0
700
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.04.2008 00:00:00

Жить в России

Тэги: россия, режиссеры


Каждого мы попросили ответить на четыре вопроса.

1. Чем можно гордиться и чего стыдиться в нашей истории, в культуре?

2. В какой период российской истории вы хотели бы жить?

3. Существует ли произведение искусства, которое наиболее полно выражает образ России?

4. Как вы относитесь к госзаказу, всегда ли пропаганда мешает искусству?

И каждый ≈ ответил.

Сергей Бодров, кинорежиссер

1. Новое поколение это, наверное, ощущает, а старое хорошо знает, что некоторые представители российской культуры зачастую ведут себя очень подобострастно. В сталинские времена писали доносы. Вели себя, в общем, не так, как подобает культурным людям. Впрочем, это происходит и сегодня. Есть представители культуры, за которых стыдно. Наверное, я и сам не без греха. В то же время я, например, мечтаю снять фильм об Осипе Мандельштаме. Люди, подобные ему, в жизни, может, вели себя и не очень смело, но когда брались за перо, становились отчаянными храбрецами. Спасали честь российской культуры. Так что на Страшном суде мы можем сказать, что у нас был человек, который не побоялся написать про Сталина то, что думал, и за это был убит. Так что нашей культурой можно гордиться. Находятся люди, которые жили так, как нужно.

2. Я бы хотел жить в будущем. Я все же оптимист, и надеюсь, что у нашей страны все будет хорошо. В будущем.

3. Одного такого произведения не существует. Но для русских очень важен Пушкин, который практически создал русский язык. Вообще русские писатели много рассказали о России.

4. В революционные годы Сергей Эйзенштейн снял по заказу «Броненосец «Потемкин». И тем не менее эта картина гениальна. А вообще, конечно, к госзаказу отношусь скептически. Конечно же, художник должен быть свободен.

Андрей Кончаловский

1. Первая часть вопроса ≈ глупая. Если нет предмета для гордости, значит, страна кончилась. Было бы странно, если бы я начал подробно отвечать, перечисляя наши достижения. Один гордится одним, второй чем-то другим. У каждой страны есть чем гордиться. Все, мне нечего к этому добавить.

О национальном стыде есть повод серьезно задуматься, но почему-то никто этим не обеспокоен. Самый главный предмет национального стыда ≈ это беспризорные дети при живых родителях, детская проституция и педофилия. Это самый чудовищный национальный позор. Человек, даже нищий, должен нести ответственность.

2. В тот, в который живу. Глупо выбирать, когда выбор нереален.

3. Произведения Льва Толстого. Отвечаю с большой натяжкой, поскольку считаю вопрос некорректным.

4. Госзаказ существовал всегда. Микеланджело все свои великие произведения написал по госзаказу. Пусть даже это был заказ Медичи или Ватикана. От этого они не стали менее великими произведениями искусства. Например, вся религиозная живопись ≈ это чистая пропаганда. Вообще-то без пропаганды человечеству невозможно выжить.

Грубо говоря, искусство посвящено поискам прекрасного. А понимание прекрасного очень широко. Это самая лучшая пропаганда. К сожалению, творцы все меньше озабочены этой своей сверхзадачей.

Владимир Хотиненко, кинорежиссер

1. Как ни парадоксально, фактически одного и того же. По моему глубокому убеждению, в России существует фантастический конденсат добра и зла. Именно из-за этого говорят о загадке русской души. На самом деле просто много всего понапихано.

Больше всего мне неловко за поведение. Есть самоуничижение. Но оно хитрое самоуничижение. Юродское. Оно ≈ маска. Все равно в глубине души мы считаем, что мы лучше всех, и уж если дойдет дело до драки, то мы всех победим. Хотя в любом случае это упрощенная модель. Широк русский человек, как сказано классиком... Все от широты ≈ апломб, хамство.

Хотя те же качества у меня вызывают и гордость. Ну не буду же я перечислять за самолеты, за ракеты, за балет...

2. Я бы хотел жить в такой период, в который были более внятными понятия «честь» и «достоинство». Может, это иллюзия. Если думать о том, чтобы что-то сделать, я хотел бы жить на изломе веков, когда XIX век переходил в XX. Сложное время. А вообще хотелось бы быть древним римлянином.

3. Одного такого не может быть. Можно называть «Войну и мир», можно «Мертвые души», можно «Три сестры». «Окаянные дни» Бунина, «Митину любовь». Все будет убедительно. Из современных ≈ не знаю. До недавнего времени было несложно. И Астафьев «Ода огороду», и Распутин, и весь Шукшин. Не обязательно грандиозное произведение. Любой рассказик. В капле увидеть океан. Шукшин это мог. У нас в России всегда потому и становились великими писателями, что умели выразить некую идею, которая прививалась. Одного нет. Или тогда нужно Тютчевым начинать и заканчивать «умом Россию не понять, аршином общим не измерить». Но это тоже будет неправдой.

4. После фильма «1612» язык стер объяснять. Давайте поймем, что такое госзаказ. Я помню советские времена, когда к госзаказу все относились очень хорошо. Дополнительное внимание, дополнительные деньги. За госзаказ боролись. Очень серьезные картины были сняты по госзаказу. Даже когда Сталин заказал Эйзенштейну «Ивана Грозного», режиссер смог сделать шедевр. Сам госзаказ ≈ дело правильное. Государство должно заботиться о культуре, об образовании. Оно должно программно что-то заказывать. Другой вопрос, кому это будет заказано и с каким качеством заказ будет выполнен? Нормальное государство заказывает талантливым.

Не надо притворяться. Все делается на заказ. Либо это заказ рынка, либо заказ продюсера. Вся система востребованности строится на заказах. Не бывает так, что у тебя есть идея и ты ее реализуешь на свои деньги. Если у тебя есть идея, ищешь человека, который за твою идею заплатит. То есть закажет.

А пропаганда ≈ если талантливо сделано, ≈ хорошо. Неталантливо ≈ плохо. Знаете, сколько стоят сейчас тарелки с советской символикой. Пропаганда сливается с искусством в какие-то острые моменты. Война, революции. А обычно этим не пользуются. Это очень тонкий инструмент.

Конечно, государству нужна пропаганда. Надо как-то ориентировать народ. Пропаганда ≈ это компас.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Ольга Соловьева

Совет Федерации утвердил в должности главного ревизора нацпроектов

0
1257
Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Екатерина Трифонова

Воспрепятствование профессиональной деятельности защитников становится политическим вопросом

0
1051
Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Иван Родин

Николай Патрушев и Алексей Дюмин стали помощниками президента РФ с изначально формальным функционалом

0
1578
Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Дарья Гармоненко

Депутаты и сенаторы отчасти использовали новые конституционные полномочия

0
1174

Другие новости