0
2139
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.03.2008 00:00:00

Про исподнее: советский унисекс


Мой муж утверждает, что любит женщин как класс. Принимаю и понимаю его мужскую логику. Но остро развитое с пионерских времен классовое чутье заставляет искать здесь скрытые непримиримые противоречия и неизбежную борьбу. Однако анализ нашего общего советского прошлого позволяет сделать неожиданные выводы. История белья в СССР подтверждает полное отсутствие борьбы между мужским и женским началом. Загорелое, крепкое тело строителя коммунизма не признает вообще понятия пола. Противопоставление мужского и женского, которое веками пестовалось в патриархальной России, было уничтожено как таковое. В красивой идее равенства была заложена бомба, практически истребившая бельевую культуру прошлых веков. Советский унисекс был совершенно не похож на своего западного собрата. Никакой игры в мужское-женское, никаких попыток подчеркнуть свою эротичность предметами, принадлежащими полу противоположному. Новая власть предложила унисекс с коммунистической изнанкой. Главной задачей было создание нового человека с новым мышлением, новым сознанием и совершенно новым телом.

Наверное, поэтому само понятие «белье в СССР» вызывает такую бурю ощущений, эмоций и ассоциаций. От обостренного чувства стыда до ностальгического прилива детских воспоминаний. От ощущения запрограммированного государственного унижения до сладкого чувства растворения себя в единой массе, говорящей и носящей одинаковое. Парадокс сосуществования целомудрия (на грани с ханжеством, «незамечанием» белья) и высшей степени эксгибиционизма (демонстрации штопаного, непарадного белья в коммунальных ванных комнатах). А право государства раздевать каждого, выворачивая его «грязное белье» на партийных собраниях? Белье ≈ униформа, белье ≈ схема, белье ≈ государственная монополия. И при этом трогательная кустарность, щемящее рукотворчество, связанное с особым отношением к белью, его сохранению, его очеловечиванию, его украшению. Достаточно вспомнить героические попытки домашнего создания колгот путем соединения фланелевых панталон с шерстяными чулками или сказочную штопку «драгоценных» гэдээровских колготок подходящими по цвету женскими волосами.

Главные предметы советского белья ≈ трикотажные майки и сатиновые трусы ≈ не подразумевают ничего, кроме борьбы и удобства. Основные ≈ простота, гигиеничность, соответствие боевому и трудовому образу жизни. Начинает формироваться образ разумной вещи, способной служить. Как провозглашал Родченко, вещи стали товарищами. Обратная сторона этой медали ≈ обнажение теряет эротическую окраску. Как писал Маяковский, «нет на свете прекрасней одежи, чем бронза мускулов и свежесть кожи».

К 1920 году закончены национализация и экспроприация основных бельевых фабрик и производств. На благородных развалинах прошлого возникают крупнейшие тресты «Мосбелье» и «Ленбелье». К 1926 году оба треста стали абсолютными лидерами продаж, конкурируя лишь с трестом «Жиртрест», который специализировался на выпуске парфюмерии. В основе этого успеха лежал трезвый капиталистический подход: обновление всего ассортимента один раз в квартал, постоянная работа с материалами и технологиями. Справедливости ради надо сказать, что все эти новинки коснулись лишь женского белья, мужское белье в силу своей консервативности держалось за дореволюционные образцы. Практически до конца 1930 года «Мосбелье» продолжает выпускать уютные мужские ночные рубашки с выстроченной грудью и кружевными манжетами, рубашки из тонкого зефира с воротником «гейша», фрачные рубашки с крахмальным пластроном. Это означает, что мужчины проявляли контрреволюционные настроения, оставаясь верными ностальгическому белью, а женщины с энтузиазмом сбрасывали оковы старого, с упоением примеряя новую эпоху! Единственным новшеством в мужском гардеробе стали рубашки в грузинском стиле, отдавая дань уважения хозяину. 1926 год ≈ переломный в истории советского белья, можно сказать, следующий этап в развитии «советского» унисекса. Решением правительства и Центрального Комитета создается новая организация под невинным названием «Главодежда». Этот монстр поглотил не только «Мосбелье», но и почти всех частников. Основная цель «Главодежды» определена ≈ «организация производства военного обмундирования». Страна готовится к войне как с внешними врагами, так и с собственным народом. Пошив белья для заключенных ≈ самый главный госзаказ! И белье это ≈ самый циничный унисекс, ведь никакой разницы между мужским и женским бельем нет. Более того, минимальная разница между бельем для армии и бельем для зэков. По ГОСТу в бельевом шве есть припуск в 0,5 мм специально для разведения вшей! Именно на эту работу посадили жену Молотова ≈ она стеклом вычищала гнид из этого самого шва! Парадокс, но так называемое новое белье для армии (нижняя сорочка и кальсоны из х/б), выпускаемое массовым тиражом, в точности повторяет дореволюционный армейский образец, причем в его солдатском, а не офицерском варианте. Какая верность прошлому! А самое смешное заключается в том, что именно этот образец бязевого белья выпускался в СССР вплоть до 1980 года. И еще один примечательный факт. Именно это старорежимное и удивительно аскетичное белье предпочитал вождь всех народов, более того, в день его похорон с трудом нашли комплект нештопаного белья!

В 1930-е годы бельевое производство оказалось в авангарде легкой промышленности Советского Союза. Передовые технологии распространялись в брошюрах с запоминающимися названиями «Пошив кальсон. Опыт стахановцев» или «Вырезка горловины мужской сорочки по способу стахановки Коноваловой». Пошивом мужского белья и военной формы было занято 80% швейной промышленности. А что же женщины? Женское модельное белье шилось только в ателье «Москвошвея» по индивидуальным заказам. Жены партийных бонз и военачальников могли заказывать белье по иностранным каталогам. И тайком трудилась армия белошвеек, работающих на дому. Но на них охотилась фининспекция, и за надомную работу можно было получить срок! На государственном уровне создавалось ощущение, что женскому белью объявлена война. Сборник стандартов Наркомата легкой промышленности СССР предусматривал выпуск одного-единственного вида бюстгальтера, в крое которого не была предусмотрена вытачка. Кстати, листать сборник стандартов и ГОСТов ≈ крайне увлекательное занятие. Пока женщины всего мира уменьшались и увеличивались в размерах по прихоти эпохи и моды, размеры советской женщины целиком и полностью зависели от решений партии. Стандарт 1940 года разрешает иметь женщине всего три размера, ГОСТ 1950-го ≈ уже шесть, и лишь в 1970-м ≈ девять. Предвоенная Европа в предчувствии наступающей катастрофы купается в новых ощущениях. Печальное последствие Первой мировой войны ≈ дисбаланс между числом молодых мужчин и женщин ≈ стал наконец минимальным. Мужчины появились, но какие┘ Атлеты, герои, воины, готовые к бою и защите Родины. Внимательнее присмотритесь к фигуре рабочего в знаменитой скульптурной композиции Мухиной ≈ это же герой фильма Лени Рифеншталь «Триумф воли». В 1934 году в точно такой же майке появился на экране Кларк Гейбл в фильме «Это случилось однажды ночью». Столь шокирующее появление любимца нации повергло пуританскую Америку в шок и в один день обрушило продажи мужских фуфаек с длинным рукавом на 80%. Родился совершенно новый тип мужского белья ≈ майка, открывающая торс от руки, в дополнение к ней короткие трикотажные трусы, бесстыдно моделирующие мужское тело. Три страны в Европе ≈ СССР, Германия и Италия, разделенные политическим устройством, языком и культурой, начинают лепить один и тот же образ мужчины-воина. И рядом женщина: абсолютное торжество реванша. Все, что игнорировалось десятилетие до того ≈ грудь, бедро, талия, ≈ все вернулось на свои места. Никогда еще женская плоть не выставлялась напоказ. Развитые формы, широкие бедра и большая грудь, способная выкормить новых людей прекрасного будущего.

Однако на долгие послевоенные годы мужчина в форме был самым желанным и сексуальным. Над ним веял аромат Победы. И славные ордена на груди затмевали отсутствие нормальной одежды и белья. Жизнь постепенно налаживалась. Вновь заработали Ивановские фабрики, выпуская суровую байку для мужских кальсон, вернулись швейные предприятия, вывезенные за линию фронта. А ГОСТы продолжали действовать еще 30 лет! Никакие модные веяния от «бомбы» Диора, изменившей концепцию белья до бикини, вполне сравнимые с ядерным взрывом, даже краем ударной волны не коснулись бельевого производства в СССР. Железный занавес в области нижнего белья приоткрылся совершенно неожиданно. 1957 год. Открывается Фестиваль молодежи и студентов. И выясняется, что наши женщины ≈ самые красивые, даже в отсутствие белья. Показывают французское кино и фильмы с Брижит Бардо. Как воссоздать обольстительные формы ее тела? Белошвейкам не под силу повторить крой ее бюстье, называемого в народе просто «бордотка». У женского организма иммунитета против моды нет. Роль сурового иммунолога играет Советская власть. Нет журналов, нет выкроек, нет фурнитуры. По предложению члена Политбюро Фурцевой открывают в Черемушках фабрику по производству женского белья, в ГДР закуплена линия по пошиву знаменитых «анжелик». А что же мужчины?

Те же сатиновые трусы, те же майки в стиле Кларка Гейбла. Даже стиляги, умудрившиеся скопировать все, даже «манку» на ботинках, бессильны перед зарубежным бельем. Где взять вискозный трикотаж, стрейч-резинки и плоские кнопки на гульфике? И белье становится предметом самой яростной фарцовки. Советская торговля только усугубляла безнадежную ситуацию. Белье покупается вслепую, а в условиях дефицита 1970–1980 годов часто впрок. Интимность белья снова нарушена ≈ женщины без смущения перебирают на прилавках мужские трусы и майки ≈ самый популярный подарок к 23 февраля. Перестройка дописала постыдные страницы истории белья в СССР. Выставленный во всех ларьках и продуктовых магазинах китайский бельевой ширпотреб наглядно демонстрировал неистребимое желание насытиться всем разнообразием белья и покончить с аскезой, взяв наконец реванш за десятилетия серости, скуки и насилия. И ощутить себя наконец гордым классом. Классом настоящих мужчин. И классом подлинных женщин.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1580
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4026
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2230
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2507

Другие новости