0
3900
Газета Интернет-версия

21.03.2013 00:01:00

Эпос безгероического времени

Тэги: кочнев, стихи


кочнев, стихи

Владимир Кочнев. Маленькие волки. 
– М.: Воймега, 2013. – 96 с. (Приближение).

Реальность, навязанная художнику извне, неизбежно становится материалом для произведения, поскольку бежать от нее бессмысленно, да и некуда, разве что в глубь собственного сознания, поставленного в оппозицию миру и вместе с тем находящегося внутри этого самого мира. Так, мы, будучи элементом некоего метатекста, против собственной воли вписаны в определенный контекст. Этот конфликт – между искаженной донельзя нынешней реальностью и накрепко с ней связанным, неспособным отделиться поэтическим зрением – лежит в основе многих стихотворений из новой книги Владимира Кочнева «Маленькие волки».
«Я бы рискнул назвать стихи Владимира Кочнева «эпосом безгероического времени», – пишет в аннотации Максим Амелин. – Времени, когда героями являются не победители в войнах, а бандиты, не космонавты, а наркоманы, не первопроходцы, а гламурные прожигатели жизни… Времени, когда человек со способностями оказывается не востребованным обществом с раздвоенной моралью и сбитыми ценностями». Поэт вынужден самоидентифицироваться в пределах этого времени, не потеряв с ним связи; он пытается разобраться, где именно система дала трещину, в результате чего возникло бесчисленное множество ничем не примечательных людей.
Герой Кочнева пытается выйти за пределы этого искусственного пространства, и все вокруг наталкивает его на размышления об этом: «Я видел по телевизору,/ как взбесился слон, выступавший в цирке:/ сперва он наступил на дрессировщика,/ а после на парочку клоунов,/ оказавшихся рядом.// Люди рванули от него кто куда/ и выглядели при этом не лучше/ стайки тупых обезьян…» Потом слон с легкостью отбрасывает от себя храбреца, что «пытался даже закрыть перед ним ворота», и вырывается на улицу, бежит, «расталкивая машины, автобусы, давя пешеходов». Но вскоре слона застрелили. Наблюдая случившееся, поэт приходит к следующему довольно безрадостному заключению: «Тем не менее/ слон победил./ Хотя бы раз в жизни/ он почувствовал себя слоном.// А кто бы из вас знал,/ как мне хочется/ почувствовать себя человеком».
Интонационно родственные Чарльзу Буковски, с одной стороны, и Геннадию Алексееву – с другой, стихотворения Кочнева часто опираются на какой-то сюжет. В основе текста, как правило, лежит то или иное бытовое событие, отрефлексированное автором, воспринятое через его собственную оптику. Потому для Кочнева исключительно важны финальные строки текста, именно в них содержится авторский вывод/приговор. Так, рассуждая об отважных героях из военных фильмов и о настоящих военных, «полубезумных психопатах, быкующих друг на друга», поэт внезапно осознает, что «и они тоже/ находятся в плену тех волшебных/ героических и бесконечно храбрых людей». Или же – рассказывая о некоем персонаже из прошлого, начинающем поэте по кличке Шизофреник, который «ни с того ни с сего начинал петь,/ в скучные моменты выходил из зала,/ громко стуча подошвами» и «ходил в рваной одежде,/ женском свитере, надетом навыворот,/ с рюкзаком, полным книг, за спиной», автор заключает: «Все его гнали,/ а я немного завидовал».
И после этих слов поэт как будто внезапно осознает свою принадлежность к тем, кто сумел почувствовать себя человеком, и вместе с тем невозможность такой принадлежности.

Пейзаж одного за другим проглатывает людей, всё так плохо, что даже не стоит произносить вслух. 	Фото Евгения Лесина

Поэт, пытающийся существовать внутри реального мира и не потерять при этом самого себя, так же как и любой другой человек, в итоге остается никем не замеченным:
Однажды
дверь Московского союза 
писателей отворилась
и на пороге возник 
странный старик
в дряхлом пальто.
– Вы откуда? – спросили его.
– Я Крученых, – ответил он.
Все думали, он давно умер
(лет шестьдесят назад),
а он жил этажом выше
в голой комнате,
спал на солдатской кровати…
Что добавить, не знаю.
Может быть,
дыр бул щыл?
Этот человек, к своему несчастью ставший поэтом, бессмысленно бродит из угла в угол (и Крученых здесь – скорее метафора, нежели конкретная личность); даже не вполне понятно, зачем решил он покинуть свою голую комнату и спуститься этажом ниже.
Подобно ему, герой Кочнева однажды забредает на «глобальную стройку»: «…пепельная трава/ разноцветные кусочки стекла/ среди которых дети играли мусором/ а взрослые куда-то спешили по горло в дерьме/ и окна домов горели грязным уютным светом»; барачный платоново-холинский пейзаж одного за другим проглатывает людей, «всё так плохо что даже не стоит/ произносить вслух».
Вскоре герой просыпается; в надежде, что сон кончился, он подходит к окну и видит, что всё «чуточку лучше и чище, но в целом такое же»: «…и это был сон/ и это был бред/ и это была наша жизнь// новостройка посреди вечного хаоса/ праздник среди разложения/ танец в навозной куче». Но Кочнев убежден, что наблюдаемое им действо не безнадежно – «но всё-таки/ здесь/ лучше чем/ там»; в заключение он утверждает: «и я был счастлив что жив».

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
854
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1148
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
900
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
736

Другие новости