0
738
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.10.2008 00:00:00

Профиль неравенства

Тэги: литература, неравенство


Увы, лишь неравенство способно творить.

Оглянитесь назад, как скучны герои советской литературы. Кто помнит имя кавалера Золотой звезды? А ведь этот роман был включён в школьный учебник. Фильм «Знакомьтесь, Балуев» разделил на московском фестивале лавры с шедевром Феллини «8 с половиной». Но кто помнит Балуева? Он прочно забыт, как забыты кукольные тимуровцы Гайдара, как ушли в небытие краснодонцы Фадеева и кубанские казаки Пырьева. В памяти остались только подлецы да шпионы: зловещий изобретатель гиперболоида инженер Гарин, капиталист Карабас-Барабас, разведчик Штирлиц. Ещё мальчиком я отметил про себя, как упоительны зарубежные персонажи: жадный отец Горио, сказочный капитан Немо, жестокий индеец Джо или отвратительный дядюшка Скрудж вкупе с пройдохой Феджином.

Как только литература попала под контроль партии, писатели кинулись в эмиграцию (мысленно), чтобы хотя бы там, за кордоном, добыть живой крови для анемичных персонажей советского текста. Например, действие романа «Голова профессора Доуэля», написанного Беляевым в конце 20-х, сбежало во Францию, чтобы там отыскать конфликт между мерзавцем учеником и прекрасным учителем, которому тот отрезал голову и посадил на стол с питательными трубками. Человек-амфибия Ихтиандр тоже плавает за границей у берегов Америки. В Чёрном море, напротив Одессы, такой конфликт был невозможен.

Что ж, все попытки высечь искру из феномена равенства закончились полным фиаско. Бруски, сталь и шлак, закипела сталь┘ все производственные романы, все фильмы о высотниках, ткачихах, геологах были лишены подлинной силы, потому что были отлучены от главной машины всех мировых сюжетов от неравенства умов, денег, положения в обществе и прочих примет иерархии. В первобытном обществе культура существовала в виде полосок на каменном ножике. Но как только общество стало делиться по признаку силы и власти, появились и предпосылки для возникновения цивилизации, которая в двух словах есть силовое поле неравенства. И тут бессильны любые проповеди, и пятится любая идеология. Даже в семье самого равного среди равных графа Толстого жена правдолюбца, заметив, что дочь влюбилась в писателя Чехова, укоротила глупое чадо: цыц! Он нам не ровня.

Вот из чего исходила революция 17-го года, а еще раньше Великая французская ≈ создать новую культуру из этого самого ровно. Вышло говно. Причем первыми недостаток культурной субстанции в новостройках социализма обнаружили сами вожди. Сначала строили общежития, фабрики-кухни, дома-коммуны. Они были идеальны для упрощенного быта, но не поражали воображения заграничных землян. А ведь цель любого равенства ≈ это облучение счастьем всех, кто встал на пути революции. Массовые стройки отменили. Панорама красной столицы мирового пролетариата стала постепенно приобретать черты Вавилона. Высотные здания вскрывали латентную силу тоски по неравенству. А культ вождя уродливо восстанавливал недоступность монарха. Башня Третьего Интернационала Татлина, тэ-образные небоскребы Лисицкого, наконец, титаническая химера дворца всех Советов Иофана буквально вопила о культе различия в самой равноправной стране на земном шаре.

И вот капитализм вернулся на родину.

Миллионы людей разорились, единицы нажили баснословные состояния. И что же? Культура, наконец, вздохнула свободно. Оказалось, что всё-таки её кровавая пища ≈ это несправедливость, подлость, отчаяние, гибель, самоубийство, инцест, реже красота и героизм, а еще реже ≈ торжество справедливости. Внезапно стал актуален Бертольт Брехт. А Иудушка Головлев, Артуро Уи, Тартюф, Хлестаков, Прометей, Макбет, Шейлок, Медея, Швейк и Павел Иванович Чичиков отныне вполне жизнеспособные персонажи.

Нет больше наших.

Все зло мира отныне наше кровное достояние.

Но почему культура алчет неравенства?

Почему стоит только убрать из какой-нибудь сказки злодеев вроде принца Лимона или Карабаса-Барабаса, как Буратино и Чиполлино превращаются в куклу и луковицу?

Увы, равенство ≈ ложь, а неравенство ≈ правда.

За неравенством социальным, материальным, возрастным, физическим и прочим, прочим стоит неравенство духа, разница в интеллекте, различие всей системы ценностных ориентаций. 70 лет мы пытались отрицать очевидное ≈ мир изначально несправедлив, за место под солнцем надо бороться, а нравы, обычаи, установки, страсти, поступки и прочий хаос социальных сетей надо сторожить трезвым законом и принуждать неравенство к сотрудничеству. Вот цель государственной машины ≈ быть сторожем зла, велосипедом, расписанием поездов, линией метро, пенсией, быть министерством здравоохранения и не быть министерством правды. Превращать энергетику несправедливости в электрический свет.

Но боюсь, что это набор красивых слов и только.

В самом основании нашего мира заложена некая тайна.

Не столько культура нуждается во зле, сколько мироздание в жертве.

Я вспоминаю деревушку Гляденово на Урале.

Это недалеко от Перми, города моего детства и юности.

Крохотная деревушка, десяток изб, баньки, огороды. Рядом с ней еще советские археологи обнаружили древнее костище, место, где приносились жертвы языческим богам. Слой этого костища раскапывали больше десяти лет и выяснили, что ему около 1500 лет. И погас он сравнительно недавно, в XV веке. То есть этот огненный жертвенник в диком лесу загорелся где-то примерно в то же самое время, когда Ромул и Рем основали Рим в 754 году до нашей эры.

И вот что удивительно, среди тысяч костей в Гляденово не было найдено ни одной человеческой кости. Ни одной! Только кости животных. Здесь не приносили в жертву людей, их заменяли вотивными знаками. Изображениями людей на камне.

М-да┘

Я представил на миг, что на середину арены в Колизее выходит жрец храма Юпитера и выбрасывает на землю вотивные изображения гладиаторов и объявляет: граждане Рима, крови больше не будет! О, как бы его освистали римляне. И, наверное, они были б правы: цивилизация требует жертв. Только из моря пролитой крови встают шедевры: термы Каракаллы, Палантин, Арка Септимия Севера, Мавзолей Августа, Форум Цезаря, Пантеон. А там, где не пролилось ни единой капли, ≈ глухая деревушка, десяток изб, баньки с пауками, огороды для картошки да коровьи лепехи на берегу у водопоя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1329
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3489
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1976
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2267

Другие новости