0
801
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.09.2008 00:00:00

Искусство дебюта

Тэги: шахматы, искусство, дебют, мирзоева


Когда-то шахматы считались чуть ли не одним из видов искусства. Сегодня, когда компьютер просчитывает миллионы ходов в секунду, стало почти невозможно вести прежние позиционные «баталии» и шахматы окончательно превратились в спорт. В прошлое ушли партии, продолжающиеся более семи часов. Теперь партии не откладывают, не записывают и ходы в конвертах.

Не лишним, наверное, будет напомнить, что шахматная партия разделена на три части: дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Дебют ≈ это, конечно, начало начал. И это вне зависимости от того, как относиться к шахматам ≈ как к виду искусства или как к спорту. Ведь именно от того, как ты расставишь свои фигуры за первые ходы, и зависит игра. Сегодня сложилась устойчивая теория, что первые 10–12 ходов создают скелет всей позиции. Именно столько ходов требуется, чтобы согласно шахматным принципам развить фигуры, сгруппировав их к центру, рокировать короля, тем самым определив расстановку сил на всю последующую партию.

Бывают ситуации, когда игра проиграна уже через десять ходов. То есть игрок понимает, что делать он теперь может всё, что угодно, но позицию это не спасёт ≈ и всё только потому, что дебют был выбран неверно.

Шахматная теория знает огромное количество разных дебютов, о многих из них слышали даже те, кто далёк от шахмат: сицилианская, французская, скандинавская защиты, испанская и русская партии. У каждого из этих дебютов свои корни, своё оригинальное происхождение. И у каждого шахматиста ≈ свои пристрастия в выборе того или иного дебюта. Мне, допустим, с детства всегда очень нравилось само название «дебют Рети». Этот дебют, разработанный гроссмейстером Рети, шёл на оппозиционную борьбу, на то, что ты пробуешь переиграть соперника┘

Для людей, играющих чуть ниже профессионального уровня, всё это не столь принципиально. Даже плохо расставив дебют, потом ≈ в продолжение партии ≈ они могут это компенсировать за счёт ошибок соперника. Но ведь сильные мира сего ошибок не делают, так что здесь даже малейшая неточность в первых ходах недопустима. Всё начинается с дебюта. И жизненно важное значение имеет первоначальный выбор.

Пожалуй, можно ввести такое понятие, как «искусство дебюта». Очень уж это применимое понятие к тому, чем на самом деле должен владеть шахматист, чтобы выиграть партию. И здесь, конечно, важно не только знать, как расставить фигуры, какие ходы сделать ≈ здесь, как во всяком искусстве, ≈ должно появиться желание творить, фантазировать, искать и находить неординарные решения. Научить искусству нельзя, но можно правильно поставить дебют начинающему игроку, чтобы впоследствии ему не пришлось восполнять этот серьезнейший пробел.

Яркое начало, конечно, вовсе не обязательно гарантирует столь же яркое развитие. Но вот, например, есть такой норвежский гроссмейстер Магнус Карлсон. Этот человек, что невероятно, уже с 13 лет был гроссмейстером. Это было как раз то начало, которое можно поставить в пример очень многим. Родители целеустремленно с самых первых шагов начали воспитывать его: забрали ребенка из нормальной школы (поручив репетиторам) и отдали в шахматы. Соответственно лет с шести он начал заниматься, в 13 стал гроссмейстером, в 14 стал обыгрывать просто «больших дядей». И сейчас, когда ему всего 17, Магнус Карлсон входит в десятку лучших гроссмейстеров мира. Конечно, не все вундеркинды так удачно завершают свой путь. Может быть, искусство ≈ в данном случае родителей, учителей ≈ и заключается в том, чтобы найти необходимый баланс между физическим и всем прочим развитием ребенка, чтобы не допустить крена ни в одну из сторон. Правильное начало и тут повышает шансы будущих гроссмейстеров.

А у гроссмейстеров уже состоявшихся есть свои хитрости, связанные с дебютом. Так, многие шахматисты имеют привычку немного опаздывать на начало партии. Зачем? Чтобы несколько спало напряжение. Ведь как раз в дебюте каждой шахматной партии напряжение достигает пика ≈ ещё ничего неизвестно, какую кто получит позицию? Как пойдет партия? А тут ещё и фотографам первые пять минут разрешается фотографировать, что умиротворенности также не прибавляет. Так что очень многие гроссмейстеры просто принимают решение приходить на партию позже ≈ жертвуют временем ради внутреннего спокойствия.

Вот такое вот искусство дебюта.

Александр Таиров и Камерный театр

После того как был закрыт Свободный театр Марджанова, в котором А.Таиров поставил свои первые спектакли, сделавшие его известным режиссёром, он с группой актёров, мечтая о будущем своего театра, мечтал и о здании для театра. Гуляя по Тверскому бульвару, они присматривались к особнякам. Один из них приглянулся таировской компании, и Таиров просто с улицы зашёл к владельцам ≈ братьям Паршиным, изложил идею и получил поддержку. В доме на тот момент размещались воинское присутствие и бухгалтерские курсы. Кстати сказать, до того другой владелец приглянувшегося Таирову особняка, куда решил зайти режиссёр, счёл его городским сумасшедшим.

Открывшись в 1914 году, Камерный театр закрылся 12 февраля 1917-го. Пайщики театра не согласились с художественной программой Таирова. Алиса Коонен так описывает прощальный вечер и то, что случилось после: «В первую очередь была снята надпись «Московский камерный театр». Выбрасывались во двор декорации. Зрительный зал оклеивался обоями с букетами красных роз. Великолепную живопись Экстер в вестибюле энергично замазывали белилами. Были выброшены и погибли прекрасный занавес Экстер и удивительной красоты занавес Натальи Гончаровой, который она расписывала для спектакля «Веер» от руки. А через неделю у входа в театр уже красовалась афиша, извещавшая об открытии ночного театра спектаклем «Леда» Анатолия Каменского, в котором героиня блистала не только туалетами, но и отсутствием таковых».

Театр возродился при советской власти благодаря помощи наркома просвещения Анатолия Луначарского, который помог вернуть здание на Тверском бульваре, а потом включил Камерный театр в число академических, полагая, что этот статус даст возможность поддержать молодой театр. Возможно, помогло и то, что, когда Таиров учился в Петербургском университете, состоял в кружке марксизма, где читал лекции Луначарский.

Камерный театр открылся 12 декабря 1914 года пьесой Калидасы «Сакунтала» в переводе К.К.Бальмонта. Спектакль поставлен А.Таировым в декорациях П.В.Кузнецова. В сезоне 1914/15 года вышли премьеры: «Ирландский герой» Д.Синга (15 декабря), «Жизнь есть сон» П.Кальдерона (29 декабря), «Веер» К.Гольдони, художники Н.Гончарова и М.Ларионов (1915, 27 января), пантомима М.А.Кузмина «Духов день в Толедо», художник П.Кузнецов (1915, 23 марта).

Московский Художественный

Московский Художественный театр открылся спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович» по пьесе из трилогии А.К.Толстого в 1898 году (14 октября). В этом же месяце новый театр выпустит три премьеры: «Потонувший колокол» Г.Гауптмана (19 октября), «Венецианского купца» У.Шекспира (21 октября), «Позднюю любовь» А.Н.Островского (29 октября). Затем последовали: «Самоуправцы» А.Писемского (4 ноября), «Гувернер» В.А.Дьяченко (19 ноября). В декабре сыграли ещё две премьеры: «Счастье Греты» Э.Мариетт; «Трактирщица» К.Гольдони (2 декабря) и спектакль, предопределивший развитие Художественного театра, «Чайка» А.П.Чехова (17 декабря). Премьера игралась перед полупустым залом. После блистательного открытия «Царём Фёдором Иоанновичем» публика была разочарована последовавшими спектаклями. Репутация театра как новаторского закачалась. Ставка Вл.И.Немировича-Данченко на пьесу А.П.Чехова оказалась верной. К.С.Станиславский, который по прочтении отнёсся без энтузиазма к драматургии Чехова, за короткий период поставит свой первый гениальный спектакль, который войдет в историю мирового театра как новаторский.

Всеволод Мейерхольд и ГосТИМ

Свой театр у Всеволода Мейерхольда появился только после Октябрьской революции. До 1917 года он был приглашенным режиссёром в МХТ, куда Станиславский призвал бывшего актёра МХТ для лабораторной работы. В результате родилась Студия на Поварской (1905), которая просуществовала год. Потом последовало приглашение от Веры Федоровны Комиссаржевской ставить в её театре в Санкт-Петербурге на Офицерской улице (1906–1908), но и этот союз оказался недолговечным. После расставания с Комиссаржевской директор Императорских театров Владимир Теляковский приглашает Мейерхольда на должность режиссёра и заключает с ним контракт. Мейерхольд ставит в Александринском и Мариинском театре до самой Февральской революции. Сразу после революции предпринимается ряд попыток по созданию своего театра, которые завершаются созданием Театра им. Вс.Мейерхольда (ТИМ, позднее ГосТИМ). Полнота режиссёрской власти реализуется именно в ТИМе. В первый сезон 1924–1925 годов Мейерхольд ставит «Лес» А.Н.Островского (19 января, 1924), «Д.Е.» («Даёшь Европу») по И.Эренбургу и Б.Келлерману (15 июня 1924, премьера состоялась в Ленинграде). В последний год существования театра цензура не дала выпустить спектакль «Самоубийца» Н.Эрдмана, великий мастер не завершил работу также над «Борисом Годуновым» А.С.Пушкина. 8 января 1938 года, в день опубликования постановления о закрытии ГосТИМа, Мейерхольд пришёл в театр в своём лучшем чёрном костюме. На вопрос, почему он так наряден, ответил: «Театр не каждый день закрывают!» В постановлении Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР выносилось следующее решение:

а) ликвидировать театр им. Мейерхольда, как чуждый советскому искусству;

б) труппу театра использовать в других театрах;

в) вопрос о дальнейшей работе Вс.Мейерхольда в области театра обсудить особо.

В 1939 году Мейерхольд был арестован, а в 1940 расстрелян.

Когда-то шахматы считались чуть ли не одним из видов искусства. Сегодня, когда компьютер просчитывает миллионы ходов в секунду, стало почти невозможно вести прежние позиционные «баталии» и шахматы окончательно превратились в спорт. В прошлое ушли партии, продолжающиеся более семи часов. Теперь партии не откладывают, не записывают и ходы в конвертах.

Не лишним, наверное, будет напомнить, что шахматная партия разделена на три части: дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Дебют ≈ это, конечно, начало начал. И это вне зависимости от того, как относиться к шахматам ≈ как к виду искусства или как к спорту. Ведь именно от того, как ты расставишь свои фигуры за первые ходы, и зависит игра. Сегодня сложилась устойчивая теория, что первые 10–12 ходов создают скелет всей позиции. Именно столько ходов требуется, чтобы согласно шахматным принципам развить фигуры, сгруппировав их к центру, рокировать короля, тем самым определив расстановку сил на всю последующую партию.

Бывают ситуации, когда игра проиграна уже через десять ходов. То есть игрок понимает, что делать он теперь может всё, что угодно, но позицию это не спасёт ≈ и всё только потому, что дебют был выбран неверно.

Шахматная теория знает огромное количество разных дебютов, о многих из них слышали даже те, кто далёк от шахмат: сицилианская, французская, скандинавская защиты, испанская и русская партии. У каждого из этих дебютов свои корни, своё оригинальное происхождение. И у каждого шахматиста ≈ свои пристрастия в выборе того или иного дебюта. Мне, допустим, с детства всегда очень нравилось само название «дебют Рети». Этот дебют, разработанный гроссмейстером Рети, шёл на оппозиционную борьбу, на то, что ты пробуешь переиграть соперника┘

Для людей, играющих чуть ниже профессионального уровня, всё это не столь принципиально. Даже плохо расставив дебют, потом ≈ в продолжение партии ≈ они могут это компенсировать за счёт ошибок соперника. Но ведь сильные мира сего ошибок не делают, так что здесь даже малейшая неточность в первых ходах недопустима. Всё начинается с дебюта. И жизненно важное значение имеет первоначальный выбор.

Пожалуй, можно ввести такое понятие, как «искусство дебюта». Очень уж это применимое понятие к тому, чем на самом деле должен владеть шахматист, чтобы выиграть партию. И здесь, конечно, важно не только знать, как расставить фигуры, какие ходы сделать ≈ здесь, как во всяком искусстве, ≈ должно появиться желание творить, фантазировать, искать и находить неординарные решения. Научить искусству нельзя, но можно правильно поставить дебют начинающему игроку, чтобы впоследствии ему не пришлось восполнять этот серьезнейший пробел.

Яркое начало, конечно, вовсе не обязательно гарантирует столь же яркое развитие. Но вот, например, есть такой норвежский гроссмейстер Магнус Карлсон. Этот человек, что невероятно, уже с 13 лет был гроссмейстером. Это было как раз то начало, которое можно поставить в пример очень многим. Родители целеустремленно с самых первых шагов начали воспитывать его: забрали ребенка из нормальной школы (поручив репетиторам) и отдали в шахматы. Соответственно лет с шести он начал заниматься, в 13 стал гроссмейстером, в 14 стал обыгрывать просто «больших дядей». И сейчас, когда ему всего 17, Магнус Карлсон входит в десятку лучших гроссмейстеров мира. Конечно, не все вундеркинды так удачно завершают свой путь. Может быть, искусство ≈ в данном случае родителей, учителей ≈ и заключается в том, чтобы найти необходимый баланс между физическим и всем прочим развитием ребенка, чтобы не допустить крена ни в одну из сторон. Правильное начало и тут повышает шансы будущих гроссмейстеров.

А у гроссмейстеров уже состоявшихся есть свои хитрости, связанные с дебютом. Так, многие шахматисты имеют привычку немного опаздывать на начало партии. Зачем? Чтобы несколько спало напряжение. Ведь как раз в дебюте каждой шахматной партии напряжение достигает пика ≈ ещё ничего неизвестно, какую кто получит позицию? Как пойдет партия? А тут ещё и фотографам первые пять минут разрешается фотографировать, что умиротворенности также не прибавляет. Так что очень многие гроссмейстеры просто принимают решение приходить на партию позже ≈ жертвуют временем ради внутреннего спокойствия.

Вот такое вот искусство дебюта.

yukka

Впечатления какие-то смутные, а вот могу историю рассказать:

меня мама в три года решила впервые в театр отправить, посадила ребенка в первый ряд и побежала в парикмахерскую.

Возвращается после спектакля за мною, встречает у входа ≈ нет меня, ищет в гардеробе ≈ нет. Пропала, думает, дочка!

Так вот только через двадцать минут поисков и суеты маме открыли зрительный зал, где меня и нашли. Я так и сидела с открытым ртом в первом ряду, не веря в то, что такое чудо закончилось, и даже не заметила, что все вокруг давно разошлись.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2258
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5041
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2774
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3197

Другие новости