0
637
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.11.2008 00:00:00

К чему приручает жизнь. Алвис Херманис о новом зрителе и новом искусстве

Тэги: театр, режисер, херманис


О неосуществленных идеях

Однажды у меня возникла идея пригласить в качестве актеров профессиональных политиков. Но это была неоднозначная идея, которая влекла за собой массу неожиданных и, возможно, не самых приятных последствий. К тому же зритель должен был быть готов к восприятию дополнительной эстетической нагрузки ≈ принять на сцене игру любителей, поверить этой игре. Экспериментировать я собирался в связи с постановкой пьесы «Копенгаген», где речь идет о встрече Нильса Бора с его немецким коллегой; они оба потратили много лет жизни на изобретение атомной бомбы. И по случайности два премьер-министра Латвии по начальной профессии были физиками. Учеными. Я рассказал им о своей идее, чтобы они сыграли «Копенгаген», и у них тоже был огромный энтузиазм сделать это. Но в какой-то момент я испугался, что все может скатиться на уровень чрезвычайного непрофессионализма. Но я не трус. Я просто очень ответственный человек.

Мне всегда хотелось рассказать со сцены о жизни, рассказать без «жирного» актерского наигрыша. Но впервые удалось осуществить эту задумку только в спектакле «Соня», где один из актеров непрофессионал, бывший рабочий сцены. Но вот парадокс: пару раз человек выходит на подмостки, и все, он уже АКТЕР! Жизнь мгновенно приручает индивидуума к его новому статусу.

Кто и зачем ходит в театр

Я долго размышлял: что сегодня самое важное для тех, кто пришел в театр? Сначала мне казалось, что умный зритель наблюдает не за развитием сюжета, а за развитием игры, за развитием качества этой игры. Но сейчас я изменил свое мнение. Люди приходят в театр, чтобы не спеша подумать о своей жизни. Поэтому спектакль должен провоцировать каждого зрителя думать прежде всего о том, как он живет, чем и зачем.

«Долгая жизнь» ≈ это провокация

Меня иногда спрашивают: спектакль «Долгая жизнь» ≈ это провокация? Провокация, но в том смысле, что мы сознавали ≈ это патологический показ старости. В Латвии старых людей почти не видно на улице, их как бы вообще нет в стране. Они со своими мизерными пенсиями прячутся по своим квартиркам и едят рисовую кашу. И мы хотели преподнести зрителям жесткий урок: как нагадивших кошек, ткнуть их мордой в собственную мочу, чтобы они научились наконец думать о пенсионерах, думать о том, что такое старость!

Искусство должно быть разным

Я не отношусь к режиссерам, которые постоянно копаются в мусорном ведре и увлеченно конструируют спектакли из отбросов жизни и реальности. Я люблю форму. Эстетику. Люблю делать разные спектакли, и эстетические особенности, которыми я наполняю театральный мир, каждый раз меняются. Скажем, «Звук тишины», мой новый спектакль, премьера которого состоялась на московском фестивале NET, ≈ это поэзия в концентрированной форме, где реальность выдана через поток поэтических образов, эти образы важнее реальности.

Меня восхищает то, чем все последние годы занимался Анатолий Васильев. У меня нет точных определений для гениальных находок Васильева. Наверное, это сравнимо с музыкой Шнитке. Нет, скорее с музыкой Штокхаузена. Это серьезное глубокое погружение в мир очищенной от всяких примесей эстетики, в мир высокого искусства. Это для гурманов, и поэтому постановки Васильева, конечно, не очень демократичное искусство. Но согласитесь, если ты прочел книгу стихов ≈ ты же не будешь вечером обсуждать ее со своей кошкой? Высокое искусство, высокая поэзия ≈ особая форма интимного творчества, элитного! Это не для любителей посмотреть телевизор. Но слава богу, мы дожили до тех времен, когда соревнование в театральном искусстве кончилось. Не важно, кто лучший. Всем понятно, что хронометры уже не работают, все бегуны на той дистанции, когда впереди мог быть только БДТ, ≈ разбежались кто куда. Сегодня у каждого спектакля, у каждого художника своя жизнь и свой зритель. И чем больше этих форм жизни ≈ тем богаче театральная культура в целом.

Шукшин в стиле хай-тек

У меня нет конкретных эстетических предпочтений, я человек, ведомый спектаклем, зависимый от его потребностей. Я не могу сказать, что подстраиваюсь, но как бы пристраиваюсь рядом с ним. Например, «Долгая жизнь» ≈ это жизнь на блошином рынке, среди тысячи предметов: грязных, старых. А вот спектакль, который я сейчас репетирую в Театре Наций по рассказам Шукшина, ≈ очень минималистский, там нет захламленного пространства. Это будет театральный хай-тек.

Когда я ехал сюда из Риги, мне казалось, что я буду делать очень натуралистическую постановку, буквально копируя деревенскую жизнь. Побродив по Москве, поговорив с московскими актерами, я понял ≈ это будет позерство. Переодевать столичных звезд в кирзовые сапоги и делать из них крестьян невозможно! Абсурд! Я понял, что Шукшина делать натурально, копируя деревенскую жизнь, ≈ значит загубить спектакль, сделать его непонятным для современной аудитории. И мы решили, что зрителям будет интересно, если актеры будут рассказывать о героях Шукшина. Зритель увидит, как столкнулись две разные планеты: рассказы Шукшина и точка зрения на них современного москвича. Это будет театр в театре, история в истории┘

Еще одна деталь: этот спектакль делается в соавторстве с актерами. И это не мое кокетство. Наше соавторство означает, что гонорар за авторские права я делю между всеми участниками спектакля поровну. Но этические принципы и глубокая нравственность здесь ни при чем! Обычный прагматический, рациональный способ: как улучшить трудовой процесс, как сделать совместное творчество наиболее плодотворным и командным в самом объемном звучании этого слова. Иначе говоря, я думал о том, как улучшить качество продукта. Любой бизнесмен скажет вам, что командная работа более продуктивна.

Миссионер или конформист?

В стародавние времена, лет двадцать назад, считалось, что художник не может и не должен идти на компромиссы ни с кем и ни с чем. Он должен исповедовать только то, что подсказывает ему творческая энергия. Произошли изменения. Режиссер одновременно представляет интерес и зрителей, и актеров, защищает и тех, и других. Моя функция ≈ дипломатическая миссия ≈ быть посредине между зрителем и актером. В этом смысле вся моя работа ≈ сплошной компромисс во имя объединения всех и вся в одно творческое целое. Люди должны преодолеть свое одиночество и объединиться. Хотя иногда это объединение выглядит трагикомическим. Вообще, трагикомедия ≈ это мой любимый жанр. Я старомоден: надо смеяться и плакать в театре.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2103
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4811
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2636
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3033

Другие новости