0
574
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.06.2008 00:00:00

Одаренности научить нельзя


ЧЕМУ НАУЧИТЬ НЕЛЬЗЯ

Одаренности научить нельзя. Можно расширить и развить эмоциональную сферу, расширить и развить, но сделать сангвиника холериком нельзя. Необаятельного сделать обаятельным, незаразительного ≈ заразительным нельзя, но можно одаренности помочь, можно помочь превратить одаренность в талант, а талант ≈ в талантище.

СКОЛЬКО МОЖНО УЧИТЬСЯ

Сейчас, в Америке, я узнал, предлагают новые курсы ≈ полгода. При этом они с убежденностью и энтузиазмом говорят, что у нас ≈ интенсивная форма обучения, с семи утра до семи вечера. А у нас ≈ с девяти утра и до полуночи. Пять лет, и этих пяти лет мало. Обучение должно продолжаться и дальше. Весь вопрос жизни актера в том, продолжает ли он учиться после окончания института или нет. Я помню, как мы впервые встретились с Олегом Борисовым. Я предложил ему прочитать инсценировку «Кроткой». И первое, что он сказал, прочитав: «Мне очень понравилось, но я не знаю, как это играть. Хотя очень хочу. Я готов быть вашим учеником на пути рождения этой истории». Это была потрясающая формула человека, который был уже знаменитым и действительно большим артистом и который при этом славился вроде бы дурным характером, непримиримостью, предвзятостью к режиссерам. И все дальнейшие полгода нашей работы он действительно учился. Это не значит, что он относился ко мне с каким-то особым почтением и называл: «Господин учитель». Нет. Он просто действительно пытался познать для себя что-то новое, был готов ко все новым непрерывным пробам, к переменам пониманий, непрерывно что-то открывал для себя. Точно так же, как и я, впрочем.

Что считать окончанием обучения для актера? Наверное, это ≈ могильная плита, на которой будет написано: «великий... или выдающийся, или вообще просто ≈ артист». Все остальное время ≈ это учеба, все остальное время ≈ это развитие. «Час ученичества, он в жизни каждой торжественно-неотвратим», ≈ писала Цветаева. Если этот час наступает всерьез, он длится всю оставшуюся жизнь.

Весь вопрос в том, что понимать под школой. Я очень не люблю слово «обучение». Это подразумевает передачу неких навыков. Школа же, на мой взгляд, ≈ это прежде всего попытка заразить человека потребностью учиться и невозможностью не учиться. Цель довольно высокая и довольно трудно реализуемая, честно говоря, но тем не менее более ученически настроенных артистов, чем Борисов и Смоктуновский, я даже в своем театре встречаю редко. Тот же Иннокентий Михайлович на каждой репетиции исписывал страницы моими, своими и всякого рода иными замечаниями, соображениями. На каждой репетиции ≈ все новые и новые замечания и впечатления. И он подклеивал к уже исписанной странице новые страницы. «Подождите, я сейчас допишу и попробую». Он знал, что все сказанное легко улетучивается. Незадолго до премьеры я посмотрел его записи. Напротив одной странички текста ≈ около ста страниц его комментариев. Это и есть школа. Попробуйте так научить. Конечно, это еще мера таланта того, кто учится. Чем талантливее человек, тем ему интереснее учиться, то есть трудиться. Иногда говорят: «Он талантливый, но ленивый» ≈ абсолютная абракадабра, на мой взгляд. Талант к делу ≈ это всегда желание, потребность заниматься этим делом. Скажу больше ≈ невозможность этим делом не заниматься. Я пытался в детстве заниматься музыкой. Вроде бы очень хотелось, но как только понял, что надо заучивать порядок пальцев, которыми нажимаешь на клавиши, ≈ всё! Я этим заниматься не смог и не захотел. То есть способностей не оказалось, просто их не было. А лени было более чем достаточно.

ЧЕГО Я НЕ УМЕЮ

Я не умею и не знаю многого. Слишком многого. Потому стараюсь своим студентам дать возможность узнать то, чего я не узнал вообще или узнал поздно. Я, например, не читаю ноты. Поэтому стараюсь, чтобы этому научились мои будущие артисты. И многие в конце второго курса уже играют на разных музыкальных инструментах и поют с листа. И живопись, и скульптуру я узнал достаточно поздно, пытаюсь, чтобы молодые узнали и полюбили и то, и другое с первых театральных дней. Ведь в какой-то своей части театр ≈ искусство тоже изобразительное.

СТРАСТЬ

Если речь идет о страсти к познанию, к постижению нового, к обнаружению нового в себе, то, наверное, у самых талантливых она существует изначально, врожденно. Просто одаренным, талантливым людям эту страсть нужно суметь привить, или каким-то образом они должны сами суметь привиться. Всё непросто. Сегодня жизнь не хуже, чем раньше, хотя об этом очень любят говорить, я думаю, она на самом деле во много раз лучше. Но она сложнее. Гораздо сложнее. Гораздо больше возможностей, гораздо больше соблазнов. Гораздо сложнее выбор критериев. Поэтому я смотрю на сегодняшних молодых с некоторым состраданием и сочувствием, потому что понимаю: им каждую секунду, особенно наиболее одаренным, приходится совершать выбор. Так легко начать заниматься высокооплачиваемой мутью. И это может оказаться так незаметно для сознания. И оказывается незаметно. Один-два неверных шага ≈ и нет ни творческой личности, ни артиста, ни его будущего. На моих глазах столько человек уже исчезло в творческом небытие. Впрочем, выбор ≈ это суть существования человека.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО ВЫ БЬЕТЕ АКТЕРОВ?

Я о чем-то подобном вычитал в интернете.

Конечно, я смертным боем бил Смоктуновского и Борисова. Теперь бью Семака, Курышева, Иванова, а они смертным боем бьют меня. Так и живем, деремся непрерывно. В общем, чушь, конечно, какая-то. Неужели из наших спектаклей не видно, как артисты внимательны и нежны друг к другу, к общему смыслу происходящего? Неужели непонятно, что это достигается довольно тонкими сложными внутренними путями. Впрочем, мы действительно требуем, подчеркиваю, мы: я от артистов, артисты от меня и друг от друга, подлинного взаимодействия, и психического, и физического. Так что если я в пробе схвачу артиста за грудки, это будет по-настоящему. Недаром в юности Юра Тараторкин, которого я очень любил и люблю, когда я выходил на площадку, всегда шутливо шарахался от меня в сторону, но если в пробе схватят за грудки меня, то тоже по-настоящему. Я ненавижу театральные пощечины и театральные драки, если это не комедия дель арте, конечно. Или их надо избегать, или искать необходимые и достаточные, как говорят математики, и к тому же, добавим, безопасные формы подлинности. Помню, как меня в юности восхищали пощечины в фильмах итальянского неореализма. Впрочем, совсем юным это понять бывает нелегко. Как-то я пошел в пробу офицера, чтобы показать студенту, который пытался сыграть ординарца, что так неловко и неэнергично обслуживать начальника нельзя. Когда в этой пробе я швырнул, и довольно метко, в неуклюжего и совсем уж нестарательного ординарца сапогами, увидел в глазах студента ужас. Поскольку он не был погружен и не верил в то, что происходит, он не мог поверить, что сапоги кидает в него генерал. Он решил, что сапогами обстреливает его режиссер-педагог. Может быть, это он и поделился своим ужасом в интернете. Вообще, видимо, все эти глупые разговоры и слухи рождаются от непонимания того, что то, что трудно ≈ настоящему артисту всласть, а не в труд. Когда я мечтательно, особенно ни на что не рассчитывая, сказал Борисову: «Вот хорошо бы здесь взлететь на шкаф и выключить наконец эти проклятые часы», ≈ Борисов тут же загорелся: «Я взлечу». Через минуту мы наметили маршрут: стол, спинка стула, шкаф. Еще минута ≈ и он полетел! Часы остановились, Борисов был счастлив. Родилось одно из лучших, по моим воспоминаниям, миг спектакля. Замечательный Николай Лавров, когда я сказал ему, репетируя много лет назад чапековского «Разбойника»: «Этот твой профессор, и вися вниз головой, будет отстаивать и насаждать свои убеждения», ≈ Лавров тут же взорвался: «Давайте я действительно буду висеть вниз головой на лестнице в этом монологе». И висел минут пять и тоже, мне кажется, не горевал. Возвращаясь к методам репетиций, я глубоко убежден в противовес, видимо, многому из того, о чем говорят и о чем ходят глупые слухи, что унижать человека непозволительно ни при каких обстоятельствах. Есть разница: требовать чего-то от человека ≈ артиста, профессионала, художника. Это значит, прежде всего выражать к нему уважение, ставить перед ним высокие задачи. И выражать этими требованиями свою убежденность, что он эти задачи может решить. И, не стесняясь, объяснять ему, что он эти задачи пока еще не решил. Многократно объяснять ему смысл этих задач и непрерывно напоминать ему, что если я этого прошу и требую, то только потому, что он может это сделать. Многие артисты знают, что если я считаю, что актер не может решить нужную мне ситуацию, я и не делаю замечаний. А когда я долго не делаю замечаний, у артистов возникает тревога. Они подходят: «Вы ничего про меня не сказали. Все совсем безнадежно?» Если мы вчера, в день генеральной репетиции перед нашим спектаклем в Москве, опять репетировали до двух ночи, а потом еще два часа обсуждали спектакль, который уже давно идет, который побывал в разных странах, который мы возили по России, артисты, даже самые молодые, понимают: идет развитие, продолжается погружение и познание. И это взаимное понимание и создает подлинно рабочую творческую атмосферу того, что везде называют репетицией, и того, что мы любим называть пробой. С годами все реже срываешься на крик, а если все-таки срываешься в силу каких-то обстоятельств, имеет смысл потом найти возможность извиниться. Я слышал какие-то фантастические истории о режиссерах, в том числе молодых, которые пользуются во время репетиции матом, и если это хоть чуть-чуть соответствует действительности, то это ужасно. Любое унижение актера, как и всякого человека, впрочем, непозволительно. Есть наш сговор, мы договариваемся о мере требовательности. И в кругу этого сговора мы должны делать то, о чем договорились. Поэтому я стараюсь не пускать на репетиции посторонних, потому что всё, что мы делаем вместе, это внутренне глубоко интимно.

Поэтому я избегаю работы с непосвященными, с неучениками, потому что считаю, что тем, кому не преподаны требования, с кем нет сговора о требованиях, от тех нелепо требовать. Театр ≈ это добровольное объединение, в котором сговариваются о правилах игры, а иногда и о правилах жизни. И сегодня, когда возможности так широки и разнообразны, очень легко уйти. Если я вижу, что человеку трудно, я иногда даже сам могу предложить: «Попробуйте что-нибудь другое, может быть, вам будет легче». Я спокойно отношусь к постоянной ротации, к тому, что какая-то часть моих учеников выбирает что-то другое. Не говоря уж о том, что я тоже выбираю для нашего дела далеко не всех своих воспитанников. Какая-то часть из них не может и не хочет продолжать такую непростую жизнь. На втором или на третьем курсе ко мне подошла студентка с вопросом: «Можно я перейду на другой курс?» ≈ «Пожалуйста, а почему вам так хочется?» ≈ «Потому что я думаю, у меня не получается и не будет получаться по вашим требованиям, а там у меня получится, там требования другие». То есть она с юных лет готова отказаться от чего-то большего. Это выбор. Она имеет на него право. Хотя выбор для меня немного удивительный. Кстати, раньше я с этим не сталкивался. Может быть, это и хорошо, хотя, на мой взгляд, довольно ужасающе. Конечно, человек хочет, чтобы его самолюбие не страдало. Но в творчестве самолюбие страдает всегда. И мое самолюбие страдает. Я вижу, спектакль получается не так, как хотелось. На каждом представлении я вижу, как далеко все от совершенства. Это сплошное страдание, пытка для самолюбия, пытка для авторского чувства. Но меня же никто не загонял на эти галеры.

ЗАЧЕМ ВЫ ПОВЕЗЛИ АКТЕРОВ В ОСВЕНЦИМ И ГУЛАГ?

Я убежден, цель театра ≈ давать возможность зрителю, иногда даже заставлять зрителя испытывать потрясение. Это, может быть, единственная и главная задача театра. С этой точки зрения цели театра и свойства театра не изменились со времен древнегреческой трагедии. Просто изменились мы и согласны на гораздо меньшее и называем театром то, что не имеет никакого отношения к потрясению, это уже наше личное дело. А чтобы заставлять зрителя испытывать потрясение, надо самому искать потрясение и быть способным испытать его. Надо понимать, что это такое. Человеческая природа, конечно, ищет покой, она бежит и сотрясений, и потрясений, а художественная природа требует непрерывных потрясений, все более острых душевных ощущений. Подчеркиваю ≈ душевных, а не физиологических. Так что пользоваться наркотиками, чтобы играть наркомана, и пить, чтобы сыграть пьяницу, не надо. Надо уметь видеть и быть способным понимать, сочувствовать и сострадать. Тогда только и поймешь, о чем, собственно, идет речь. Мы все слишком часто играем то, чего не знаем. Говорим о том, чего не понимаем. А есть все-таки еще вещи, к которым, к счастью, нельзя прикасаться и в жизни, и особенно на сцене, если ты совсем не понимаешь реалий и смысла происходящего. Кстати, теперь наше пребывание, уже легендарное, в Верколе, на родине Абрамова, когда мы работали над «Братьями и сестрами», было тоже душевным стрессом для многих. И, слава богу, это прежде всего и сделало многих из нас на долгие годы «братьями и сестрами». Во многом этот стресс и сделал наш сегодняшний театр. Ваш журнал называется «Станиславский». Я когда-то зачитывался им и до сих пор, если начинаю снова что-то перечитывать, не могу оторваться. Константин Сергеевич всю жизнь был недоволен собой, считал, что у него недоразвита профессиональная природа, что у него плохо с речью, плохо с пластикой, что у него трудный, вязкий, как он говорил, темперамент. И настолько серьезно это считал, что в своей книге в этом убедил читателей. Один артист, прочитав «Мою жизнь в искусстве», с радостью и облегчением сказал: «Боже мой, оказывается, и Станиславский плохой артист». А Борис Вульфович (Зон ≈ знаменитый театральный педагог, учитель Додина ≈ Ред.) сам много видел Станиславского на сцене. Сальери, которого Станиславский описал как самую крупную неудачу, говорил Зон, была гениально сыгранная роль. Более трагического исполнения он не видел. И тем не менее Станиславский ставил такого рода задачи, которые делали его работу неудачей. Неудачей перед самим собой. Это, может быть, самая главная, самая страшная неудача. И может быть, один из главных признаков действительной одаренности ≈ уметь испытывать такого рода неудачи. В семьдесят три года Станиславский каждый день залезал в свой гардероб и занимался сценической речью. Потому что полагал, что там особый резонанс, который поможет ему, наконец, исправить его, как он считал, плохое сценическое слово. Можно называть это безумием, а можно называть жизнью художника в искусстве. Вопрос: мы хотим дать возможность чему-то научиться или мы хотим дать возможность научиться учиться. Вот и всё.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1656
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4143
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2282
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2582

Другие новости