0
1159
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.04.2008 00:00:00

"Les Ephemeres" в "Театре дю Солей", Париж

Лев Додин

Об авторе: Режиссер, художественный руководитель Малого драматического театра - Театра Европы

Тэги: спектакли, париж


Из всех спектаклей Мнушкиной ≈ этот мне самый близкий. В «Les Ephemeres» сосредоточена история ее познания форм театра: архаичного, модернистского, экзотического. И в результате вдруг, а может, не вдруг, Ариадна Мнушкина приходит к абсолютно современному, человеческому, классическому театру. Этот спектакль ≈ принципиальное событие в контексте сегодняшнего дня, потому что это одна, может быть, из немногих, если не из первых за последние годы, случившихся «неназывательных» театральных историй.

Мне кажется, сегодня в мире театра и европейского, и в общем американско-канадского, и, к сожалению, все больше русского утверждается жестко рационалистический «назывательный» театр, который ничего не исследует, ни во что не погружается, все знает заранее и априорно расставляет, полный равнодушия, холода, а значит, и несправедливости и неточности оценки. Театр, который вроде бы по форме претендует на то, чтобы быть новаторским, каким-то особенным, новым, а на самом деле раз из раза утверждающий абсолютно банальные истины: плохое ≈ плохо, хорошее ≈ хорошо, но этого «хорошего» нет, что все говно, мир отвратителен и так далее. Этот «назывательный» театр абсолютно равнодушен к человеку, к его судьбе, поскольку один человек в таком театре совсем не отличается от другого. Да, он может быть по-другому одет, говорить другим голосом, но по существу все равно ничем не отличается. Этот театр полон холода и уничтожает, по сути, само понятие театра, само понятие актерского искусства, потому что в таком театре нечего рождать и негде жить ни человеческой душе, ни человеческому организму.

Ариадна Мнушкина ≈ мощная гранд-дама французского театра, которая в Авиньоне из шланга мыла ноги публике, что было довольно впечатляюще, поскольку стояла сорокаградусная жара, действительно возвращает все то лучшее, ради чего живет театр, и строит, по сути, театр ХХI века. Убежден, что завтрашний театр, о котором все вопрашают сегодня, будет именно в таком роде ≈ живой, человеческий, сострадательный, прежде всего размышляющий о судьбе одного отдельно взятого человека, а через него понимающий судьбу человечества в целом.

Bсе на пути, который прошла Мнушкина от архаики, экзотики до модерна, ею потрясающе мощно используется. Спектакль Мнушкиной ≈ человечески трепетное создание, мощно построенное и организованное формально, с таким поступательным эпическим покоем, который, конечно, может быть только у великого мастера. Весь опыт модернизма она использует как мастер, который рожден этим модернизмом, и который не пользуется его отходами. Но она использует модернизм, чтобы двигаться дальше. Этот опыт для Мнушкиной ≈ возможность использовать наработанный поколениями художников инструментарий, а не дань преследованию единственной цели ≈ любой ценой соответствовать статусу авангардиста. Динамику спектакля можно сравнить с тем, как к маленькой пустой платформе пристраиваются шесть, девять платформ. Мы становимся свидетелями того, как зрелище разворачивается в грандиозную картину, а потом снова возвращается к первоначальное простоте, ядру. Спекаткль ≈ просто полноценный роман, настоящий Томас Манн, Пруст, Джойс┘

Ариадна Мнушкина создала живую человеческую действительность, огромное количество живых людей, что и есть достижение высшей мечты режиссера, реализации его демиургических возможностей. Режиссер ≈ это не тот, кто командует: иди налево, направо, делай то-то. Мнушкина, погружаясь, в работу, словно прорастает через актеров, что абсолютно по Станиславскому и Немировичу-Данченко. Она и режиссер-зеркало, и режиссер-автор, и режиссер ≈ повивальная бабка, и режиссер-оплодотворитель. Мнушкина рождает эту бесконечную сценическую жизнь, которая множится, как мне кажется, уже помимо ее воли.

Записала Беатрис Пикон-Вален


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1732
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4258
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2341
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2653

Другие новости