уровня государственной религии, не произошло ожидаемого расцвета духовной культуры. Имена церковных писателей менее известны, чем имена сочинителей детективов и любовных романов. Православная литература занимает скромное место, подобное месту религии в жизни современного россиянина. Казалось бы, патриарх Кирилл – в каждом телевизоре, а посещает храмы и постится ничтожное количество граждан.

Однако даже отодвинутая на второй или третий план евангельская литература продолжает жить. Увы, происходящие в ней события остаются незамеченными. Это особенно обидно потому, что среди современных писателей-христиан есть люди выдающегося таланта и недюжинных способностей.

Достойна внимания критиков, литературных премий и интервью Ольга Шульчева-Джарман, поэт и прозаик из Санкт-Петербурга. Она христианка не только по природе, по духу, но и по делу. Ольга – врач, кандидат медицинских наук. Помогая людям, она воплощает в жизни заповеди Христа, для многих остающиеся пустым звуком. Неудивительно, что книга Ольги называется «Врач из Вифинии». Это исторический роман, переносящий читателя в позднюю Античность, в Римскую империю, во времена древних христиан.

На дворе IV век. Канули в прошлое жестокие гонения, описанные Генрихом Сенкевичем в романе «Камо грядеши». Миновали времена Тертуллиана. В 313 году был издан знаменитый Миланский эдикт, уравнявший в правах христиан и язычников. В 325 году император Константин Великий созвал в Никее Первый вселенский собор. Государство начало не только приближать к себе Церковь, но и вмешиваться в ее дела.

В это время (приблизительно в 331 году) появился на свет Кесарий – главный герой книги Шульчевой-Джарман. Его имя ничего не скажет современному христианину. А между тем Кесарий был братом Григория Богослова и другом Василия Великого, епископов, признанных Церковью вселенскими учителями.

По обычаю того времени Кесарий не был крещен в детстве. Тогда считалось: креститься надо перед смертью, чтобы сразу очиститься от всех грехов. Хотя отец, а затем и брат Кесария были епископами города Назианза, врач большую часть жизни провел христианином скорее по природе, чем по делам.

Об историческом Кесарии, враче, царедворце и христианском подвижнике, известно немногое. Он был архиатром – придворным врачом, лейб-медиком при императоре Юлиане Отступнике. Поэтому, когда Юлиан предпринял попытку восстановить римское язычество, Кесарий оказался в непростом положении. Но сын епископа предпочел ссылку отречению от Христа.

Шульчева-Джарман соединяет рассказ о Кесарии с повествованием о другом враче из Вифинии – великомученике Пантелеимоне. Он был архиатром при императоре Максимиане, известном гонителе христиан. Узнав, что его врач посещает в тюрьмах христиан и исцеляет их именем Христовым, император приказал казнить Пантелеимона. Архиатр был обезглавлен в 305 году. Во времена Кесария были живы люди, лично знавшие Пантелеимона и общавшиеся с ним.

Книга Шульчевой-Джарман написана на обширном историческом материале. Читателю будет любопытно познакомиться не только с древним христианством, но и с античной медициной. Наш современник может подумать, что когда-то все болезни лечились исключительно слюной и подорожником. Читатель будет удивлен, узнав, что древние врачи с необыкновенной смелостью делали сложнейшие операции, спасая человеческие жизни.

Впрочем, нет необходимости пересказывать роман «Врач из Вифинии». Внимательному читателю он сам все расскажет о себе. Книгу оценит не только убежденный христианин, но и неверующий человек. Каждый найдет в ней что-то свое. Ведь в романе занимательно переплетены подвиги мучеников, любовные переживания, дружба, предательство, рассказы о православном богословии, античной философии и древней медицине. «Врач из Вифинии» – значительное явление современной русской литературы.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Дмитрий Тараторин

Аналитики выяснили, какой образ будущего для Белоруссии выбирают ее граждане

0
1330
Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1766
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
639
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
868

Другие новости