0
1858
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

28.10.2005 00:00:00

Гордиев узел Дарфура

Тэги: дарфур, африка, нефть, заложник, миротворец


Африканский континент давно уже стал ареной кровавых этнических конфликтов и гражданских войн. Горячие точки не остывают здесь десятилетиями. Недавно напомнила о себе одна из них. В Дарфуре (Судан) местные повстанцы 10 октября захватили в заложники 38 человек - миротворцев из контингента, направленного в регион странами Африканского союза, - военнослужащих и полицейских, а также наблюдателя от США. Пленников, правда, вскоре отпустили, но за несколько дней до этих событий были убиты еще двое миротворцев...

СХВАТКА ЗА ВЫЖИВАНИЕ

В Судане проживает около 600 племен, народностей и этнических групп, однако главенствующую роль традиционно играют арабо-суданцы (бедуинские племена). На юге и западе страны в основном обитают негроидные народы, часть из которых арабизировалась, утратив национальный язык и обычаи. Почти все мусульмане тяготеют к трем различным суннитским сектам. Арабо-суданцы разводят скот и ведут кочевой или полукочевой образ жизни, негритянские народы по большей части - земледельцы. Главные ценности - земля, вода и пастбища. Всего этого не хватает, особенно в Дарфуре - полупустынном плато между озером Чад и долиной Белого Нила.

Вот почему область, включающая штаты Северный, Южный и Западный Дарфур, считается одной из самых бедных в Северной Африке. Вместе тем здесь живут 80 народов, за последние 50 лет численность населения Дарфура выросла вчетверо и достигла 6 млн. человек. Одновременно сократилась площадь пастбищ, посевные земли увеличились незначительно, а вода становится все большим дефицитом. Традиционно все земли поделены между племенами и родами, на которых те являются полновластными хозяевами. Но наступление пустыни Сахара, продолжительные засухи и эрозия почв гонят на юг кочевников-бедуинов. Они вторгаются на чужие территории, и конфликты неизбежны. Поскольку речь идет, ни много, ни мало, о выживании целых народностей, стычки превращаются в войну за землю и воду.

Вдобавок еще в начале ХХ века Дарфур был центром работорговли, откуда совершали набеги на соседей и арабы, и чернокожие племена. А потому оружие с тех пор здесь - непременный атрибут мужчины, а грабительские походы не редкость и сейчас. В конце 1950-х годов в Дарфуре появились первые националистические движения, избравшие насильственный путь борьбы за освобождение от "арабского ига". Оружием их снабжали, как правило, христианские миссионеры. Затем вспыхнула гражданская война в соседнем Чаде, и в Дарфур хлынули оружие, наемники, инструкторы уже из Ливии. Поддерживая мятежников, официальный Триполи готовил, таким образом, плацдарм для проникновения в Чад.

КОРЕНЬ ЗЛА - ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО

Усугубляла сложную обстановку в Судане и холодная война между Москвой и Вашингтоном. Когда в Хартуме к власти в результате переворота пришел Джафар Нимейри, заявивший о коммунистическом пути развития страны, помощь ему стал оказывать Советский Союз. Соответственно дарфурские повстанцы получили всестороннюю поддержку от США. Тем не менее в 1972 году после мирных переговоров юг Судана обрел права автономии и наступило замирение. Однако провалы в социальной и экономической политике привели к тому, что режим Нимейри принялся искать опору не в чуждой марксистской идеологии, а в традиционном исламе. В 1983 году на всей территории страны были введены законы шариата, распространявшиеся и на немусульман. Последовали показательные отрубания рук, ног и прочие жестокости. Это привело к новому восстанию. Только теперь США поддерживали уже Нимейри, а повстанцы получали помощь из просоветской Эфиопии.

В 1989 году Национальный исламский фронт захватил власть в Судане, в президентское кресло сел Омар аль-Башир. В 1991 году он поддержал Ирак, выступив против США, предоставил убежище исламским экстремистам. После чего Судан оказался во всех "террористических списках" Госдепартамента и ЦРУ. Пиком противостояния явилась бомбардировка фармацевтической фабрики возле Хартума, где якобы производилось химическое оружие (в дальнейшем выяснилось, что предприятие выпускало исключительно лекарства). Судану предъявили ультиматум, аль-Башир его принял и выгнал со своей территории бен Ладена и лагеря подготовки террористов. Но страна так и осталась в террористических списках.

Корень проблемы следует искать в залежах нефти. Они не слишком велики, но Судан вполне может войти в список стран со средним уровнем добычи черного золота, то есть у него имеется серьезный экспортный потенциал. В развитии нефтяной отрасли страны участвуют компании КНР, что крайне не нравится Западу. Кроме того, вслед за геологами и инженерами Пекин направил в Судан своих военных. Их численность не афишируется, но западные источники пытаются всячески ее преувеличить.

ОЧЕРЕДНОЕ ПОБОИЩЕ

В 1999 году Судан начал экспортировать нефть в товарных количествах. И сразу же возобновилось повстанческое движение. Поводом послужило вызванное засухой вторжение пастухов-бедуинов на землю чернокожих мусульман из племени масалит, живущих неподалеку от границы с Чадом в Западном Дарфуре. Пастухи вели себя вызывающе и были убиты. Последовала настоящая межплеменная война. Погибли около 300 масалитов, 16 арабов и 9 полицейских, сожжено 29 деревень.

Тогда удалось усадить представителей племен за стол переговоров и уладить конфликт. Правительство прислало инженеров-гидрологов, чтобы построить новые колодцы, помогло отстроить сгоревшие дома. Но грабежи и убийства продолжались. Впрочем, в Дарфуре они были всегда.

В 2002 году в провинции подняли мятеж две сепаратистские группировки негров-земледельцев, основанные на национальных принципах, - "Суданская освободительная армия" и "Справедливость и равенство". Они намеревались не только восстановить автономные права региона и справедливость в вопросах использования земельных и водных ресурсов, но и создать собственное государство без арабов.

Правительство оказалось неспособно справиться с сепаратистами, территория провинции за исключением крупных городов контролировалась партизанами, численность которых оценивалась в 12 тыс. человек. Тогда президент обратился за помощью к бедуинам. Арабское ополчение "Джанджавид" ("Дьяволы на конях") активно включилось в гражданскую войну в традиционном стиле: набеги на деревни, сжигание домов и истребление населения. Попутно таким способом расчищались места под пастбища.

Мирным жителям пришлось в панике спасаться бегством. По разным оценкам, в результате этнических чисток были убиты от 70 до 300 тыс. человек и до 2,6 млн. человек оказались на положении беженцев. Разразилась гуманитарная катастрофа. В регион ринулись инспекторы из США и Евросоюза, власти Судана обвинили в геноциде негроидного населения. В конце 2004 - начале 2005 года удалось объективно разобраться с цифрами потерь. Комиссия ООН пришла к выводу, что геноцида не было, но совершались военные преступления, количество погибших составило не менее 10 тыс. человек, а более 1 млн. остались без крова. Приводились примеры нападения мелких групп "Джанджавида", в результате которых жители крупных поселений - в 10 и более тыс. человек - тут же в страхе снимались с места.

Конные отряды кочевников чрезвычайно мобильны, а их семьи далеко на севере и недосягаемы для повстанцев. Зато партизаны вовсю конфисковывали транспорт у коммерческих структур, неправительственных организаций, в том числе гуманитарных, и у частных лиц, невзирая на их национальность. Некоторые мелкие национально-религиозные движения вроде "Армии освобождения Господа" отличались чудовищными зверствами, но об этом западная пресса предпочитала помалкивать. Зато активно лепился образ арабов-террористов.

На Судан было оказано мощное политическое и экономическое давление, резолюции ООН требовали прекращения геноцида, Запад грозил нефтяным эмбарго и различными санкциями. Особенно отличились чернокожие конгрессмены США, приложившие немало сил для усмирения режима Хартума. Таким образом почти разгромленные повстанцы в 2005 году одержали победу. На переговорах в Кении правительство Омара аль-Башира приняло все условия мятежников. Западный Дарфур получил широкие права автономии с правом самоопределения через 6 лет, половину доходов от нефти, национальный суд принялся за рассмотрение дел почти 200 военных преступников, а предводитель повстанцев Джон Гаранг занял пост вице-президента Судана.

Гаранг из племени динке, христианин, получил образование в США, защитил докторскую по сельскому хозяйству, но предпочел карьеру военного. В 1983 году полковника Гаранга направили в Дарфур усмирять взбунтовавшихся солдат, но он, наоборот, их возглавил. Ряд американских христианских организаций на протяжении более 20 лет оказывал ему финансовую помощь. Возглавляемая им "Суданская освободительная армия" конкурировала с мусульманским движением "Справедливость и равенство", контролируя 70% территории Западного Дарфура.

Но вице-премьером Джон Гаранга пробыл всего три недели. 30 августа 2005 года вертолет, предоставленный ему президентов соседней Уганды, разбился в джунглях. Когда известие о гибели вождя пришло в Хартум, сотни негров вышли на улицы столицы и стали избивать арабов, вспыхнули перестрелки. С тех пор ситуация только обостряется. В Западном Дарфуре одна из отколовшихся от "Суданской освободительной армии" фракций снова развернула вооруженную борьбу. Именно ее боевики убили двух нигерийских военнослужащих и захватили еще 38 миротворцев.

Сейчас в Дарфуре 6 тыс. миротворцев Африканского союза из Руанды, Сенегала, Нигерии, Гамбии и других стран. Но их мандат не позволяет защищать гражданское население, поэтому насилие там не закончилось. Только теперь в нем уже не обвиняют "Джанджавид". Вряд ли в ближайшее время война в Дарфуре прекратится. Для этого надо распутать целый клубок проблем - религиозных, этнических, аграрных, экономических и политических. А через шесть лет должно состояться обещанное самоопределение. Перспектива стать хозяином пусть небольшой, но богатой нефтью страны, может спровоцировать такую резню, какая даже Африке не снилась.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1024
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1664
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1506
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2828

Другие новости