0
633
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.01.2010 00:00:00

Лекция о старости

Тэги: театр, эрмитаж, премьера, спектакля, чехов


Николая Степановича играет Михаил Филиппов, актер Театра им. Вл. Маяковского. Мы ≈ погодки, что в театре очень важно. Более того, когда-то я думал, если получится труппа, получится театр, то стареть надо вместе и ставить спектакли в зависимости от возраста исполнителей.

«Скучная история» для меня началась не с прозы, а с впечатления от Бабочкина в роли Н.С. Старый, но при этом бравый красивый человек повествовал нам, не играя. Чехова играть бессмысленно ≈ он всё равно откажет тебе в счастье признания. Он требует совпадения. Вот у Бабочкина такое совпадение было.

Чеховский герой достоин того, чтобы размышлять о нем в старости. От Н.С. зависит многое: жизнь семьи, воспитанницы, обучение студентов, состояние науки. Как он у Чехова говорит: «Мне безразлична конечная цель мирозданья, мне интересней судьба костного мозга». Он мечниковского размаха человек. И у нас в спектакль вставлена лекция Мечникова, которую Михаил Филиппов читает на сцене. Я нашёл её, это лекция о старости, где учёный утверждал, что старость ≈ совершенно необязательное состояние человека. Патология. Самому Чехову, я уверен, не нравилось превращение людей в стариков, процессы разрушения интеллектуальных способностей, физических возможностей, наступающая некрасивость.

Каков основной мотив поведения стареющего человека, при этом ≈ крупной личности? Его охватывает тревога, что не на кого оставить людей, вообще их безумно жалко. Это, конечно, у героя «Скучной истории», может быть, не самое главное размышление, но всё-таки оно есть. Останутся без тебя люди, которые тебя любят. Твои студенты останутся без тебя. Наконец, мир без тебя останется! И возникает борьба с этой фатальностью за то, чтобы не оставлять мир без себя. Но это всё равно неизбежно.

Шестьдесят два года сегодня – как бы и не старость вовсе. Ты умеешь, что хотел уметь, ты крепок, тебя ещё любят, ты существуешь спокойно, но тем не менее перешел какую-то границу и очутился в области, неизвестной тебе. У Чехова это еще интересней. Герой говорит, – так я мыслил, когда был здоров и не был стариком, а вот так я стал мыслить, когда заболел и стал стариком. Мысли в старости, говорит он, – это порочные мысли, низкие мысли, мысли человека, боящегося смерти, это унижающие его мысли. Он неправильно смотрит на мир, он боится, а не бояться не может.

Наверное, можно говорить о внутренней старости. Это очень важное понятие. В «Скучной истории» сталкиваются понятия наступающего возраста и внутренней молодости героя. В этом его раздвоенность. Герой – не старик. По восприятию мира, по отношению к людям, страстности ≈ он молодой человек, но он ≈ старик, к тому же обречённый умереть. А творческий человек, он всегда ≈ молодой человек.

Записал Григорий Заславский


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
891
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
771
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
897
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
606

Другие новости