0
22367
Газета Реалии Интернет-версия

06.03.2015 00:01:15

Нацбатальоны просят огня

Тэги: украина, киев, донбасс, дебальцево, минск, порошенко, яценюк, азов, днепр


украина, киев, донбасс, дебальцево, минск, порошенко, яценюк, азов, днепр Украинские радикалы считают отвод тяжелых вооружений и дальнейшее выполнение Минских договоренностей предательством. Фото Reuters

Если бы не было окружения под Дебальцево, не было бы и второго раунда мирных переговоров в Минске, а «нормандский квартет» даже пальцем не пошевелил бы, чтобы вмешаться в кровавые события на востоке Украины. Но реальность такова, какая она есть: с грехом пополам стороны конфликта все-таки отводят тяжелые вооружения от линии соприкосновения. Причем к обоюдному неудовольствию, поскольку цели не достигнуты – ополченцам не удалось освободить всю территорию Луганской и Донецкой областей, а украинские силовики так и не вышли на российско-украинскую границу. А это значит, что вооруженное противостояние может возобновиться в любой момент. Тем более что на Украине есть силы, которые считают любые мирные договоренности с так называемыми сепаратистами предательством национальных интересов. В первую очередь речь идет о радикальных националистических организациях во главе с «Правым сектором», которые уже давно обзавелись собственными вооруженными формированиями – батальонами и даже полками, весьма условно подчиняющимися официальным киевским структурам, включая самого Верховного главнокомандующего Петра Порошенко.

Вопрос только в том, когда эти уже неоднократно битые батальоны залижут раны и в какой последовательности будут развиваться события. Тут возможны различные варианты. Если официальный Киев встанет у них на пути, не исключены очередной майдан и смена власти на Украине, которая и так чувствует себя не очень уверенно под давлением экономических трудностей. Если же киевские власти, получив обещанную военную помощь из Америки, поддержат радикалов, и говорить не о чем – полномасштабная война гарантирована. При этом надо помнить, что радикалы обещали разделаться не только с Новороссией, но и пойти войной на Москву. С них, как говорится, станется…

РЕАЛЬНАЯ СИЛА

В конце февраля бойцы Добровольческого украинского корпуса (ДУК) и активисты партии «Правый сектор» провели в Киеве так называемый Марш правды, который завершился митингом у стен президентской администрации. К соратникам по майдану Петр Порошенко выйти не решился, но он, безусловно, в курсе, что те, из рук которых он получил власть, считают предательством «отвод тяжелых вооружений и дальнейшее выполнение Минских соглашений». Как заявил командир ДУК «Правый сектор» полковник Андрей Стемпицкий, размышлять тут не о чем, надо воевать, а договоренности в Минске – это «холуйская позиция слабаков». В общем, в качестве последнего предупреждения украинский президент получил «черную метку» – или он снова двинет войска на Донецк и Луганск, или нацбатальоны, как утверждают их командиры, сами пойдут в бой, но уже без Порошенко и его команды.

Для Петра Порошенко, у кого за спиной только США и ЕС, а народной поддержки сейчас практически никакой, выбор непростой. Зато нацбатальоны, которых сама же киевская власть вооружила до зубов, прошли боевую закалку и теперь представляют реальную силу, способную кардинально изменить политическую ситуацию на Украине. Причем, если так называемая национальная революция, о которой в последнее время постоянно твердят радикалы, приобретет конкретные очертания, американцы и европейцы  вряд ли станут вмешиваться, в лучшем случае пришлют за Порошенко и Арсением Яценюком самолет.

…А начиналось все с коктейлей Молотова и организации майданных сотен. Теперь же на Украине действуют около 30 добровольческих, территориальных и специальных батальонов различного подчинения и ведомственной принадлежности, которые за характерные действия нередко называют карательными. Наиболее известные  батальоны «Азов», «Донбасс», «Айдар», «Шахтерск» и другие. Некоторые из них уже получили официальный статус и тактические номера, но в кровавую летопись нынешней Украины они, конечно же, войдут под своими историческими наименованиями.

И вот что примечательно. По большому счету ни за одним из нацбатальонов особых успехов на поле боя не числится, но если оценивать их возможности с точки зрения «внутреннего потребления», то равных им по слаженности и идеологической закалке вооруженных формирований на Украине не существует. Можно сказать больше: именно нацбатальоны стали главным инструментом реализации украинской национальной идеи, в том смысле, как ее понимал Степан Бандера в переложении на родной язык Deutschland tiber alles – «Украина превыше всего!». Причем, если смотреть глубже, в эту конструкцию Запад с его полезными советами, материальной и военной поддержкой вписывается исключительно в качестве временного союзника и спонсора (как в свое время Гитлер. – «НВО»), ну а нацменьшинства и украинцы, которые не освоили мову и не усвоили основополагающие националистические постулаты, не вписываются вообще. Толерантность нынче на Украине не в моде, и события на юго-востоке тому свидетельство.

ЯЗЫК И АРТИЛЛЕРИЯ

Задним числом в Киеве утвердилось мнение: если бы депутаты Верховной рады буквально на следующий день после смены власти в спешке не отменили закон, гарантирующий использование на Украине региональных языков (в первую очередь речь о русском языке), то и полуостров Крым никуда бы не отчалил, да и Донецк с Луганском не взялись бы за оружие. А потом, дескать, когда новая власть укрепилась бы, можно было бы делать с колорадами и ватниками все, что угодно, в том числе и вешать на столбах.

Так что же, это украинский язык довел Киев до войны на собственной территории? В известной степени – да! Причем языковые или лингвистические войны с применением оружия не являются историческим казусом. Давно уже в среде лингвистов ходит афоризм, объясняющий механизм превращения войны слов в реальные боевые действия: «Язык – это тот же диалект, за спиной у которого армия и флот». Украинские армия и флот весной прошлого года еще не готовы были бряцать оружием, а вот нацбатальоны, когда в Донецке и Луганске попытались заявить о своих правах на использование родного языка и о праве на собственную историческую память, подкрепленную децентрализацией власти, первыми ринулись в бой.

Если бы не котел под Дебальцевом, «нормандский квартет» не стал бы вмешиваться в кровавые события на востоке Украины.   	 Фото Reuters
Если бы не котел под Дебальцевом, «нормандский квартет» не стал бы вмешиваться в кровавые события на востоке Украины.   Фото Reuters

Чем это кончилось, по крайней мере на данном этапе, хорошо известно. Привить Новороссии любовь к украинскому языку при помощи тяжелой артиллерии и реактивных систем залпового огня пока что не удалось. Национальная украинская идея, в основе которой лежит русофобия, тоже в этом регионе не прижилась. Зато вся остальная Украина – почти буквальное воплощение мечты Бандеры и Шухевича. А братоубийственная война на юго-востоке, одним из мотивов которой стала проблема русского языка, как это ни парадоксально, существенно пополнила ряды украинских патриотов, в том числе и за счет этнических русских, для которых Россия вдруг стала врагом № 1. Механику такой метаморфозы проще объяснить на примере психологии футбольных фанатов: если ты русский по крови, но болеешь за киевское «Динамо», то русский, болеющий за московский «Спартак», тебе точно не друг, его можно и бейсбольной битой огреть.

Безусловно, не все так просто. Но и не слишком сложно, если учесть, что за последние четверть века украинская история была перелицована и практически полностью переписана. И хотя порой доходило до смешного  (например, утверждение, будто именно запорожские казаки первыми изобрели и использовали подводную лодку (помните, подводная лодка в степях Украины?), даже это срабатывало, поскольку другие версии были предусмотрительно изъяты из учебных программ школ и вузов. Иначе говоря (причем не только на Украине, но и на всем постсоветском пространстве), произошла вульгаризация сознания, а на эту tabula rasa легко ложится что угодно. Например, пассаж о том, что западные украинцы по определению цивилизованнее восточных украинцев, поскольку они до 1939 года не имели никакого отношения к России и на протяжении почти шести столетий де-факто и де-юре являлись полноправными гражданами западной цивилизации. Именно таким образом примитивный национализм, облаченный в наряды западных ценностей, и стал господствующей идеологией на территории практически  всей Украины.

И когда лидер «Правого сектора» Дмитро Ярош заявил после триумфа на майдане: свершилось – впервые бандеровская армия перешла Днепр, он глубоко ошибался. Раньше боевиков «Правого сектора» и ВО «Свобода» Днепр форсировала бандеровская идеология национальной исключительности. А вот первую за обозримое историческое прошлое братоубийственную войну одной части Украины против другой действительно развязали нацбатальоны, сформированные из активистов майдана.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Судя по печальной судьбе Сашка Билого, у главы МВД Украины Арсена Авакова есть возможность охладить воинственный пыл личного состава нацбатальонов. Но делать это, пока «Правый сектор» и иже с ним только угрожают свергнуть действующую власть, но реальных попыток не предпринимают, никто не станет, поскольку реваншизм радикалов всем выгоден. Петру Порошенко и его команде, которые никогда не смирятся с поражением на Донбассе, подорвавшим их управленческий имидж. Выгоден олигархам, которые активно стригут купоны на военных поставках. Ну и, конечно же, главным союзникам правящей на Украине политической элиты американцам, для которых противостояние с Россией стало навязчивой idee fixe.

Понятное дело, что Минские договоренности, в отличие от стран-основоположников ЕС, несущих большие издержки, не входили в планы Госдепа США. И национальные батальоны, за которыми тенью маячат радикальные националистические структуры,  самый эффективный инструмент, чтобы их разрушить в любой удобный момент, к которому, насколько можно судить, идет активная подготовка. Уже съездил в Вашингтон за летальным оружием бывший комендант евромайдана, а ныне зампредседателя Верховной рады Андрей Парубий, с той же целью побывал на берегах Потомака и советник украинского президента Михаил Саакашвили, по его словам, вопрос с поставками решен на 99%... Хотя могли бы и не суетиться, потому что современное западное вооружение и без того давно поступает в украинские военные структуры, причем в комплекте с инструкторами.

Вот новость последних дней: в рамках программы подготовки украинской армии США в период с 5 марта по 31 октября 2015 года собираются направить на Украину военный персонал в составе 300 человек. О готовности делегировать Киеву 75 военных инструкторов недавно заявил и премьер Великобритании Дэвид Кэмерон. С учетом этих фактов можно утверждать, что глава российского МИДа Сергей Лавров совершенно прав: идет активная подготовка к срыву Минских договоренностей. И по большому счету цель у Запада сейчас только одна: как можно лучше вооружить и натаскать украинскую армию, чтобы был военный результат, чтобы снова не пришлось всеми правдами и неправдами вытаскивать ее ошметки из различных котлов.

При этом понятно, что украинский народ, у которого хватает экономических проблем, на этот раз может еще интенсивнее проголосовать против войны ногами. В конце концов и Петр Порошенко с его тощим кредитом доверия и стремительно падающей популярностью может наконец-то вспомнить, что называет себя «президентом мира» и не решиться в третий раз идти воевать  в Новороссию с неочевидным результатом. Никакой из вариантов исключать нельзя, но при любом раскладе что у местной партии войны, что у международной имеется универсальный инструмент в виде нацбатальонов, которые, как уже отмечалось, крайне недовольны приостановкой боевых действий на юго-востоке Украины, отводом тяжелого вооружения и вообще Минскими договоренностями.

Так что если Петро Порошенко не проявит в назначенный час решительности, они его непременно подтолкнут: еще на так называемом Марше правды было сказано, что это последнее предупреждение, а потом начнутся расстрелы. А если не подействует, нацбатальоны могут и сами, без приказа Верховного главнокомандующего, возобновить боевые действия. И заграница их не осудит.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1199
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
844
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
405
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
570

Другие новости