0
459
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.04.2007 00:00:00

Центростремительная сила Сергея Арцибашева


Прозорливость Юрия Петровича Любимова, который пригласил «Надежды маленький оркестрик» Сергея Арцибашева на Таганку, восхищает сегодня даже больше, чем в 1982-м. Ведь Любимов взял в репертуар театра спектакль по сути антилюбимовский, который призывал зрителей вникнуть в положение тех самых «маленьких людей», которых жестко судил Любимов. Театр Арцибашева вырастал из быта и в него же возвращался; он возникал из той самой жизни 80-х, где возвышенное жило рядом с пустыми консервными банками, с разбитыми иллюзиями и надеждами на успех в Москве, которая не верила ни смеху, ни слезам. В своих спектаклях Арцибашев, с одной стороны, упорно вглядывался в человеческую незначительность, за которой старался уловить хотя бы минутное величие души («Утренние жертвы» и «Уроки музыки»), и с другой ≈ в поэтическую грандиозность, прорывавшуюся вопреки гротеску быта («Марина Цветаева»).

Арцибашев 90-х ≈ это самоотверженное художественное и житейское выживание на Покровке. Именно Покровка была пиком его карьеры: время той самой адекватности содержания и формы, которая насыщала его спектакли по Чехову, Тургеневу, Островскому. Отсутствие сцены было на руку Арцибашеву с его тогдашней небоязнью пустого сценического пространства и пренебрежением яркими театральными «концепциями». На крохотной сцене расцветали актерские таланты поначалу неизвестных, но вскоре прославившихся актеров, преданно следовавших за главным.

Арцибашев ХХI века ≈ режиссер и актер нового времени и новой Москвы. Он привык к большому театру, к грандиозному кабинету, который он еще и увеличил, и полагающимся ему по званию машине c шофером. Он лауреат двух Госпремий, и в Америке уже появилась статья славистки из Техаса, а не новый ли он Станиславский. Арцибашев нового века ≈ это режиссер броских сценографических решений и концептуальных построений. Его театр ≈ в центре Москвы, он убежденно создает «центральное театральное искусство», лишая себя права на неудачи. А потому именно сейчас для него и настал истинный час испытаний: не гонениями ≈ а удачей, не бедностью ≈ а преуспеванием, не отверженностью ≈ а общим вниманием. Иными словами, пришло время играть Федю Протасова и ставить давно им написанную инсценировку по роману Маркеса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1509
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3885
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2164
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2439

Другие новости