0
531
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.10.2007 00:00:00

Алексей Попогребский: Я люблю кино про конкретных людей


Я сам не понимаю, как пришел в кино.

Мы с Хлебниковым начали снимать самодеятельное кино году эдак в 94-м. Мы не писали манифеста, но снимали скорее всерьез. Так что «Коктебель» появился не вдруг. Мы шли к этому фильму долго. Сценарий я начал писать в 96-м году. В 98-м закончил первый вариант. Потом еще год мы с Хлебниковым его перерабатывали. А деньги нам выделили только в 2001-м.

Но моя история неинтересна, в ней нет драматической линии. Не было такого: мы боролись, искали, нас не пускали, и вот, наконец, прорвались. Как-то все сложилось само.

В кино мне больше всего интересно стирание границ между игровым и документальным кино. Когда в кадр входит профессиональный актер, он «выстраивает роль» и отсекает все лишнее, как Микеланджело. Но именно «все лишнее» для меня самое ценное! Мимика, речь, движения ≈ все. Сидишь иногда в кафе, слышишь, как у тебя за спиной кто-то что-то говорит, и мгновенно пытаешься представить по голосу, что за человек. Потом оборачиваешься и видишь его крупным планом.

Вот, собственно, то, что мы пытались сделать в фильме «Простые вещи»: крупный план. Наш кастинг состоял в том, что мы искали людей, за которыми интересно наблюдать.

Для актера держать кадр сложно. Для актера опытного, профессионального сложно вдвойне. Он постоянно спрашивает: «Какая крупность плана?» Ага, буду пускать слезу из левого угла глаза. Непрофессионалы об этом не думают.

Мы предлагали актерам этюды. Честно говоря, я не верю в пробы по сценарию. Не могу себе представить, что ты написал сценарий, что-то в него вложил, и вдруг приходит актер с улицы и играет так, что попадает в точку. Чушь! Я примерно себе представляю, какая органика будет нужна. Мне важно, чтобы актер начал жить в предложенной ситуации. Это случается как у профессионалов, так и у непрофессионалов. Кстати, с опытными актерами сложнее. Начинаются вопросы: «Как вы видите моего героя? Что бы вы хотели?» А я еще не знаю! Мне хочется, чтобы мы что-то сделали здесь и теперь, а потом мы, может быть, подкорректируем персонаж с учетом того, что интересного этот человек в себе несет.

Я люблю кино про конкретных людей. Ненавижу притчи! Условно обобщенные двухмерные фигуры, про которых непонятно, как они в туалет ходят, и которые существуют только для того, чтобы из них сделали какую-то комбинацию? Они мне неинтересны. Мне интересны конкретные люди с частными историями. Весь мета-план, который кто-то видит в «Коктебеле», в «Простых вещах» ≈ все помимо меня. Если кто-то что-то там находит ≈ поздравляю, но я к этому непричастен.

Для меня важна история. У нас сейчас вроде и денег на кино не жалеют, и техники, и даже эту технику научились использовать. Но в том, что касается историй, наше кино хромает. Есть ограниченный временной формат ≈ полтора-два часа, и за это время нужно историю выстроить и рассказать, а не сделать парад аттракционов, который дает представление о том, сколько долларов вложено в каждый кадрик.

Искусством рассказывать историю безупречно владеют в Голливуде, чуть хуже ≈ в европейском кассовом кино. Там на выстраивание истории работает целый цех. Конвейер. К автору сценария подключаются соавторы, которых нанимает студия. Есть так называемые сценарные доктора, диалогисты. Ими все утрясается. И потом все это еще перепроверяется на стадии раскадровки.

Чем сильны голливудские фильмы? Они как «Макдоналдс»! Ты заходишь в любой и знаешь, что тебе дадут. И дадут то, что максимально адаптировано к нашим пищеварительным процессам. Будучи биологическими объектами, мы тянемся к жирной пище. Голливудские фильмы построены по десятилетиями отработанным стандартам и состоят из набора блоков в той или иной комбинации под разным соусом.

А у нас даже самые кассовые фильмы по модели ≈ авторские.

Даже в «Дозорах» ты не чувствуешь: архетип героя ≈ такой-то, архетип его приключений ≈ такой-то, вот так строится кривая, будет то-то. Дозоры ≈ небесталанно, технично, искрометно сделанное шоу-варьете. Но там все происходит по своим, только что придуманным законам.

Или фильм-сказка «Волкодав». В сказке есть формат, есть правила игры: игла ≈ в яйце, яйцо ≈ в утке, утка ≈ в зайце. «Волкодав» просто сразил меня своей восхитительной наивностью! В конце фильма на героя обрушивается все мироздание: какие-то невероятные темные силы выходят в виде смерчей, гигантских столпов пламени. Я сидел и думал: «Ну и как автор и герой будут выбираться из ситуации?» А герой просто говорит: «Высшие силы, помогите мне!» И они ему помогают! Хренак ≈ и кульминация состоялась! Я думаю: «Елки-палки! Как все просто!»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1099
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3000
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1688
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2045

Другие новости