0
4710
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

06.02.2015 00:01:00

Тайные пружины кавказских войн

Тэги: книги, рецензии, союз писателей, средняя азия, кавказ, империя, германия, англия, национализм, афганистан, чечня


4-15-1.jpg

В.В. Попов. Империя прирастала югом. Хроника военной дипломатии и вооруженных конфликтов Российской империи в Закавказье, на Кавказе и в Средней Азии. (М.: Военный университет, 2014. – 112 с).

В книге доктора исторических наук профессора и члена Союза писателей России полковника Владимира Валентиновича Попова рассмотрены и проанализированы факты, связанные с историей многочисленных кавказских войн и среднеазиатских конфликтов, которые вела Россия в XVIII веке. Перед читателями предстают корневые причины русофобства окраинных народов Российской империи и причудливые переплетения людских судеб. Военный ученый детально исследует позитивный исторический опыт совместного экономического, культурного и военного сотрудничества Российского государства с народами Средней Азии, Закавказья и Северного Кавказа. Критически оценивает автор несбывшиеся надежды и миражи кратковременных успехов с обеих сторон...

Предлагая свои версии истоков и развития различных межэтнических разногласий, имперских амбиций России, автор открывает малоизвестные факты, страницы прошлого, связанные с присоединением к ней Кавказа и Средней Азии. На основе современных исследований, уникальных архивных материалов, многие из которых использованы автором впервые, дается всесторонняя оценка деятельности самодержавия, русского правительства, армии и других государственных институтов, а также конкретных исторических личностей, внесших вклад в расширение империи за счет наиболее обширных кавказского и азиатского регионов.

КЛУБОК ПРОБЛЕМ

Автор с особой остротой подчеркивает ущербность для народов таких способов решения споров и выяснения отношений, которые уносят человеческие жизни и множат ряды мстителей и пострадавших. Именно подход, основанный на глубоком историческом знании, позволяет развязать тугие узлы межэтнических, религиозных конфликтов, укрепить авторитет России в ближнем и дальнем зарубежье и будет способствовать продвижению мирового сообщества по пути цивилизованного решения всех спорных проблем во благо человечества.

Комплекс проблем, возникших сегодня на юге, безусловно, не является исторической новостью для России. И в этом отношении, несомненно, представляют научную и практическую ценность именно те труды, в которых глубоко и всесторонне показана наработанная историческая практика решения всего комплекса сложных отношений Российской империи с народами Средней Азии и Кавказа. Прямые и косвенные аналогии с делами давно минувших дней и современной ситуацией лишний раз подчеркивают правомерность, научную продуктивность и целесообразность данного исторического экскурса. Давно замечено, что игнорирование и непонимание истории как коллективного опыта взаимодействия разных стран и народов в реализации своих целей в конечном счете приводит к повторению, и зачастую многократному, ошибок, затягиванию старых и появлению новых узлов больших и малых проблем человеческого бытия.

Основанием для сравнения выступают те общие моменты, которые присутствовали в прошлом и наблюдаются сегодня. XVIII и XIX века стали решающими для российских рубежей. Повинуясь объективной логике политического противоборства с мощными державами – Англией, Францией, Германией, Персией, Османской Портой, растущим экономическим потребностям Российской империи, входящей в полосу капиталистических реформ, ее границы с переменной динамикой, но постоянно перемещались на восток и юг.

БЕСПРИСТРАСТИЯ И НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА НЕ БУДЕТ

Медленно, десятилетиями, а порой в считанные месяцы Россия осваивала все новые и новые территории Кавказа и Средней Азии. Именно на этом пути заявили о себе многие незаурядные личности. Именно в этой связи исключительно важная роль принадлежит фундаментальным исследованиям. Они позволяют не только определить истинных героев и виновников происходивших в XVIII и XIX веках событий, но и проанализировать опыт сближения народов различных вероисповеданий, традиций в едином культурно-экономическом ареале, созданном в результате активной политики России на протяжении десятилетий и веков.

Сегодня наблюдается удивительное сходство с условиями, характером развития событий на южных и юго-восточных рубежах России и даже способами, которые применяются в разрешении противоречий и конфликтов. Как и в прошлом веке повышенный интерес к отношениям России с народами Средней Азии и Кавказа (сейчас Центрально-Азиатского региона) проявляют ныне другие страны (США, Турция, Англия, Германия, Иран, Китай). Причем о создании атмосферы беспристрастия и невмешательства приходится только мечтать. Напротив, сложная обстановка, в которой оказывалась Россия, почти всегда совпадала и совпадает сейчас с усиленным нажимом внешних сил, претендующих на мировое и региональное лидерство или стремящихся воспользоваться ситуацией исключительно в своих интересах.

Характер данного вмешательства, как и в прошлом, находится в прямой зависимости от внутренней государственной прочности России и активности ее политики, а также от умелого, сбалансированного применения всего арсенала «прессингового» и «мягкого» воздействия, включая народную дипломатию. Но что особенно поучительно для современных специалистов по урегулированию конфликтов – так это то, что язык народной дипломатии часто оказывался более убедительным, чем язык пушек и политических ультиматумов. Однако конфликты возникали, перерастая порой в многолетние войны. И это вынуждает в определенных условиях действовать жестко и решительно.

ВОИНСТВУЮЩИЙ НАЦИОНАЛИЗМ

Много общего с прошлым и в технологии возникновения и развития конфликтов. Если вспомнить, как начинались и развивались вооруженные конфликты последних десятилетий на Кавказе, в Средней Азии и в Приднестровье, нельзя не заметить, что все они возникали на первом этапе на основе межнациональных и религиозных споров в большинстве случаев. Эти споры затевали, как правило, политики-авантюристы. Они использовали националистические движения как средство для достижения собственных политических целей. Ради утоления жажды власти или желания любой ценой удержаться у ее кормила они шли на все, в том числе и на вооруженные конфликты, в костре которых сгорали судьбы многих представителей ранее дружных народов.

Воинствующий национализм во все времена был широко распространенным явлением. Но сегодня приобретает новые черты. Еще в недавнем прошлом национализм не имел ярко выраженных местных оттенков и был идеологизирован как движение развивающихся или борющихся за свое освобождение против гнета мирового империализма стран. Нынешний национализм проявляется и в форме управляемого международного терроризма, и в модной сегодня практике захвата заложников, и в этнических чистках и т.д. Изменилась и география вооруженных конфликтов: горячие точки планеты расположены в Южном полушарии или в южной части Северного полушария, там, где многонациональная концентрация населения достаточно высока.

И еще одна особенность современного национализма, делающего его трудноконтролируемым, – это его слияние с наиболее опасным агрессивным проявлением религиозного фундаментализма и сектантства. Нельзя пройти мимо того, что на смену старого образа врага пришел новый. Образ врага трансформировался в антирусские, антироссийские настроения во многих республиках бывшего СССР, стал «палочкой-выручалочкой» в оправдании междоусобиц и сведении политических счетов с оппонентами. Сегодня обиды за прошлое автоматически переносятся на современную Россию и русских. Это просматривается в отношениях России с Украиной, Грузией, Чечней, Прибалтикой и другими государствами. Проявляются попытки реанимации старых аргументов для обоснования своей правоты и даже создания подобия легендарных личностей прошлого.

Использование образа врага отчетливо просматривается в истории всех без исключения вооруженных конфликтов – в Нагорном Карабахе, в конфликте между Абхазией и Грузией, Грузией и Южной Осетией, Северной Осетией и Ингушетией, в Таджикистане, Приднестровье, Чечне. Особое место в технологии развязывания конфликтов занимают территориальные споры. Поскольку этносы представляют собой, за редким исключением, территориально организованные общности людей, посягательство на этническую территорию (истинное или мнимое) воспринимается как посягательство на само существование этноса.

Для обоснования территориальных претензий используются, как правило, исторические факты, в частности принадлежность той или иной территории к определенному этносу в прошлом. Обе стороны обладают, на их взгляд, бесспорными историческими доказательствами, закрепляющими именно их право на владение территорией. Но в результате многочисленных миграций населения, завоеваний и других геополитических процессов территория расселения этноса неоднократно менялась, как менялись границы государств. Эпоха, от которой начинается отсчет этнической принадлежности территории, выбирается достаточно произвольно, в зависимости от целей спорящих сторон. Нередко избирательное углубление в историю не только не приносит разрешения споров, но, наоборот, делает их более запутанными.

В данном смысле работа Попова «Империя прирастала югом» не претендует на эксклюзивность при освещении фактов исторической правды той или другой стороны, участвовавшей в конфликте (хотя такого рода факты в ней имеются, и знакомство с ними наверняка уберегло бы некоторых современных политиков от распространенного приема наступать на грабли). Попов лишь с особой остротой подчеркивает ущербность для народов таких способов решения споров и выяснения отношений, которые уносят человеческие жизни и множат ряды мстителей и пострадавших.

Для военных людей знание истории и современного состояния в регионах имеет особое значение. В прошлом, несмотря на жесткую регламентацию полномочий, люди в погонах в процессе освоения новых территорий одновременно были дипломатами, администраторами и экономистами. Суровый опыт Афганистана, Чечни, а также участие российских солдат, офицеров и генералов в миротворческих операциях показали, что одного владения боевым оружием мало. Знания психологии, уклада жизни, традиций местного населения является особым оружием, позволяющим без лишней крови решить поставленные государством задачи и создать предпосылки для нормальных отношений между различными нациями и народностями. Именно подход, основанный на глубоком историческом знании, позволит развязать тугие узлы конфликтов, укрепить авторитет России в ближнем и дальнем зарубежье и будет способствовать продвижению мирового сообщества по пути цивилизованного решения всех спорных проблем во благо всего человечества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1143
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
806
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
390
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
545

Другие новости