0
828
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.01.2010 00:00:00

С Сахалина в Коломбо


В апреле 1890 года, заняв у Суворина 1000 рублей, Чехов уехал из Москвы в своё далёкое путешествие на Сахалин. Железная дорога только строилась, поэтому в Ярославле с поезда он пересел на пароход; 4500 вёрст проехал на лошадях, плыл по Амуру и Татарскому проливу.

Чехов хотел увидеть русскую каторгу, но ехал, не зная, пустят его или нет. Чехова пустили. Согласно секретному предписанию, посланному вслед путешественнику, Чехову не разрешалось встречаться с политическими заключёнными.

Опрашивая заключённых и заполняя на каждого карточку, Чехов не спрашивал только о том, за что человек попал на Сахалин: писатель и врач, должен был помогать всякому. Чтобы объехать весь остров и опросить всех, понадобилось три месяца и три дня. Работал до часу ночи, а с пяти утра уже снова ходил из избы в избу, опрашивая население. Всего Чехов ≈ один! ≈ заполнил около 10 тысяч карточек.

И вот, наконец, Южный Сахалин, откуда на пароходе Чехов собирался отправиться в обратный путь ≈ в Россию. Антон Павлович мечтал попасть в Японию, но там в это время свирепствовала холера, так что от этой мысли пришлось отказаться.

Дальнейшие сведения почерпнуты из корабельного журнала (хранится в Центральном государственном историческом архиве С-Пб.).

13 октября 1890 года Чехов поднимается на борт парохода «Петербург», который в четверть первого отшвартовывается и берёт курс на Владивосток.

16 октября в 9.30 утра «Петербург» приходит во Владивосток и встаёт на якорь в бухте Золотой Рог.

Ещё на Сахалине Антон Павлович познакомился с отцом Ираклием. Иеромонах и духовный писатель, бурят, он плыл с Чеховым с Северного Сахалина в Южный, затем в Одессу, а потом остановился у Чехова в Москве.

Уже на пароходе Чехов подружился с мичманом Г.Н.Глинкой, сыном баронессы Икскуль.

Во Владивостоке Чехов вместе с о. Ираклием получают заграничные паспорта.

19 октября «Петербург» берёт путь на Гонконг.

20 октября в районе острова Моцу-сима в Японском море предали воде тело бессрочно отпускного И.Чублинского, считается, что он ≈ прообраз Гусева. Чехов впервые тогда увидел, как хоронят в море ≈ зашив в парусину и бросая затем тело за борт. В первый, но не в последний раз.

26 октября «Петербург» отдаёт якорь на рейде Гонконга. Оттуда берёт курс на Сингапур. По пути от Гонконга до Сингапура корабль попадает в сильный шторм. Груза не было, и пустой пароход, думал Чехов, казалось, ещё немного и опрокинется. Крен был 38 градусов. И тогда якобы капитан, по рассказу брата Чехова Михаила Павловича, предложил держать револьвер при себе ≈ если перевернётся пароход, лучше, считали, застрелиться, чем достаться акулам. Револьвер Чехову дал капитан.

Кстати, чуть позже Чехов чуть было не попал в пасть акулы. От Сингапура плыли по Индийскому океану, стояла дикая жара, и Антон Павлович решил выкупаться. Чехов с носа парохода бросился в воду на всём ходу судна и должен был ухватиться за спущенный канат. И тут увидел приближавшуюся к нему акулу. По рассказу Михаила Павловича, Чехова едва успели вытащить. Он успел ухватиться за канат, и его втянули на борт. Чехов буквально ощутил акулью пасть┘

По пути к Сингапуру за борт бросили ещё двух покойников: глядя, как тело летит, кувыркаясь, в воду, заметил Чехов, вспоминаешь, что до дна несколько верст, и почему-то думаешь, что сам умрёшь и будешь брошен в море┘

10 ноября «Петербург» отдаёт якорь и отшвартовывается в гавани порта Коломбо на Цейлоне. Температура была 23 градуса: накануне прошёл сильный шторм, и поэтому стояла прохлада.

Антон Павлович, отец Ираклий и мичман Глинка сходят на берег и останавливаются прямо около порта в отеле «Ориенталь». Ныне ≈ Гранд Отель Ориенталь.

В отеле до сих пор трепетно относятся к этому посещению. У входа ≈ табличка: «Здесь останавливался великий русский писатель А.П.Чехов». А 304-й номер, в котором непосредственно останавливался Чехов, сделали мемориальным, сохранив в нём старую обстановку в колониальном стиле. Кровать под балдахином, стол, кресло... В буклете эти апартаменты рекламируются отдельно. Номер сдаётся, но и у двери его ≈ такая же мемориальная табличка. Повесив в номере несколько фотографий, в гостинице гордятся тем, что создали у себя музей, посвящённый визиту Чехова.

В тот же день, оставив вещи в отеле, Чехов поехал купаться.

В самом Коломбо и тогда, и сейчас купаться нельзя, поскольку около города проходят сильнейшие течения: любого, кто отважится влезть в воду, мгновенно уносит в океан. Чтобы искупаться, надо проехать около 20 км по специально проложенной одноколейной железной дороге. Туда и приехал А.П. Потом гуляли по городу, смотрели заклинателей змей.

На следующий день Чехов поехал в Канди ≈ древнюю столицу Шри-Ланки. В Канди он отправился на поезде в третьем классе, было жарко, душно, в поезде пришлось провести целый день, поскольку останавливался он чуть ли не у каждого столба. Позже писал: «Здесь, в раю, я сделал больше ста вёрст по железной дороге и по самое горло насытился пальмовыми лесами и бронзовыми женщинами».

В Канди Чехов остановился в Queens Hotel. В Москве, в РГАЛИ, хранятся квитанции об оплате номера. Для Шри-Ланки это стало открытием. Queens Hotel тоже сохранился до наших дней, но обнаружить в книгах запись о пребывании здесь Чехова не довелось.

Возвратившись 24-го в Коломбо, Чехов идёт в зоопарк и приобретает самку и самца мангустов, которых привёз в Москву.

Зверьки оказались чрезвычайно весёлыми. Чехов поселил их у себя в доме на Садовой, где мангусты безобразничали вовсю: выбрасывали землю из горшков с цветами, к приходившим в гости дамам они тут же забирались на голову и принимались рыскать

в причёсках, котелки и шляпы нельзя было оставить перевернутыми ≈ зверьки сразу же устраивали в них туалет. Поскольку дом писателя постоянно был заполнен гостями, Михаилу Павловичу время от времени приходилось довольствоваться постелью на полу, и если, не дай бог, из-под одеяла высовывалась нога, мангуст тут же хватал его за ногу. Когда семья летом переехала на дачу в Багимово, взяли с собой и мангустов, и А.П. однажды наблюдал, как мангуст расправился с гадюкой.

Тем не менее у А.П. в какой-то момент лопнуло терпение,

и мангустов отнесли в московский зоосад напротив. Мария Павловна потом проведывала их.

В 16.30 24 ноября «Петербург» снова снялся с якоря, вышел

в открытый океан и взял курс на Порт-Саид. До него шли 13 дней без остановки. Чехов удивился тому, как хорошо он переносит жару и качку.

Дальше ≈ Красное море, затем ≈ Стамбул, куда даже не заходили, и, наконец, ≈ Одесса.

Из Одессы Чехов даёт телеграмму с просьбой ждать его с ужином. Скорее всего в Одессе он бросил много писем от народовольцев.

Ни сам Чехов, ни кто-либо из его знакомых об этом не пишет, но многие как раз вскоре после этого получили от родных письма

и узнали, где те находятся.

Вспоминая Коломбо, Чехов написал: «Если в Царствии Небесном солнце заходит так же хорошо, как в Бенгальском заливе, то смею вас уверить, Царствие Небесное ≈ очень хорошая штука».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1174
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3131
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1767
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2109

Другие новости