0
1342
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.12.2007 00:00:00

Свобода выбора ≈ участь избранных

Тэги: выбор, свобода


БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

В истории драматического искусства жанр трагедии переживает расцвет в те моменты, когда в реальной истории появляется тип личности, склонной к свободе выбора. Трагедия вне свободы выбора не существует. Не случайно поэтому высшая точка трагедии, ее кульминация и звездный час героя ≈ это как раз момент выбора, который можно обозначить условно как момент «быть или не быть». Именно об этом идет речь в монологе Гамлета и не случайно данный момент считается ключевым как во всей духовной эволюции героя, так и во всей этой пьесе.

Кстати, интересно, что Шекспир не сразу сообразил, куда ему этот монолог помещать. В первом, «пиратском» издании «Гамлета» известный монолог в пьесе стоит раньше, чем в окончательном варианте. Конечно, мог ошибиться переписчик, но такое неустойчивое местоположение монолога может говорить о том, как автор искал точку звездного часа героя, вершинный момент его судьбы, когда Гамлет формулирует главный вопрос своей (только ли своей) жизни.

Помню, как в спектакле Юрия Петровича Любимова «Гамлет», когда Высоцкий выкрикивал, «выстанывал» слова «быть или не быть», немедленно обращая их в физический жест, жест вызова и отчаяния, его подслушивали другие персонажи. Каждый на свой лад повторял: «Быть или не быть? Быть или не быть?» Речь шла не о том, что они подслушивают и как попугаи повторяют за принцем, а о том, что так или иначе каждому из персонажей трагедии приходится выбирать, будь они даже такие мелкие персонажи, как Гильденстерн с Розенкранцем, о которых Гете сказал: «их двое, потому что имя им легион».

И дело не в самом факте выбора, от которого хочешь не хочешь никому не уклониться, а дело в том, что именно выбирают и кто выбирает. Этот монолог Гамлета вообще позволяет бросить взгляд на внутренние механизмы трагического жанра как такового. Не может быть трагедии слепоты, незнания. Всякая трагедия есть трагедия прозрения и познания, даже если оно наступает для героя слишком поздно, не говоря о его жертвах. Но момент прозрения, осознания, миг выбора так или иначе должен наступить. Свое «быть или не быть» есть и у Макбета, и у Отелло, и у любого трагического героя, не только в пьесах Шекспира... Скажем, кульминация «Сида» ≈ знаменитые стансы «Смелей, душа, спасем хотя бы честь, раз все равно нам не спасти Химены». Сам стихотворный размер стансов резко выделяет их из общего тона пьесы, в которой господствует александрийский стих. Значит, Корнелю было важно указать на особое место, которое этот монолог в логике трагедии занимает.

РУКА ИЛИ НОЖ?

Уж кажется, какая свобода у царя Эдипа, если заранее все в его жизни предначертано. Он еще не родился, а уже отцу Эдипа, несчастному Лаю, предсказано, что «родившийся сын убьет тебя». У Эдипа на роду было написано отцеубийство и брак с матерью. Кстати говоря, поэтому с обыденно-человеческой точки зрения Эдип ни в чем не виноват, поскольку вина есть только там, где присутствует свобода выбора, то есть там, где человек может совершить некое деяние, а может и не совершать. А что мог Эдип? Стало быть, Эдип, как будто бы лишенный свободы выбора, выступает не более чем в качестве слепого орудия, которым действуют некие высшие силы, правящие миром. Виноват ли нож, которым кого-то зарезали, или все-таки рука, которая занесла этот нож? Тогда какая же здесь свобода? А свобода, трагическая свобода, окрашенная страданием, наступает в тот момент, когда Эдип себя ослепляет, выбирая себе наказание, и это первый в его долгой жизни свободный акт, прорыв заколдованной цепи необходимости, выход в трагическое царство свободы, который есть участь всякого трагического героя. История о страдании вне осознания этого страдания и вне свободы выбора, связанной с этим осознанием, это сюжет не трагедии, а мелодрамы.

Или другой вариант, быть может, более существенный: речь ≈ об Иисусе в Гефсиманском саду. В то время как его Апостолы спят мирным сном, он молится и обращается к Господу со словами «Да минует меня чаша сия», или, как сказано у Пастернака, «Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси». Но в том-то все и дело, что Иисусу, сыну Божию, такая свобода выбора недоступна, о чем он знает. Его не может миновать чаша крестной муки, потому что, в сущности, он был создан и послан на свет Божий для того, чтобы эту чашу испить...

По этому поводу есть, кстати, прелестный роман, написанный в 50-е годы французским второстепенным, но элегантным писателем Роже Кайуа «Понтий Пилат», в центре которого ≈ история о том, как Пилат, который должен принять решение, отдавать ему Иисуса на казнь или нет, слушает разные аргументы с разных сторон. Его первый помощник, начальник разведки, говорит, что надо обязательно отдать Иисуса на заклание, поскольку если этого не сделать, то Синедрион непременно устроит восстание в Иерусалиме, что кончится скандалом и разжалованием самого Понтия Пилата. Один восточный мистик утверждает, что политические расчеты чепуха, что гораздо более важный расчет ≈ долг перед историей. Он впадает в пророческий транс и говорит Пилату: «Вот я вижу, как распятие этого человека определяет собой всю грядущую историю человечества». Мистик рассказывает историю средних веков, даже эпохи Возрождения и оканчивает так: «Я даже вижу, как некий средний французский писатель описывает наш с вами разговор». Стало быть, если вы не хотите, чтобы вся задуманная Господом логика истории рухнула, то вам надо отдать Иисуса на заклание. И потом к ним прорывается какой-то рыжий молодой человек с фанатически горящими глазами и говорит: «Только попробуйте не распять Иисуса, потому что тогда искупление сорвется. Я готов взять на себя ужасную участь остаться в памяти человечества предателем, трусом для того, чтобы миссия, ради которой пришел Иисус, была осуществлена».

Кстати, Иисуса часто сравнивали с Гамлетом. Это любимая тема в русской культуре. Можно вспомнить о Пастернаке, о его стихотворении, где в уста Гамлета вложены слова Иисуса, произнесенные в Гефсиманском саду. Можно вспомнить его же, Пастернака, статью о переводах шекспировских трагедий, где сказано, что Гамлет «идет творить волю пославшего его». А можно вспомнить о Станиславском, который во время репетиций «Гамлета» в Художественном театре, когда он работал с актерами, готовясь к приезду Гордона Крэга, говорил о Гамлете как о воплощении духа Христа. Тем не менее между героем трагедии и героем мистерии лежит пропасть. И эта пропасть лежит именно в области свободы выбора, доступной только смертному человеку.

ПУСТОТА ИЛИ МОЛЧАНИЕ?

Гамлет умирает со словами: «Дальнейшее ≈ молчание». С момента «быть или не быть» его мучает вопрос: «Какие сны приснятся в смертном сне?» Однако он на этот вопрос ответить не может, потому что он человек и заглянуть за пределы бытия не способен. Ему приходится действовать, принимать решения, делать свой выбор, в сущности, не зная, что из этого последует. Будет ли для человечества или нравственной истины или для него самого хоть какой-то толк. Ему приходится осуществлять такой выбор, не зная, чего о герое мистерии не скажешь. Последнему все заранее известно, и если он идет на крестные муки, то точно знает, что крестные муки принесут спасение, искупление и в высшем смысле оправдают его страдание. Складывается ситуация, при которой героем трагедии в том смысле, какой мы вкладываем в это понятие, не только формальное, но и содержательное, может быть только смертный человек, обреченный на то, чтобы не быть способным ответить на вопрос, «какие сны приснятся в смертном сне».

В этом смысле, кстати говоря, Эсхилов Прометей есть скорее герой мистерии, чем трагедии. Ему открыто все заранее. В своем полном объеме концепция Эсхила может быть оценена только на уровне смысла всей трилогии (разумеется, в той мере, в какой мы можем судить по сохранившимся ее частям). В исходе трилогии Прометей вступает в союз с Зевсом. Схема мистериальная, потому что кончается все торжеством мировой гармонии, той гармонии, которой трагедия противоречит. При этом существенно, что в отличие от экзистенциалистской драмы, для которой свобода выбора ≈ ключевой момент, трагедия в том смысле, в каком можно говорить об античной трагедии или ренессансной, шекспировской, совсем не говорит о том, что небеса пусты. Для героя Сартра мир абсурден и небеса пусты, и если у героя возникает необходимость выбора, то им управляет только долг перед своей экзистенцией, а вовсе не долг перед кем-то или чем-то.

В трагедии дело обстоит иначе. Гамлет, умирая, не говорит о том, что дальнейшее ≈ пустота, он говорит: молчание. А это принципиальное различие, поскольку если трагическому герою не дано знать, какие сны приснятся в смертном сне, то ему не дано и отвергать существование чего-то, что может в этом самом смертном сне присниться. И в этом все дело... В трагедии небеса могут быть жестоки к человеку, их воля может быть непостижима, она может быть скрыта от трагического героя, небеса могут молчать, но не могут быть пусты. И это последнее Гамлетово «не знаю» внушает надежду и не позволяет трагическому герою поддаться соблазну безверия и цинизма.

Стало быть, свобода выбора есть непременное условие трагического мира, трагической коллизии, но это та свобода, которая предполагает существование высшей истины. И еще она предполагает способность этот выбор совершать.

Есть разная свобода выбора. Одно дело, когда в спектакле у Юрия Любимова «быть или не быть» говорит Гильденстерн, а другое дело, когда Гамлет. Трагическая свобода выбора ≈ это все-таки участь избранных. Не всякий встречный-поперечный достоин трагического страдания. Это участь особого склада людей, способных на самостояние, поскольку свобода дается далеко не каждому, и эта участь довольно тяжкая, как известно. Трагедия расцветает в те моменты, когда в реальной истории появляется эпоха исключительно сильных людей, которым свобода выбора по плечу. Именно поэтому Возрождение стало одной из немногих великих эпох трагедии, чего о ХХ веке не скажешь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
268
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
228
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1900
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1450

Другие новости