0
1421
Газета Интернет-версия

27.04.2017 00:01:00

ИСПОДЛОБЬЯ. Бастион в Лаврушинском

Тэги: писатели, жилплощадь, дом нирнзее, общежитие литинститута, лаврушинский


Литераторы пишут романы и повести, краеведы исследуют историю примечательных зданий. Иногда два этих вектора пересекаются. Краевед начинает изучать историю дома, когда-то целиком населенного писателями. Сейчас, конечно, состав жителей поменялся, много утекло воды и сменилось эстетических вех. Но феномен «советского писательского дома» привлекает внимание историков, социологов, журналистов. Ведь такого прежде нигде в мире не было. А теперь уж, наверно, и не будет. Так что надо спешить изучать такие дома, пока из них полностью не выветрился дух социалистического общежития литераторов, пока здравствуют старожилы – хранители уникальных сведений обо всем, что происходило когда-то в этих стенах.

Дом № 17 в Лаврушинском переулке – один из таких бастионов советской литературы. В нынешнем году исполняется 80 лет с начала его заселения. По этому поводу в выставочных залах Государственного музея А.С. Пушкина зимой прошла выставка, а также была выпущена книга – отличное краеведческое исследование о доме, написанное одним из его жильцов Ольгой Никулиной. О нравах, царивших в доме, можно также прочесть во многих писательских биографиях – например, в вышедшей недавно в серии ЖЗЛ книге Сергея Шаргунова «Катаев».

В доме напротив Третьяковской галереи жили Пришвин и Шкловский, Эренбург и Олеша, Бергельсон и Сельвинский. Каждому писателю выдавался «Паспорт на занимаемую государственную жилплощадь». На последнем этаже находилась квартира Бориса Пастернака, превращенная во время Великой Отечественной войны в помещение для отдыха артиллеристов-зенитчиков, дежуривших на крыше. Здесь Владимир Луговской переводил польских поэтов, Евгений Петров писал воспоминания о своем друге и соавторе Илье Ильфе, Константин Тренев позировал для портрета Петру Кончаловскому, Агния Барто работала над детскими стихами и книгой прозы «Найти человека»… Много историй, реальных и легендарных, хранит этот дом, сопоставимый по культурному значению с «тучерезом» Нирнзее в Большом Гнездниковском и Домом на набережной. И очень хорошо, что книги о них написаны людьми, которые сами там жили. Личные впечатления и воспоминания – бесценная вещь.        

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
965
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1296
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
994
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
824

Другие новости