0
78412
Газета Реалии Интернет-версия

21.11.2014 00:01:05

Неудобная версия катастрофы

Виктор Литовкин

Об авторе: Виктор Николаевич Литовкин – военный обозреватель, полковник в отставке

Тэги: украина, новороссия, днр, boeing, наблюдатели, обсе, катастрофа, мид, сша, нидерланды


украина, новороссия, днр, boeing, наблюдатели, обсе, катастрофа, мид, сша, нидерланды Нидерландские эксперты после длительной задержки все-таки приступили к разбору и вывозу фрагментов разбившегося лайнера. Фото Reuters

В конце прошлой недели Нидерланды, ОБСЕ и Донецкая народная республика (ДНР) наконец-то подписали протокол по вывозу с места падения обломков малайзийского Boeing. Ожидается, что эта процедура продолжится десять дней как минимум. Хотя нидерландские эксперты, прибывшие на место катастрофы самолета еще 8 ноября, упорно отказывались несколько дней подряд подписывать ранее согласованный ими с властями республики протокол. Объяснили, что для них неприемлемо название самопровозглашенной ДНР, которое значится на документе. Потом появились претензии на нехватку специальной техники. Теперь они тоже сняты. Но только ли это было причиной задержки?

Постоянный представитель России при ОБСЕ Андрей Келин заявил, что ссылки экспертов на бюрократические процедуры не вызывают доверия. «Такое ощущение, что эти эксперты ищут только предлог, чтобы ничего не делать. Оставить ситуацию, как она есть, и не вывозить обломки. Если дело в том, чтобы найти предлог, то, конечно, они могут и за формулировки цепляться, и за любые другие вещи. Это несложно»,  – добавил постпред. Его слова невольно подтверждает и заявление министра юстиции Австралии Майкла Кинана. «Власти стран, участвующих в расследовании обстоятельств крушения малайзийского самолета на востоке Украины, договорились продлить следственные действия еще на девять месяцев. До августа 2015 года», – сообщил он.

ИГРЫ НА КРОВИ

Затяжка с расследованием трагедии с малайзийским Boеing давно стала притчей во языцех. Четыре месяца голландские эксперты, которым поручено расследовать причины страшной катастрофы, унесшей жизни 298 человек, из которых 85 детей и 15 членов экипажа, в том числе и 193 граждан Нидерландов, не возвращались к полю у села Грабово, где на территории в 15 с лишним километров разбросаны обломки погибшего лайнера. Не искали даже останки еще 16 пропавших без вести пассажиров. Ссылались на невозможность работы на земле, на которой продолжаются боевые действия. Хотя любому непредвзятому наблюдателю понятно, что авторитета и влияния правительства Нидерландов, как и властных структур ОБСЕ, Евросоюза и при желании даже США, к которым очень внимательно прислушиваются киевские власти, а также уважительных отношений между Москвой и Донецком вполне хватило бы, чтобы остановить стрельбы и дать возможность голландским экспертам провести всю необходимую для выявления причин трагедии работу. Так, как это, например, сделано сейчас.

Но в Гааге не торопились с такими действиями. Не просили поддержки и помощи ни от Брюсселя, ни от Вашингтона, ни от Москвы. Кстати, даже не ответили на письма, которые им отправили из МИДа и Минобороны России с документами, записями данных российских радиолокационных станций, фиксировавших события в небе, где пролетал Boeing, и в том районе, где действовали украинские вооруженные силы. В том числе и в том месте, где упал малайзийский лайнер, а еще фотоснимками из космоса, проливающими свет на источники трагедии, И, конечно, с предложениями всесторонней помощи в ее расследовании. Но голландцы не ответили на предложенную помощь. 

Не опубликовали до сих пор расшифровку записей «черных ящиков», которые донецкие ополченцы передали им, как только нашли на поле под Грабовом. Не представили мировому сообществу записи переговоров диспетчеров киевского, днепропетровского и ростовского авиаузлов с экипажем погибшего Boeing, которые приоткрыли бы какие-то тайны катастрофы…

Почему это делается? Может, потому, что в Гааге, как и в Брюсселе, и в Вашингтоне, ни для кого из причастных к анализу причин гибели малайзийского лайнера в небе над Восточной Украиной, давно не секрет, что и как произошло, кто именно виновен в этой трагедии. Но, видимо, есть заранее сформулированная негласная задача найти виновных в катастрофе пассажирского самолета среди ополченцев и поддерживающей их России. А под нее никак не наберется достаточных и весомых доказательств. Вот голландские эксперты, как говорится, и тянут кота за хвост, приучая мировое общественное мнение к тому, что убедительных улик по тем или иным причинам, в том числе и из-за сложной военной обстановки в зоне трагедии, отсутствия гарантий безопасности для исследователей, а также из-за других обстоятельств, о которых мы уже упоминали, точного ответа на вопрос, что случилось и кто виноват, к сожалению, получить не удастся. Хотя намеки и прямые обвинения в западных СМИ на виновников катастрофы в лице ополченцев и поддерживающей их России, будут время от времени все-таки появляться.

УЛИКИ – НА ЗЕМЛЕ

Такое предположение вовсе не фантазии автора. Известно, что буквально чуть ли не на следующий день после трагедии, когда еще не было ничего известно о том, из-за чего произошла катастрофа пассажирского самолета, летевшего рейсом МН16 по маршруту Амстердам–Куала-Лумпур, президент США Барак Обама назвал ее виновниками ополченцев Донбасса и поддерживающую их Россию. За ним эту нелепицу повторили и генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, и многие другие политические деятели Европы. Не говоря уж о властях Украины, которые придумывали самые фантастические истории о том, кто и как сбил малайзийский самолет. Вплоть до того, что это было сделано якобы российскими военными, которые завезли для этого на Украину зенитно-ракетный комплекс «Бук-М1», а потом его тут же вывезли обратно…

Многие российские и зарубежные эксперты считают, что этот фрагмент погибшего Boeing точно указывает: пассажирский самолет был подбит из авиационного вооружения. 	Фото Reuters
Многие российские и зарубежные эксперты считают, что этот фрагмент погибшего Boeing точно указывает: пассажирский самолет был подбит из авиационного вооружения. Фото Reuters

Приведенные украинской стороной «доказательства» – фотографии и видеоролики с трейлером, на котором вывозили пусковую установку зенитно-ракетного комплекса с одной отсутствовавшей там ракетой, как быстро выяснилось, оказались фальшивкой. Сняты были не в то время, когда произошла трагедия, и не в том месте. Более того, на территории, занятой киевскими силовиками. Следующую версию, что Boeing сбили ополченцы из захваченного у украинских военных «Бука», нечаянно опроверг генеральный прокурор страны, который заявил, что все «Буки» украинской армии на месте. К тому же любому мало-мальски знающему специалисту в области ПВО понятно, что одной пусковой установкой «Бука-М1» сбить самолет, летящий на высоте 10,5 тыс. м в принципе можно, но нереально.

Локатор «Бука» имеет сектор обзора по вертикали только восемь градусов. И для того, чтобы навести ракету в ту точку небесной сферы, где пролетает самолет, оператор ЗРК должен заранее знать, когда по времени и где точно по высоте и углу места будет находиться предназначенная для него цель. О трассе полета малайзийского Boeing и времени его прохождения над территорией боевых действий ополченцев никто предупредить не мог. Связи с диспетчерами киевского и днепропетровского авиаузлов, которые вели малайзийский пассажирский лайнер, у них не было.

ОБЕ ВЕРСИИ ПРОТИВ КИЕВА

Обнаружить Boeing в небе над Донецкой областью могли только антенны 156-го зенитно-ракетного полка украинской армии, которые вместе с пусковыми установками ЗРК «Бук-М1», были развернуты в тот момент в районе соприкосновения с армией ополченцев. Зачем они там находились, большой вопрос. У ополченцев никогда не было самолетов, нет их и до сих пор. На кого охотились расчеты зенитно-ракетных дивизионов 156-го ЗРП, ответа нет. Не исключено, надеялись поймать в прицел российский истребитель, бомбардировщик или военный транспортник, чтобы показать всему миру, что северный сосед реально участвует в войне против Незалежной и Вильной Украины. Но вместо российского самолета они поймали в прицел малайзийский Boeing. И, думаю, нечаянно, не преднамеренно, а по халатности, как и в октябре 2001 года сбили над Черным морем ракетой комплекса С-200 пассажирский Ту-154, летевший из Тель-Авива в Новосибирск (кстати, киевские власти и военные до сих пор не признали в этом своей вины), пустили по нему свою ракету. Со всеми вытекающими отсюда трагическими последствиями.

Впрочем, это не утверждение, а только предположение. Окончательные выводы о причине катастрофы, конечно же, должна дать голландская комиссия, и никто иной. Тем более что есть и еще одна весьма основательная версия. По ней считается, что малайзийский Boeing мог сбить украинский Су-25, который пролетал в момент катастрофы недалеко от пассажирского лайнера. А большинство пробоин в борту самолета приходится именно на правый борт, возле которого и был замечен штурмовик ВВС Украины. Как раз эти сведения вместе с набором официальных документов, включающих распечатки фотоснимков из космоса, доклады диспетчерских служб, карту дислокации воинских частей украинской армии и другие материалы передали в Гаагу российские военные. Их содержание огласили на специальной пресс-конференции 21 июля начальник главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил России генерал-лейтенант Андрей Каргополов и начальник Главного штаба ВВС генерал-лейтенант Игорь Макушев. Ответа на эти документы, как мы уже упоминали, нет. Нет ответа и на версию Российского союза инженеров, подкрепленную поступившей в их адрес фотографией из США, где видно, что Boeing  атакует истребитель МиГ-29. Достоверность этой фотографии вызывает вопросы.

Но тем не менее промежуточный вывод из истории с гибелью 298 граждан Нидерландов, Малайзии и Германии, к сожалению, напрашивается один – власти западных стран, видимо, не заинтересованы в раскрытии правды о трагедии, что произошла в украинском небе 17 июля 2014 года. Они делают все возможное и невозможное, чтобы затянуть расследование, подготовить мировую общественность к тому, что установить виновных по тем или иным очень существенным причинам (перечислять их можно до бесконечности) не удалось.

Факт остается фактом. Малайзийский Boeing 777, летевший по маршруту Амстердам–Куала-Лумпур, был сбит над территорией Украины. И по всем международным законам именно Киев, а не кто-то другой, несет ответственность за то, что не смог или не захотел обеспечить безопасность его полета. И это тоже не тайна.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
837
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
612
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
303
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
405

Другие новости